В данной работе рассматривается такое широкое направление, как морская перевозка. Этот процесс состоит из нескольких сложных составляющих, включая правовое регулирование. Фактом наличия морской перевозки является заключение договора морской перевозки, который может быть представлен в двух видах: коносамент и рейсовый чартер.
Ключевые слова: морская перевозка, линейное судоходство, трамповое судоходство, договор морской перевозки, коносамент, рейсовый чартер.
Морские перевозки играют большую роль в финансово-экономических отношениях нашей страны. Сравнивая все виды транспорта, можно сделать вывод, что морской лидирует по количеству перевезенного груза и обладает рядом значительных преимуществ.
Совершенствование морских перевозок связано не только с увеличением производительности, провозоспособности и внедрением новых технологий, но и с совершенствованием правовой базы данной области.
Для РФ огромным шагом на пути развития морских перевозок стало принятия КТМ РФ. В нём содержатся понятия, которые определяют правовой статус судна, экипажа, организацию перевозок пассажиров и грузов, морского страхования, буксировки, порядка возмещения убытков от столкновения судов, вознаграждения за спасение на море, пределов ответственности судовладельца и грузовладельца и т. д. [1].
Этот документ вступил в силу 30 апреля 1999 года, а подписан президентом был только в июле 2004 года.
Необходимостью для создания КТМ РФ послужили международные морские перевозки, т. к. международный характер торгового мореплавания всегда являлся основным критерием при создании морских законов.
В общем виде понятие международные перевозки представляет собой перемещение грузов, пассажиров и багажа любым видом транспорта (или сразу несколькими), если пункт отправления и пункт назначения расположены на территории различных стран.
В связи с этим в процессе транспортировки грузов, пассажиров и багажа заключается большое множество международных договоров, относящихся к разным видам транспорта. Такие документы чаще всего содержат правила перевозки, требования к упаковке, порядок сдачи и приема груза (пассажиров), зоны ответственности отправителя и перевозчика, процедура предъявления иска и т. д.
Но также существуют документы (конвенции, соглашения), которые охватывают сразу все или несколько видов транспорта. Например, Монреальская конвенция 1999 г., Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г, Брюссельская конвенция 1924 г., Варшавская конвенция 1929 г., Унифицированный правила и обычаи для документарных аккредитивов 2007 г. [2]
Такие документы, как правило, создаются специальными международными организациями. Эти организации играют большую роль в разработке и практическом применении международных правовых документов и признаны содействовать развитию международного сотрудничества по различным вопросам (безопасность мореплавания, защита окружающей среды и т. д.).
Существует два вида таких организаций:
− Международные межправительственные организации;
− Международные неправительственные организации.
К первому виду относится ИМО (International Maritime Organisation), её главной задачей является создание таких условий, при которых международное судоходство наиболее эффективно способствует расширению мировой торговли.
А самой известной организацией, которая относится ко второму типу, является БИМКО (Baltic and International Maritime Council). В целях организации есть такие пункты, как:
− Объединение судовладельцев, а также других организаций и лиц, связанных с торговым судоходством;
− Борьба с практикой взимания несправедливых сборов;
− Организация сотрудничества с другими учреждениями, деятельность которых отвечает требованиям торгового судоходства;
− Издание типовых проформ.
В мировой практике существуют две формы судоходства: линейная и трамповая.
Линейное судоходство подразумевает организацию движения судов по отработанной схеме, на устойчивых географических направлениях, по заранее объявленному расписанию, с установленным линейным тарифом. И договором морской перевозки здесь является линейный коносамент.
Коносамент (bill of lading) — транспортный документ, содержащий условия договора морской перевозки и выдаваемый грузоотправителю в удостоверении факта заключения договора морской перевозки. Выдается на каждую партию груза, независимо от того представлено всё или только часть судна. Используя коносамент, лицо, выдающее его и принимающее, должны иметь в виду, что он основывается на торговом контракте и что в торговой и перевозочной практике он выполняет три функции:
-
Является распиской:
- Перевозчика в приеме груза к перевозке на склад для последующих рейсов;
- Капитана в приеме груза на борт конкретного судна;
- Является доказательством наличия договора морской перевозки и регулирует отношения между судовладельцем и грузоотправителем;
- Является товарораспорядительным документом и олицетворяет право владения товаром и служит предметом купли-продажи. [3 с.249]
Согласно ст.144 Кодекса торгового мореплавания в коносаменте содержатся такие данные, как: наименование перевозчика и место его нахождения; наименование порта погрузки и дата приема груза перевозчиком в порту погрузки; наименование отправителя и место его нахождения; наименование порта выгрузки; наименование получателя; наименование груза и его характеристики, внешнее состояние груза и его упаковки; фрахт; время и место выдачи коносамента; число оригиналов коносамента; подпись перевозчика. [4]
Трамповое судоходство — это отдельные рейсы судов, не связанные с постоянными портами погрузки и выгрузки, одним родом груза т. п. Такие перевозки дополняют и помогают организовывать линейные, потому что отдельные рейсы судов обеспечивают доставку груза в базовые порты линии из тех районов, куда не заходят линейные суда. Договором морской перевозки является рейсовый чартер. Он представляет собой договор на перевозку груза, составляемый между фрахтователем и фрахтовщиком. [3 с.254]
В статье 120 КТМ РФ приводится перечень всего, что должно содержаться в чартере для того, чтобы он имел юридическую силу. Одним из главных признаков чартера является уточнение про предоставление всего судна или только его части под перевозку грузов об этом говорится в п.2 ст. 115 КТМ РФ.
Продолжительная мировая практика фрахтования и применения чартеров привела к созданию типовых проформ рейсовых чартеров. Как отмечает Е. Р. Молчанова «преимущество проформ чартеров заключается в том, что они учитывают интересы фрахтователей и фрахтовщиков. Большинство из таких чартеров представляют собой своего рода компромиссы, выработанные в результате длительных переговоров». [5]
В настоящее время проформы чартеров упрощают технику оформления перевозки и ускоряют весь перевозочный процесс.
Литература:
- Словарь бизнес-терминов/ сост. и ред. Е. С. Серый. НДП «Альянс-Медиа», 1996
- Косовская В.А, Морская перевозка груза как частноправовой институт: Монография. — СПб.: Астерион, 2008. — 160 с.
- Гуцляк В. Н. Морское право: учеб. пособие — М.: Феникс, 2000. — 319 с.
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.99 № 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. № 18. Ст.2207)
- Молчанова Е. Р. Чартер и коносамент: проформы, виды, особенности // Тенденции развития науки и образования. — 2018. — № 41. — С. 61–62.