Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 13440 раз

Библиографическое описание:

Гусенко, В. Э. Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации / В. Э. Гусенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59279/ (дата обращения: 18.12.2024).



Многие слышали о понятиях «правовая культура» и «правосознание». Все эти понятия объединяет одно: объективное отношение людей к праву. Право, в свою очередь, является неотъемлемым элементом любого государства. Эффективное функционирование правовой системы является непременным условием устойчивого демократического развития государства и общества и требует высокоразвитой правовой культуры. Считается, что правовая культура тесно связана с правосознанием и даже опирается на нее.

Поэтому одной из актуальных проблем в рамках правовой социализации, является уровень правовой культуры личности и сформированности правого сознания, поскольку они оказывают непосредственное влияние на общее развитие общества и всего государства.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, чувство справедливости, общество, гражданское общество, общественное сознание.

Применение законов в цивилизованных правоотношениях невозможны без определенного субъективного состояния их участников, т. е. не только знания законов, но и полного их усвоения, глубокого осознания человеком истинной сущности правовых норм поведения является залогом удовлетворения потребностей и интересов людей [1, с. 356].

Эффективность законов зависит от их правильного понимания обществом, что является в дальнейшем результатом правильного применения их на практике. Исходя из этого, можно выделить два относительно автономных, но в то же время взаимосвязанных понятия — «правосознание» и «правовая культура». На первый взгляд, культура имеет преимущество перед правосознанием, во многом определяет и устанавливает его. Но часто мы видим случаи обратной связи. Понятно, что у разных людей разные ценности и отношение к социальной реальности. Некоторые сознательно принимают и выполняют требования правовых норм, а некоторые допускают (намеренно или нет) отклонения от общепринятых правил поведения. Однако даже эти нарушители правопорядка четко осознают, что они действуют незаконно и что их действия в глазах общества достойны порицания.

Итак, можно говорить о наличии в обществе правовой культуры. Правовая культура является частью культуры общества, созданной в течение всего ее развития, и включает в себя опыт предыдущих поколений и других мировых культур.

«Свод» правовых ценностей, идеалов и нравственных норм иногда формировался спонтанно, но нередко на него оказывали влияние правящие классы, религиозные авторитеты. Они в какой-то мере увлекли других членов общества, заставляя их добровольно или принудительно следовать этим новым нормам.

Правовая культура — это не только деятельность людей в правовой сфере, но и вне ее, что, так или иначе, связано с применением правовых знаний. На сегодняшний день правовые знания востребованы во многих специальностях, науках и дисциплинах, как гуманитарных, так и негуманитарных. Эти знания востребованы в тех областях, где существуют правовые нормы и законы. Недаром практически во всех университетах нашей страны образовательная программа студентов включает правовую программу, поскольку без нее нет ни одной профессии или вида деятельности.

В обычных дискуссиях о проблеме правовой культуры зачастую можно столкнуться с высказывания о том, что правовая культура в России отсутствует, что она присуща только гражданскому обществу с правовым государством. Нельзя согласиться с данной точкой зрения.

Как было отмечено ранее, правовая культура является частью культуры в целом и, стало быть, она свойственна как обществу в целом, так и отдельным индивидам в той или иной степени. Например, данная точка зрения была подтверждена эмпирически исследователем А. Р. Ратиновым: «ни в одном из многочисленных исследований разных возрастных групп, включая подростков, не было обнаружено ни одного испытуемого, который не имел бы определенных правовых представлений, оценочных отношений к явлениям правовой жизни и т. п». [2, с. 202].

Правовая культура служит показателем уровня развития правовой жизни граждан и ее качества, а также показателем уровня развития общества с точки зрения верховенства права, правопорядка, высокого уровня правосознания, адекватного качества нормативного, стимулирующего и толковательного законодательства и деятельность правоохранительных органов.

Процессы формирования гражданского общества и правовой государственности в любой стране, в том числе и России, невозможны без соответствующего уровня правосознания общества и личности, высокого статуса правовых ценностей. Ценностно-нормативная система формирует основу правового сознания личности, определяющую поведение человека в области наиболее значимых правоотношений. Она формируется в результате правовой социализации человека (социальной активности). Следовательно, ценностная ориентация направляет и регулирует поведение индивида в обществе. Таким образом, правосознание является главным звеном правовой культуры.

