Томас Мор о преступлениях и наказаниях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 3350 раз

Библиографическое описание:

Шагаева, Д. Р. Томас Мор о преступлениях и наказаниях / Д. Р. Шагаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59254/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье анализируются представления крупнейшего из европейских социальных мыслителей эпохи Возрождения — Томаса Мора по поводу содержания, сущности и практической реализации системы наказаний на острове Утопия. В статье автор стремится показать, что задолго до вступления в практику представлений о необходимости и целесообразности максимально гуманного отношения к гражданам, даже совершающим общественно опасные действия, в альтернативных моделях социальной организации господствовали принципы реального гуманизма.

Ключевые слова: Томас Мор, утопия, преступления, наказания.

Личность и учение Томаса Мора (1478–1535) до сих пор вызывает величайший интерес, поскольку это был один из первых европейцев, начавший приводить доводы против смертной казни, кроме того, его сочинение «Утопия» по сути вывело это слово в новый статус, сделав его нарицательным, как некое идеальное недостижимое в реальной жизни государственное устройство. В своей работе я более подробно остановлюсь на исследовании системы ответственности за преступления и наказаниях у утопийцев, в этом идеальном государстве.

Данная тема представляет особый интерес, поскольку тема наказания за совершенное преступление всегда была и остается очень актуальной, поскольку вызывает множество вопросов. Как назначить справедливое наказание, чтобы при этом не быть слишком жестоким и в то же время, и защитить интересы жертвы? И если по некоторым преступлениям это не так сложно, например по кражам, поскольку ущерб можно измерить материально, то как измерить ценность человеческой жизни? Томас Мор был одним из первых авторов, который открыто заговорил о чрезвычайной жестокости наказаний царивших в то время. Чтобы понять всю прогрессивность идей Томасам Мора прежде всего, стоит коротко остановиться на том времени, в котором он жил. Преобладающей целью наказания в средневековой Англии было желание покарать виновного. Как пишет Хатинов С. Ю. в своей статье: «С одной стороны, страх стать жертвой преступления порождал в обществе жестокость в отношении человека, объявленного преступником. Причем жестокость не приводила к снижению числа преступлений, а только наращивала в людях чувство страха, которое, в свою очередь, вызывало желание проявить жестокость….” [1, с.174]. То есть, это была атмосфера тотальной жестокости.

И именно в такое время Томас Мор выдвинул идею о том, что, совершенно несправедливо отнимать жизнь у человека за отнятие денег, так как человеческую жизнь по ее ценности нельзя уравновесить всеми благами мира.

Обосновывая свою позицию, Мор поясняет, что с одной стороны конечно нельзя одобрить законы «повелевающие обнажать меч за малейшее нарушение дисциплины; с другой стороны, порицания заслуживают и стоические положения, признающие все прегрешения до такой степени равными, что, по их мнению, нет никакой разницы между убийством человека и кражей у него гроша» [2, с.157].

Томас Мор совершенно справедливо указывал, что нелепо и гибельно для государства карать одинаково вора и убийцу. Мор, рассуждая с позиции здравого смысла, верно говорит, что если преступник знает, что за воровство или грабеж он получит такое же наказание как за убийство, то он предпочтет убить жертву, поскольку это снизит вероятность обнаружения преступления. По сути дела, как пишет Мор подобная система наказаний только провоцирует преступника на более жестокие действия. «Поэтому, стремясь чересчур сильно устрашить воров, мы подстрекаем их к уничтожению хороших людей» [2, c.164].

В Утопии Томас Мор, как основной вид наказания рассматривал рабство, а не смертную казнь. Преступник должен был общественно полезным трудом загладить и искупить свою вину и заслужить прощения. Рабство, как вид наказания применялось у утопистов за совершение тяжких преступлений: убийства, разбоя, краж, и как это не парадоксально для людей нашего времени, за супружескую измену. Преступники, приговоренные к рабству выполняли грубую, грязную работу: на бойне и на строительстве дорог. В обосновании такого наказания Мор ссылается на Каина, построивший город Энох. Убийство виновных применялось только в крайнем случае, если приговоренный к рабству «примется снова бунтовать и брыкаться», то, как писал Томас Мор — их, наконец, убивают как свирепых зверей, которых ни тюрьма не может унять, ни цепь» [3, c.43]. Рабство, как наказание не было пожизненным и допускалась его отмена, если преступники начинают испытывать искреннее раскаяние, то правитель или народ могут как прекратить рабство вообще, так и значительно смягчить его.

Безусловно и то, что данная система наказаний была придумана именно для людей Утопии, то есть, для некого идеального человека живущий своим трудом и никоим образом не стремящийся к наживе, богатству и роскоши. Обычный житель Утопии по Мору — простой бескорыстный человек, приносящий своим трудом пользу как себе, так и обществу. Конечно странно, что в таком обществе вообще появляются преступники, но Мор создал именно социальный идеал, в котором выдвинул весьма прогрессивные для своего времени идеи.

Вообще, преступность и преступления в сочинении Томаса Мора упоминается достаточно редко. Первое упоминание о преступлении, встречается при описании порядка управления и состоит в принятии решения по общественным делам помимо сената или народного собрания. Это считается одним из опаснейших преступлений, поскольку может привести к возникновению заговора и угнетению народа тиранией.

В своем сочинении Томас Мор настаивал на краткости и простоте утопийского законодательства, поскольку это способствовало лучшему пониманию народом этих законов. «Законов у них очень мало да для народа с подобными учреждениями и достаточно весьма немногих. Они даже особенно не одобряют другие народы за те, что им представляются недостаточными бесчисленные томы законов и толкователей на них» [2, c.182].

Следует отметить, что одним из проявлений того времени, было то, что особого наказания по мнению Томаса Мора заслуживали оскорбители брачного союза, уличенные в супружеской неверности. За указанный проступок по утопийским законам виновный карается тягчайшим рабством.

Невиновная сторона могла как отвергнуть изменившего супруга и выбрать себе другого супруга при желании, так и остаться с изменившим супругом, но тогда он должен был следовать вслед за осужденным супругом, который отправлялся в рабство. «При этом иногда случается, что раскаяние одного и услужливое усердие другого вызывает у князя сострадание, и он возвращает виновному свободу. Но вторичное грехопадение карается уже смертью» [2, c.194].

Таким образом, главным наказанием в правовой системе утопийцев было рабство, что с позиции современного человека выглядит как нарушение принципов гуманности, однако, для времени средневековой Англии это был большой шаг вперед в плане гуманизации действующих в то время законов. При этом, следует учитывать, что рабство было не пожизненным, а можно было получить освобождение от него.

Литература:

  1. Хатунов С.Ю. Обоснование и цели наказания в средневековой Англии // Российский юридический журнал. 2010. N 3.
  2. Мор Т. Утопия // Утопический социализм: Хрестоматия. М., 1982.
  3. Сухарев А.П. Томас Мор — первый европеец против смертной казни // История государства и права. 2011. N 15.
Основные термины (генерируются автоматически): Мор, время, рабство, изменивший супруг, наказание, преступление, преступник, средневековая Англия, человеческая жизнь.


Задать вопрос