В статье приводится закон об определении прожиточного минимума. Рассмотрена официальная статистика и данные Росстата на 2017. Обоснована необходимость создания системы мониторинга изменения доходов населения с учетом дифференциации уровня благосостояния экономического агента. Также автор делает предположение о возможности реализации системы мониторинга с учетом имеющейся у административных субъектов технической базы.
Ключевые слова: прожиточный минимум, бедность, заработная плата, мониторинг, доходы, благосостояние, Росстат, статистика, система, расходы.
The article provides a law on the determination of the subsistence minimum. Considered the official statistics and data of Rosstat for 2017. The necessity of creating a system for monitoring changes in incomes of the population, taking into account the differentiation of the level of welfare of an economic agent, is substantiated. The author also makes an assumption about the possibility of implementing a monitoring system, taking into account the technical base of administrative entities.
Keywords: poverty level, poverty, wages, monitoring, incomes, welfare, Rosstat, statistics, system, expenses.
В современном мире особое внимание стоит уделить проблеме мониторинга уровня бедности в России. К бедным относят граждан, чей уровень дохода ниже прожиточного минимума. В Российской Федерации согласно федеральному закону от 24 октября 1997 года № 1Э4-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» прожиточный минимум определяется как стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. [3]
По официальной статистике и данным Росстата на 2017 год 13,2 % населения Российской Федерации относится к бедным. По состоянию на 5 апреля 2019 года величина прожиточного минимума составила 11069 рублей для трудоспособного населения и 8464 рублей для пенсионеров. Доля пенсионеров в общем числе бедных составляет 16,7 %. По данным Росстата, размер пенсий в среднем составил 13323 рублей за 2018 год. Это в 1,5 раза выше величины прожиточного минимума для пенсионеров. Однако эта сумма составляет всего 62 % от среднедушевого денежного дохода трудящегося населения России.
На Международной Конференции по Занятости в августе 1976 года озвучили концепцию базовых нужд. Она подразумевает не только материальные нужды, необходимые для физического выживания, но и услуги, которые позволят вести активную социальную жизнь. Показатель бедности измеряется с помощью абсолютной черты бедности, но включает в себя и расходы на продовольствие, и расходы, например, на образование, досуг, здравоохранение.
При этом следует учитывать, что доля расходов на медикаменты у пенсионеров и инвалидов существенно выше, чем у трудоспособного населения. Так же следует отметить, что одна часть лекарств финансируется государством, а другая часть покупается за собственные средства, что вносит некоторые неточности при учете реальных расходов данных групп населения. Следовательно, это ведет к тому, что получаемые данные об уровне достатка этих граждан недостоверны.
Таким образом, можно сделать предположение, что систему мониторинга бедности стоит расширить и учитывать, не только доходы индивидуума, но и структуру расходов, которая имеет сильную корреляцию с географическим положением субъекта, климатическими условиями, экономической ситуацией в регионе, развитостью инфраструктуры, принадлежностью экономического агента к малообеспеченным слоям населения или к группам получающим социальные выплаты.
Поэтому важно не просто рассчитывать долю населения относящуюся к бедным, но и отслеживать ситуацию в регионах. Например в регионах с холодным климатом цена на такие продукты питания как свежие овощи и фрукты выше, чем в регионах с более длительным теплым периодом.
В экономически развитых городах с высокой зарплатой цены на жилье, продукты питания и услуги так же выше. Поэтому важно на уровне органов местного самоуправления отслеживать показатель бедности и принимать соответствующие меры по устранению проблемы, учитывая специфику каждого конкретного региона.
В настоящее время наблюдается значительный рост цен на топливо, что приводит к удорожанию большинства товаров и услуг. Также с 1 января произошло повышение налога на добавленную стоимость, что привело к мультипликативному росту цен на услуги ЖКХ, автомобили, а также другие товары и услуги. В последствии может появиться ситуация когда уровень инфляции растет быстрее чем происходит индексация заработной платы и социальных выплат, что ведет к обнищанию населения.
Решением проблемы может стать система мониторинга уровня бедности населения, которая сможет отобразить реальную ситуацию в стране не только на уровне федеральных округов и областей, но и на уровне областного района. При этом данная система будет отражать особенности функционирования рынков района и оперативно реагировать на изменения в экономике отслеживаемого района. При работе в данной системе можно будет отдельно отслеживать изменение благосостояния обеспеченных, малообеспеченных и бедных слоев населения.
Для этого предлагается вести учёт следующих показателей: размер средней зарплаты, минимальный размер оплаты труда, размер социальных выплат, стоимость потребительской корзины в регионе. Это позволит оценить фактическую инфляцию в регионе и оценить насколько изменилась покупательная способность каждого слоя населения, что позволит принимать объективные решения исходя из данных полученных на месте с учетом специфики выбранного для оценки субъекта.
Доступ к данной системе будет предоставляться по средствам сети Интернет через личный кабинет, в котором пользователю необходимо будет указать размеры средней зарплаты в выбранном субъекте, минимальный размер оплаты труда, размер социальных выплат и актуальные цены на товары и услуги, включенные в потребительскую корзину, с учётом специфики региона.
Далее пользователь вносит данные через необходимый промежуток времени и получает показатель фактической инфляции и изменения благосостояния населения с делением по уровням дохода.
Каждый регион имеет свои особенности. Например, есть туристические города или связанные с производством. Все это формирует свои специфические расходы. Так же различается уровень зарплат. Поэтому для более точного отражения состояния уровня жизни населения следует вести учет на уровне местных органов статистики.
Литература:
- Арапко В. В. Уровень бедности в России. / Научный журнал Инновационная наука № 5–1, 2018. — 76 с.
- Егоренко С. Н. Регионы России. Социально-экономические показатели. / Р32 Стат. сб. Росстат. 2018. — 1162 с.
- О прожиточном минимуме в Российской Федерации: федер. Закон от 24.10.1997 № 1Э4-ФЗ
- Федеральная служба государственной статистики. / Величина прожиточного минимума по состоянию на 5 апреля 2019 года. — 1с.