«Правовое сознание» стало центром внимания ряда ученых-правоведов, общественных деятелей и самой динамичной областью исследования права и общества в 1980-х годах.

Что мы подразумеваем под термином «правосознание»? Термин правосознания используется для обозначения понятий и смыслов права, обращающихся в общественных отношениях. Т. е. правосознание относится к тому, что люди думают и говорят о праве.

Как теоретическая концепция и тема эмпирического исследования, правосознание развивалось среди социолого-правовых ученых. Ученые в области права и общества не разделяют единого определения этого термина, например, в Большой Советской Энциклопедии (1979 г.) определяют правосознание как «совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Правовое сознание является формой общественного сознания. Концентрированным выражением правосознания является правовая идеология, система правовых взглядов, основывающаяся на определенных социальных и научных позициях. Психологический аспект правосознания составляют привычки и чувства людей в отношении правовых явлений, среди которых чувство справедливости и отвращение к преступлениям и незаконным действиям» [3].

Таким образом, в широком смысле правосознание — это совокупность идей, взглядов, чувств и традиций, которые отражают отношение людей к правовым вопросам в обществе. Исследование правосознания прослеживает, каким образом право воспринимается и интерпретируется конкретными индивидами, когда они применяют, уклоняются или сопротивляются закону.

В современном мире развитие правового сознания является неотъемлемой составляющей успешной правовой социализации любого человека. Под влиянием правовой социализации правовое сознание индивида адаптируется и постоянно развивается. Согласно основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, данная задача должна решаться через семейное воспитание, соответствующие образовательные программы, а также с помощью компетентного воздействия средств массовой информации [4].

Идеологическая составляющая правовой культуры отражена в обычаях, законах, нормах. А уже написанный или неписаный закон формирует чувство справедливости — ту форму общественного сознания, которая отражает закон и его применение. Таким образом, правосознание и правовая культура находятся в постоянной взаимосвязи. Правосознание через образование, просвещение, через устоявшиеся законы и нормы влияет на культуру. Но законодательная власть также состоит из людей, которые являются носителями определенных правовых ценностей.

Взаимосвязь правосознания и правовой культуры — органична и неразделима. Они влияют друг на друга и обусловлены друг другом. Их взаимосвязь выражается в систематизированных идеях и представлениях о действительности — реальной или желаемой. Правовая культура шире, чем правосознание, и несет в себе большую эмоциональную и поведенческую составляющую.

На первый взгляд можно сказать, что правовая культура общества зависит от уровня правосознания. Иными словами от того, как и в какой степени, обществом признаются основные права и свободы человека и гражданина; как реализуются конституционные права в социальной, правовой, культурной и других сферах; насколько информировано население о своих правах и свободах, а также его отношения к законам и их соблюдению, к органам государственной власти, судебным органам, полиции и т. д. К тому же, существует потребность в обеспечении общественных интересов, их согласовании и приведении их в соответствие с потребностями общества.

Правосознание и правовая культура — одно из основных направлений духовной жизни общества и личности, определяющее престиж права, его ценность и эффективность в этом обществе.

Поэтому, важной задачей в нашем государстве должно стать укрепление как морального, так и культурного фактора. Это поможет навести порядок в стране, повысить сознательность и ответственность каждого гражданина, подтвердить идеи дисциплины и законности, преодолеть правовой, политический и моральный нигилизм.

Литература:

  1. Балицка О. Ю. Влияние правовой социализации на усовершенствование правовых отношений // Теория и практика общественного развития. Философия. 2013. № 9. С.356–358.
  2. Ратинов А. Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования // Методология и методы социальной психологии. 1981. С. 201–214.
  3. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/article092232.html
  4. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: указ Президента Российской Федерации (утв. 28.04.2011 N Пр-1168) // «Российская газета», N 151, 14.07.2011.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, общество, правосознание, гражданское общество, общественное сознание, чувство справедливости, отношение людей, правовая социализация, правовое сознание, Россия.


