В данной статье рассматриваются эффективные приёмы обучения иностранному языку, а также значение и особенности использования ролевых игр в формировании коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык.
Ключевые слова: учебный процесс, игра, ролевая игра, коммуникация, приём, лексика, лингвистический, социолингвистический, интеграция, технология.
Процесс интеграции и глобализации сегодняшнего дня требует применения в системе образования новых и современных педагогических технологий. В связи с увеличением потока информации, с каждым днем изменяется отношение и возрастает интерес к иностранному языку. Одной из наиболее актуальных проблем современности является формирование коммуникативной компетенции студентов на основе интегративного подхода, который является одним из основных компонентов обучения иностранному языку. Для достижения этих целей особое внимание необходимо уделять развитию коммуникативных способностей учащихся, изучающих язык, так как только подобным способом можно достичь свободного выражения собственных мыслей студентов, формирования навыков общения в соответствии с различной социально- культурной речевой ситуацией. Эффективных результатов в формировании коммуникативных компетенций можно достичь путем применения в учебном процессе игр и технологий. При изучении иностранных языков наиболее значимыми являются ролевые игры, которые имитируют различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра также является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности.
Эффективное формирование навыков устной разговорной речи студентов путем совместного обучения и изучения иностранных языков находят свое отражение в методе «Role play» (ролевые игры или мини инсценировки). Известно, что на сегодняшний день во многих высших учебных заведениях широко используется методика коллективного обучения и изучения иностранных языков. При проведении занятия подобным методом преподаватель участвует как зритель, в конце дает комментарии и советы. Однако преподаватель должен организовывать и начинать занятие с учетом индивидуальных мыслительных, интеллектуальных и психологических особенностей каждого студента. Считается важным создание благоприятной речевой ситуации с целью самостоятельного приобщения студентов к беседе, выражению собственных мыслей, участию в диалоге. А студент, выполняя основные функции собеседника, считается обозревающей, свободно общающейся и самостоятельно мыслящей личностью. Предлагаемый нами метод «Role play» также служит в формировании образовательных компетенций у студентов, изучающих языки.
По этому поводу Донн Бьюрн (Бирн) высказал следующие мысли: ««Role play» считается разновидностью драматического действия».
По мнению Джоанны Бадден, «… — это любая речевая деятельность, когда вы либо ставите себя на чужое место, либо когда вы остаетесь на своем месте, но ставите себя в воображаемую ситуацию!».
По утверждению Дианы Ларсен-Фримен «Role play» занимает важное место в формировании коммуникативной компетенции, так как дает возможность студентам вести общение во всевозможных социальных ситуациях через исполнение различные роли.
А Джиллиан Порт Ладусс говорит, что ««Role play» … даёт возможность в процессе общения говорить чистым языком и через общение друг с другом позволяет пробудить мотивацию в классе» [3].
По формулировке Мариллы Свиницки и Уилберта Маккичи, небольшие инсценировки вызывают у студентов желание вместо пассивных зрителей быть активными участниками, наряду с этим формируются навыки принятия решений, разрешения проблем и согласно с принятыми решениями демонстрировать результаты [4].
Исходя из вышеизложенных мыслей, для «Role play» предлагаем определение метода, который вместе с формированием у студентов навыков аудирования, говорения, общения, пробуждает мотивацию и вдохновляет их.
При формировании коммуникативных компетенций развиваются не только познания иностранного языка, но и через небольшие инсценировки конкретной тематики готовят студентов к будущим жизненным ситуациям, т. е. развивают характер, умения и навыки. В соответствии с контекстом во время общения, они, путем вопросно-ответной беседы, вносят ясность в то, чего не поняли. В данной ситуации из основных компонентов коммуникативной компетенции учащиеся обращаются к лингвистической, прагматической, социолингвистической и стратегической компетенциям, и через эти навыки развиваются умения вести беседу.
Определение верных ответов во время общения находят свое отражение в прагматической компетенции путем использования энциклопедических знаний.
Навыки правильного употребления слов в параграфах, контекстах и больших текстах приобретаются через социолингвистические компетенции. У студентов повышаются навыки уместного и верного употребления различных слов. Например: Is he a high man? В данном предложении лексическое сочетание high употреблено неверно, вместо которого необходимо употребить синоним tall. Is he a tall man?
Стратегические компетенции помогут студентам выразить свои мысли путем употребления синонимичных слов вместо забытых или незнакомых, а также умением использования иного соответствующего объяснения. Например: Can you go to the cinema? В данном предложении, если студент не смог вспомнить слово cinema, то вместо этого слова он может употребить выражение a place where you can see movies?
Д. Хармер предлагает следующие пути достижения успеха через применение «Role play»:
- Эффективная подготовка (Prepare carefully) — это объяснение студентам темы и ситуации и уверенность в том, что они все хорошо поняли.
