Экспорт является одним из проявлений осуществления (бизнес) предпринимательской деятельности в области международной торговли товарами, работами, услугами, мерилом стабильности экономики и эффективным средством увеличения валютных резервов государства.
В Республике Узбекистан намечен ряд комплексных мер, созданы благоприятные условия для развития экспортных отношений, способствующих увеличению роста показателей в данной сфере (на сегодняшний день они составляют 13,6 %) и составивших 14 млрд. 258 млн. долларов США.
За последние два года география экспорта республики расширилась до 50 стран и достигла 140 государств. В номенклатуру экспорта входят 120 видов товаров, из них доля готовой продукции составляет 56 %, а количество региональных промышленных секторов увеличилось почти в 1,7 раза. Однако, весь экспортный потенциал страны еще полностью не раскрыт [1].
В этой связи Президент Республики Узбекистан поручил разработать Стратегию экспорта на 2019–2025 гг., предусматривающую диверсификацию состава экспортоориентированных товаров и увеличение объемов экспортируемых готовых продукций на 60 процентов. Данная Стратегия предусматривает переход предоставляемых государственных услуг экспортерам при помощи электронной системы, оказание им финансовой поддержки, повышение показателей страны “Международная торговля” в рейтинге “Doing business” и вхождение республики в состав 50 экспорто-развитых стран мира.
В настоящее время в рейтинге показателей “Международная торговля” Узбекистан занимает 165 позицию среди 190 стран мира. В Центрально-Азиатском регионе Казахстан по данному показателю занимает — 102 место, Кыргызстан — 70 место, Таджикистан — 148 место и Афганистан — 177 место. Экспортные показатели Узбекистана в рейтинге “Doing business” являются одними из самых низких среди других показателей 10 индикаторов.
Помимо этого, многочисленность и неупорядоченность законодательства в данной сфере предпринимательства, создают неудобства и трудности для представителей бизнеса, и в особенности, субъектам индивидуального предпринимательства [2].
Наличие коллизий и пробелов в данных законодательных актах являются тормозом, сдерживающим дальнейшее развитие и совершенствование правовых норм в этой области общественных отношений. Существование коллизий связаны с наличием как объективных, так и субъективных факторов, носящих социально-экономический, политический, идеологический и правовой характер. В основной своей массе причины коллизий носят правовой характер: бессистемность законотворческой деятельности, правотворческие ошибки, непродуманное заимствование правовых институтов и актов из правовых систем иностранных государств, необработанность механизма включения норм международного права в национальную правовую систему и т. д. [3].
Согласно пункту 131 приложения 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 17.01.2019 года за № 5635 «О государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах в «Год активных инвестиций и социального развития» до 1 июля текущего года предусмотрено упрощение и кодификация нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов предпринимательства в сфере внешней торговли путем систематизации имеющихся правил.
Систематизация нормативно-правовых актов — это деятельность, направленная на упорядочение и усовершенствование правовых норм, приведение их в единую систему. Существуют три основные формы систематизации нормативных актов: инкорпорация, консолидация, кодификация.
Инкорпорация — (лат. incorporatio) — способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновить содержание правовых актов. Однако инкорпорация дает возможность — внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. [4].
Учет и инкорпорация нормативных правовых актов, ограниченные их внешней обработкой, не решают всех проблем, которые могут возникать в процессе систематизации нормативно-правового материала. В частности, с помощью этих методов нельзя устранить множественности нормативных актов, принятых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам.
Множественность нормативных актов преодолевается путем их сведения в один укрупненный акт.
Такой прием систематизации называется консолидацией. Новый укрупненный акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты, поскольку заново принимается компетентным правотворческим органом и имеет собственные официальные реквизиты: наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица. Иными словами, консолидация представляет собой разновидность правотворческой деятельности государственных органов. И тем не менее это своеобразный правотворческий прием. Его главная особенность состоит в том, что при консолидации не меняется содержание правового регулирования общественных отношений. Все нормативные установления ранее принятых актов объединяются в новом акте без изменений. В лучшем случае проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы, длинноты, объединяются в один пункт тождественные по содержанию нормативные предписания и др. [5].
Кодификация — это форма систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты объединяются с изменением своего содержания в новый, сводный, единый, внутренне согласованный законодательный акт. Кодификация предполагает изменение, как формы, так и содержания нормативных актов. Кодификационные акты подразделяются на три разновидности: а) основы законодательства, которые устанавливают важнейшие модельные нормативные положения в определенной отрасли или сфере государственного управления; б) кодифицированные акты (кодексы) — комплекс правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующих определенную сферу общественной жизни; в) учредительные документы (устав, положение) — комплексные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (президентом, правительством) [6].
Систематизация нормативно-правовых актов внешнеэкономичекой деятельности, в особенности в сфере экспорта внешнеэкономической торговли, будет способствовать правильному толкованию и повышению знаний экспортеров об имеющихся правилах и распорядках в данной области общественных отношений.
Вопрос кодификации, предусмотренный Государственной программой, требует отдельного концептуального изучения и исследования. Как известно, под кодификацией принято понимать деятельность правотворческих органов государства по упорядочиванию, корректировке и переработке действующего законодательства в конкретной области общественных отношений с целью создания нового единого и логически непротиворечивого сводного нормативного акта [3].
