В работе рассматриваются основные положения рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры РФ. Автор выявляет проблемные вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры и предлагает пути решения.
Ключевые слова: прокуратура, обращения граждан, граждане.
The paper discusses the main provisions of the consideration of citizens' appeals in the prosecution authorities of the Russian Federation The author reveals the problematic issues of the consideration of citizens' appeals in the prosecution authorities and offers solutions.
Keywords: prosecutor's office, appeals of citizens, citizens.
Конституция РФ в ст. 33 предусматривает положения, что граждане и организации могут обращаться в органы государственной власти с заявлениями о восстановлении своих прав. Таким образом, Конституция предусматривает определенные формы защиты прав и свобод человека и гражданина, одной из которых является право на подачу обращения или заявления.
Согласно Конституции РФ, Прокуратура РФ является единой централизованной системой, также Прокуратура РФ — это единая система федеральных централизованных органов, которые от имени России осуществляют прокурорский надзор за соблюдением законности на территории страны.
Таким образом, прокуратура является органом, которая, рассматривая обращения граждан и организаций на предмет своих надзорных функций.
Органы прокуратуры России, являясь государственным органом, обеспечивают реализацию прав человека и гражданина на защиту и восстановления его прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц [8].
По мнению Н. Ю. Хаманевой, обращение граждан можно рассматривать как инструмент охраны прав граждан, как гарантию их защиты и как способ восстановления нарушенного права [7].
С точки зрения А. Б. Смушкина, право граждан на обращение представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, но и своеобразное средство общественного контроля над деятельностью государственного и муниципального аппарата, а также [4].
Основными источниками, регулирующий вопросы рассмотрения обращений являются ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон о прокуратуре) [6] и ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон об обращениях граждан) [5]. Но также следует отметить, что существуют и другие законодательные акты, которые регулируют вопросы обращений граждан в органах прокуратуры.
Порядок рассмотрения и разрешения обращений, приема граждан в органах прокуратуры установлен в ст. 10, 27 Закона о прокуратуре.
В ст. 10 Закона о прокуратуре указано, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Кроме того, законодательно определено, что запрещается пересылка жалобы в органы или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются; обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены законов; ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным.
В ст. 27 Закона о прокуратуре закреплено, что при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Также, в целях установления в системе прокуратуры единого порядка рассмотрения обращений и организации приема граждан Генеральный прокурор РФ своим приказом от 30 января 2013 г. утвердил Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации [3].
Обещаясь с статистическим данным, следует отметить, что в 2017 году в органы прокуратуры поступило около 4,8 млн. обращений, что на 1,6 % превысило показатели прошлого года [2].
Таким образом, можно сделать вывод, что работа по рассмотрению и разрешению обращений является важным направлением деятельности органов прокуратуры, которая подчинена решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укреплению гражданского общества и устранению правовых проблем.
Рассмотрев положительные явления обращении граждан в органах прокуратуры, следует обратиться к проблемным вопросам заявленной темы.
Первая проблема заключается в том, что прокуратура осуществляет пересылку обращений в подведомственные государственные органы, вместо полного и четкого рассмотрения их. Так, в работе Мирзаева М.А. и Ахмедова Р.А. указанны эмпирические данные опросов граждан. Гажданам был задан вопрос: «какие встречаются нарушения при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры?». Из числа обращенных 39,4 % ответили, что основная проблема — это пересылка обращений «по кругу».
Да, действительно, полномочия прокуратуры дублируются с полномочиями некоторых органов государственной власти. К примеру, органы прокуратуры, как и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии занимаются контролем и надзором деятельности арбитражных управляющих. В случае поступления жалобы на действия арбитражного управляющего в прокуратуру, то прокуратура ее перенаправляет. Данное высказывание подтверждается анализом судебных актов, размещенных в Картотеке арбитражных дел, где заявителем по привлечению арбитражного управляющего выступает Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, а не органы прокуратуры.
Еще одной из проблем является нарушение сроков рассмотрения обращений. В Законе об обращениях граждан установлен тридцатидневный срок ответа на обращения. При нарушении сроков ответа на обращение прокуратурой субъекта, гражданам приходится обращаться в Генеральную прокуратуру. Таким образом, срок ответа увеличивается вдвое.
Также в научных трудах выделяется проблема «пустых», формальных отписок на обращения граждан. Думается, здесь необходимо затронуть проблемы правосознания и правовой культуры сотрудников органов прокуратуры. Вопиющим примером является ответ алматинской прокуроры на обращение гражданке Айман Умарова [1].
Представляется, что для устранения вышеуказанных проблем необходимо наладить правовой инструментарий, который бы искоренил заявленные проблемы. Также для повышения правосознания и правовой культуры сотрудников органов прокуратуры, с целью улучшения качества рассмотрения обращений граждан, необходимо предпринять ряд мер, такие как: повысить уровня требований к лицам, поступающим на службу; проводить проверку знаний норм права при проведении аттестации; проводить ежегодную психологическое тестирование на профессиональную пригодность.
Литература:
- Газета «Версия» // https://versia.ru/
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры // http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-1347126/
- Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 21.09.2018) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность, № 4, 2013.
- Смушкин А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». М.: Новая правовая культура, 2006. 99 с.
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российская газета, № 95, 05.05.2006.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 229, 25.11.1995.
- Хаманева Н. Ю. Конституционное право граждан на подачу обращений (проблемы законодательного регулирования) // Государство и право. 1996. № 11. С. 10–19.
- Чёрный С.В. Обращения граждан в органы прокуратуры как средство защиты прав и свобод человека и гражданина // Роль государства в обеспечении прав и свобод человека: эволюция и перспективы развития материалы регионального научно-практического круглого стола 14 декабря 2017 г. Таврическая академия (СтП) «КФУ им. В.И. Вернадского». Симферополь, 2017. С. 89-93.