Похожие статьи

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Правовая культура как один из факторов становления и развития правового государства

Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового гос...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...

Некоторые теоретические аспекты нормативного содержания социально-экономических прав гражданина и человека

Нормативное содержание социально-экономических прав гражданина и человека рассматривается сообществом ученых с момента их закрепления в Конституции. На основании закрепления указанных прав происходит реализация их в жизнь, неразрывна и связь между эк...

Экономическое правосознание личности и его роль в жизни общества

Статья посвящена исследованию роли экономического правосознания в жизни общества. Роль правосознания в жизни общества очень огромна. Правосознание является составной частью правотворческой деятельности и является ее инструментом. Чем выше уровень пра...

Вопросы межэтнической толерантности среди детей и подростков

В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». О...

Правовая культура и способы ее повышения

Следует отметить, что важным фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание населения. Оно должно учить соблюдать нормы права, уважать закон, участвовать в жизни государства. Как и любое другое воспитание, правовое воспитание на...

Подходы к пониманию соотношения понятий «этика» и «право»

В статье авторы рассматривают понятие этики как науки о нравственности, подчеркивая её отличие от права, которое является более формализованным регулятором общественных отношений. Исследуются вопросы профессиональной этики, особенно в контексте судеб...

Принципы гражданского права

В статье анализируются принципы гражданского права. Приводятся существующие классификации гражданского права. Характеризуется система принципов гражданского права. Определяется роль и место принципов гражданского права в механизме правового регулиров...

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Исходной позицией изучения роль иноязычной культуры является толкование понятий «культура и язык» и «человек-личность-индивид», при соотнесении которых с философскими принципами познания, развития, системности и интеграции приводит к признанию их еди...

Похожие статьи

Проявления маргинального отношения к праву

В статье рассмотрена специфика маргинального проявления к праву, на основе исследования особенностей этого в современном обществе. В процессе анализа специфики маргинального проявления к праву автором сформулированы основные проблемы, выделены основн...

Правовая культура как один из факторов становления и развития правового государства

Несмотря на изученность проблемы правовой культуры в государстве, остаются до конца не исследованными вопросы взаимосвязи правовой культуры и правового государства, воздействия правовой культуры на процесс становления и функционирования правового гос...

Проблемы правового воспитания на современном этапе

В статье рассмотрены проблемы правового воспитания на современном этапе. Правовое воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях ...

Некоторые теоретические аспекты нормативного содержания социально-экономических прав гражданина и человека

Нормативное содержание социально-экономических прав гражданина и человека рассматривается сообществом ученых с момента их закрепления в Конституции. На основании закрепления указанных прав происходит реализация их в жизнь, неразрывна и связь между эк...

Экономическое правосознание личности и его роль в жизни общества

Статья посвящена исследованию роли экономического правосознания в жизни общества. Роль правосознания в жизни общества очень огромна. Правосознание является составной частью правотворческой деятельности и является ее инструментом. Чем выше уровень пра...

Вопросы межэтнической толерантности среди детей и подростков

В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». О...

Правовая культура и способы ее повышения

Следует отметить, что важным фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание населения. Оно должно учить соблюдать нормы права, уважать закон, участвовать в жизни государства. Как и любое другое воспитание, правовое воспитание на...

Подходы к пониманию соотношения понятий «этика» и «право»

В статье авторы рассматривают понятие этики как науки о нравственности, подчеркивая её отличие от права, которое является более формализованным регулятором общественных отношений. Исследуются вопросы профессиональной этики, особенно в контексте судеб...

Принципы гражданского права

В статье анализируются принципы гражданского права. Приводятся существующие классификации гражданского права. Характеризуется система принципов гражданского права. Определяется роль и место принципов гражданского права в механизме правового регулиров...

Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе

Исходной позицией изучения роль иноязычной культуры является толкование понятий «культура и язык» и «человек-личность-индивид», при соотнесении которых с философскими принципами познания, развития, системности и интеграции приводит к признанию их еди...

Задать вопрос