Кодификация — форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность [7]. В связи с этим представляется, что целью кодификации является создание единой системы общих правил поведения путем их упрощения и объединения в единое целое.
Поэтому кодификация есть способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается значительная часть законодательства), отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной сферы законодательства), специальной (когда перерабатываются нормы какого- либо правового института). Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно- обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т. д.).
Признаки кодификации характеризуются тем, что: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт — кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере [7].
Одним из разновидностей кодифицированных актов являются кодексы, то есть комплексы правовых норм, объединенных в одном акте и регулирующие определенную сферу общественной жизни [3].
Кодекс обладает признаками, отличающими его от других нормативных правовых актов: во-первых, кодекс — это закон, занимающий высокое место в иерархии правовых актов; во-вторых, кодекс представляет собой сводный нормативно- правовой акт, который на основе единых принципов регулирует ту или иную сферу общественных отношений; в-третьих, кодекс регулирует важную и достаточно обширную область общественных отношений; в-четвертых, кодекс вносит существенную новизну в содержание и методы правового регулирования однородных общественных отношений; в пятых, кодекс обеспечивает полноту регулирования и представляет собой крупный сводный акт, отличающийся внутренним единством, целостностью и согласованностью нормативных предписаний; в-шестых, кодекс способствует упорядочению и укрупнению законодательства [8].
Думается, основанием для разработки, принятия и реализации Кодекса должны служить потребности крупных качественных изменений в механизме правового регулирования и их соотнесение с этапами социально-экономических преобразований, так как кодексы способствуют укреплению внутрисистемных связей в законодательстве, выполняют важную интегрирующую роль в соответствующих отраслях и сферах законодательства [8].
Является непреложным тот факт, что большое количество нормативно-правовых документов в сфере внешнеэкономической торговли, реализация основных торговых механизмов на основе подзаконных актов, множественность и хаотичность межведомственных документов препятствует успешному функционированию деятельности предприятий, занимающихся экспортными и импортными операциями.
Так, у многих хозяйствующих субъектов отсутствуют системные директивы и инструкции по экспорту своей продукции. Законодательно закрепленные в различных законах, правительственных решениях и других подведомственных нормативных актах правила и распорядки, в недостаточной мере способствуют успешному осуществлению бизнес (предпринимательской) деятельности.
Помимо этого, обладание недостаточными правовыми знаниями в области внешнеэкономической деятельности, неосведомленности с правилами, предусмотренными законодательством в сфере экспорта и импорта является следствием несения субъектами предпринимательства многочисленных штрафных санкций. Конечно, незнание закона не освобождает от ответственности, но при этом меры по избежанию предпринимателей от финансовых санкций, не нашли своего отражения ни в одном конкретном правовом документе.
Государственная программа предусматривает упразднение и кодификацию существующих правил путем систематизации законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность субъектов предпринимательства.
В процессе систематизации законодательства в сфере внешней торговли необходимо уделять особое внимание общим положениям внешней торговли, правам и обязанностям субъектов экспорта и импорта, договорным отношениям, страхованию, обмену информацией и таможенным процедурам.
Предполагается, что систематизация и кодификация законодательства, регулирующая экспортную деятельность субъектов предпринимательства, станет важным средством консолидации всех основных правовых норм в одном едином правовом документе. Опираясь на четкие и систематизированные документы, субъекты предпринимательства смогут более эффективно функционировать в сфере внешнеэкономической деятельности и которое будет способствовать предотвращению различных коррупционных процессов.
Литература:
- Иқтисодиёт тармоқлари ва ҳудудларда экспорт ҳажмини ошириш вазифалари белгилаб берилди // Халқ сўзи. — 2019 год. — № 26. — С..
- Оқюлов О. Тадбиркорлик қонунчилигини ривожлантириш ва тизимлаштиришнинг илмий-концептуал масалалари. // Вопросы совершенствования предпринимательского законодательства. — Ташкент: ТГЮУ, 2015. — С. 11.
- Ревина С. Н., Першина И. В.. Проблемы кодификации экономического законодательства // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Международной научно-практической конференции. — Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, Торгово-промышленная палата Нижегородской области, 2009. — С. 631.
- Инкорпорация // Большой юридический словарь. URL: https://jurisprudence.academic.ru/2617/инкорпорация (дата обращения: 17.05.2019).
- Консолидация законодательства // Jurisprudence club. URL: https://jurisprudence.club/teoriya-gosudarstva-prava-uchebnik/konsolidatsiya-zakonodatelstva-59642.html (дата обращения: 17.05.2019).
- С. Ю. Наумова, А. С. Мордовца, Т. В. Касаевой. Общая теория государства и права: учебник. — Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2018. — 154 с.
- Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. —: Юристъ, 2004. — 148 с.
- Тихомиров Ю. А. Теория кодекса. Теория кодекса // Кодификация законодательства: теория, практика, техника: Материалы Международной научно-практической конференции. — Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, Торгово-промышленная палата Нижегородской области, 2009. — С. 42.