В статье рассматривается вопрос адаптации участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.
Ключевые слова: адаптация, образовательный процесс, инклюзивное образование.
The article deals with the issue of adaptation of participants of the educational process in the conditions of implementation of inclusion.
Keywords: adaptation, educational process, inclusive education.
В современном мире в процессе внедрения как на теоретическом и практическом, так и на законодательном уровнях инклюзивное образование, перед обществом остро возникла проблема адаптации участников образовательного процесса к названной инновации. Само понятие инклюзии, которое достаточно недавно оказалось лишь объектом теоретических исследований и активно становится объектом практики. Результатом данного процесса выступает неподготовленность к данному феномену самого института образования.
Сам процесс адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательной среде выступает очень многофакторным и сложным. Под понятием «адаптация» понимают процесс приспособления к внутренним и внешним условиям.
Рассматривая данное понятие в психологических и педагогических исследованиях можно выделить разные трактовки к понятию данного определения. Так, отечественными психологами Л. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, К. А. Абульханова-Славской и др. главным условием адаптации считают деятельность. При этом деятельность интерпретируется как динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого формируются свойства личности [4]. Ю. А. Урманцевым адаптация определена как самоизменение в связи с достижением определенной цели [5].
На данный момент недостаточно проработанным остается вопросы, который связан как с сопровождением и психологической поддержкой участников инклюзивного образования, к которым относятся дети, в том числе с ограниченными возможностями, педагоги и родители, которые выступают активными субъектами образовательного процесса. Выделим основные принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательном учреждении: непрерывность; системность; индивидуальный подход; обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.
Инклюзия предполагает включение детей с ограниченными возможностями в социальную ткань общества посредством социального института, в нашем случае, общеобразовательного учреждения.
Как подчеркивает в своих исследованиях Ф.Коньков, в данном процессе важно участие психологов для оказания специализированной психологической помощи и поддержки. Важно отметить и роль самих педагогов в процессе совместного осуществления жизнедеятельности.
Обучающиеся с ограниченными возможностями особо нуждаются в помощи в процессе адаптации к жизни в новых условиях [3]. И, несмотря на некоторые ограничения, важно помочь таким детям, повышая при этом значимость в совместном стремлении к развитию, а так же преодолению собственных ограничений.
Так, по мнению Ю. Слюсарева, термин «сопровождение» определен как оказание помощи в процессе саморазвития и активизирующая при этом собственные ресурсы человека, и помогающая ему войти в зону развития, которая на данный момент ему недоступна. Отсюда понятие сопровождение включает в себя создание специальных условий для реализации потенциала развития и саморазвития самой личности.
Анализируя процесс адаптации участников образовательного процесса в инклюзии необходимо уделить особое внимание на характер взаимоотношений в названной системе, которые создают специальные условия (объективизации, переживания, рефлексии), позволяющие процессу самореализации самого человека. При этом главным принципом, которым должны руководствоваться педагоги будет выступать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
При этом неотъемлемым и важным в процессе взаимодействия, по нашему мнению, выступает эмпатия. Применение названного качества, по нашему мнению, будет считаться позитивной лишь при условии, в которых, хотя бы одна сторона, по крайней мере, будет способствовать помощи другой стороне, как в личностном росте, так и в процессе развития, так и умении ладить с другими [1].
Главной и ведущей для педагогов и родителей выступает проблема толерантности. При рассмотрении данного аспекта важно проводить систематическую и целенаправленную работу с родителями обучающихся, разъясняя пари этом всю важность воспитания у детей культуры общения. Необходимо правильно организовать обсуждение этих проблем совместно с детьми и их родителями, показывая, что именно личный пример взрослых воспитывает у ребят чувство уважения к другим людям, толерантность к другим взглядам.
Важным условием адаптации выступает и само конструктивное общение, которая выступает особым механизмом осуществления через принятие человека во всей полноте его бытия и задающего собой новую идентичность. Другой отличительной чертой адекватной адаптации считается увеличение продуктивности мышления — скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации [2].
Принятие человека без какой-либо критики, советов полностью исключает индифферентное отношение к проявлениям его личности и составляет суть инклюзии в образовании. При этом важно создать условия для получения образования обучающимися с учетом их психофизических особенностей.
Таким образом, важно выстроить такую систему психолого-педагогической поддержки обучающихся, которая способствовала бы адаптации всех участников образовательного процесса в условиях реализации инклюзии.
Литература:
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья // Психологические возможности. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368.
- Александрова Е. В. Адаптивная физическая культура и спорт как фактор профессионально ориентированной социализации студентов-инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы: автореф.... канд. соц. наук. М., 2014.
- Антипьева Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации // Правовое регулирование. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 224 с.
- Жаворонков Р. Реализация права детей-инвалидов на образование // Человек и труд. — 2009. — № 9. — C.22–28.
- Кисенова Р. X. К проблеме исследования факторов адаптации личности // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». Новосибирск, 2009.