- Достижение цели (Set a goal and outcome) — студенты должны полностью осознать конечные ожидаемые от их деятельности результаты.
- Для исполнения определенной роли записи с ситуационными корточками (Use role cards) раздаются студентам по уровню их знаний. Студентам с высоким уровнем знаний определяются более сложные роли, а студентам со слабыми знаниями — менее сложные.
- Мозговой штурм (Brainstorming) — перед началом инсценировки обобщаются мысли группы о возможных вариантах использования новых слов в грамматических и идиоматических сочетаниях.
- Организация малых групп (Keep groups small) — приемлема для студентов с различным уровнем знаний, а также создает условия для большего общения.
- Выделение времени на подготовку (Give students time to prepare) — выделить каждому студенту определенное время для самостоятельной работы, а также для обобщения, записи и выражения мыслей.
- Позволить каждому студенту вести свою деятельность на уровне индивидуальных способностей (Allow students to work at their own levels) — существует дифференцированный подход в индивидуальной и групповой работе со студентами.
- Исполнение (Do topical follow up) — создание условий в аудитории для исполнения роли в инсценировке.
- Давать лингвистические советы (Do linguistic follow up) — после завершения инсценировки комментируются и даются советы по исправлению допущенных грамматических, лексических и фонетических ошибок в речи студентов [5].
Исходя из вышеизложенного поэтапный порядок проведения «Role play» планируется в следующей последовательности:
1 этап. Для подготовки студентов тема объявляется за несколько дней вперед и для студентов 1 курса распределяются исполняемые роли. Они вместе с группой составляют текст и исполняют определенные роли. Учитель проверяет составленный текст, наблюдает и контролирует процесс работы.
2 этап. Выбирается тема для студентов, группа делится на две и предлагается за короткое время подготовить и продемонстрировать инсценировку. По завершении инсценировки, допущенные ошибки разбираются и исправляются учителем.
3,4 этапы. Студентам предлагается более сложная тема инсценировки и требуется продемонстрировать инсценировку за предельно короткое время. Разделившись на группы, студенты составляют текст и распределяют роли, затем за короткое время исполняют инсценировку. Группы наблюдают за деятельностью друг друга, исправляют грамматические, лексические и фонетические ошибки, выражают свои мнения (feedback).
Известно, что задания постепенно переходят и меняются от простого к сложному и выполняются в группе сообща. В качестве подтверждения нашей мысли хотим привести высказывание великого мыслителя средневекового Востока Ибн Сина: «… в обучении детей нельзя сразу загромождать их книгами, в учебе необходимо идти от простого к сложному, задания должны соответствовать возрасту ребенка, уделять внимание обучению сообща, учитывать склонности, интересы и способности, важно обучать совместно с физическими упражнениями».
В ходе исследования нами было отмечено, что метод «Role play» оказывает эффективное воздействие на формирование коммуникативных навыков при изучении иностранных языков и рекомендуется для применения в процессе деятельности преподавателей английского языка высших учебных заведений.
Методом «Role play» у студентов формируются следующие качества:
− в процессе занятия активизируются пассивные студенты;
− возрастает уверенность студентов в собственных способностях;
− пробуждается мотивация к уроку;
− развиваются навыки наблюдательности;
− повышаются навыки аудирования;
− принуждает к критическому мышлению;
− учит правилам общения и обмену мнениями;
− обогащает лексический запас учащихся;
− развивает способности поиска и обработки информации;
− применение языков навыков на практике;
− формирует навыки работы в группе.
Вообще, для эффективной организации учебного процесса изучения иностранных языков, целесообразно применение различных приёмов и технологий. Применение именно метода «Role play», в целях формирования коммуникативной компетенции, постепенно формирует, развивает и совершенствует такие важные навыки обучающихся как аудирование и говорение.
А также посредством применения метода «Role play», через образовательные цели, путем анализа различных жизненных ситуаций, можно воспитать интеллектуально и духовно развитую, здравомыслящую личность.
Литература:
- Gulyamova M. «Chet tillarini o’rganuvchi talabalarning kommunikativ kompetensiyalarini shakllantirisda Role play metodining ahamiyati» Toshkent, j-l «Xalq ta’limi», 2017. № 2
- Шульгина Е. М. Методика формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов посредством технологии веб-квест. …дисс. На соис. Ученой степени канд.пед.наук. — Томск: 2014. С.243
- B Aju Diah Harni Susant. Using role playin teaching speaking. Jakota, 2000 — p.46
- Svnicki, M, and McKeachie, W.J Teaching tips: Startegies research, and theory for college and University teachers. Belmont, CA: Wadsworth, Cegage — 2013.
- Binita Chaursiya. Effectiveness of role play technique in teaching dialogue. Tribbuvan University. Kirtipur. — Kathmandu. 2002. — p.49/