В рамках настоящей статьи определяются сущность криптовалют, преимущества и недостатки их использования, проводится анализ российской практики правового регулирования криптовалют и предлагаются меры, реализация которых будет способствовать развитию российского рынка криптовалют.
Ключевые слова: криптовалюта, виртуальные деньги, инвестиции, электронные деньги, правовое регулирование.
Введение
В условиях дигитализации мировой экономики каждая страна старается шагать в ногу со временем. Согласно рейтингу Digital Evolution Index 2017 Россия занимает 39-е место по уровню дигитализации, что является средним показателем, но достаточным для привлечения инвесторов и дальнейшего развития. Вектора развития цифровой экономики на территории российского государства был сформулирован на нормативном уровне в «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017–2030 годы» [1].
Неким апогеем развития цифровизации послужило создание в 2009
году первой цифровой финансовой единицы — биткоина, — работающей на основе технологии блокчейн. Исследования в криптографической отрасли велись на протяжении десятилетий, и только 10 лет назад теоретические исследования начали перетекать в практическую плоскость.
В представленной статье применены такие методы, как анализ и синтез, систематизация и сравнение. Полученные при подготовке данной статьи аналитические и информационные материалы обобщены, структурированы в соответствии с общими требованиями к разработке научно-методических основ по теме статьи. Работа выполнена на базе фактологических материалов экономического развития и опыта внедрения криптовалют в зарубежных странах и России. В статье использованы эмпирический, системный, аналитический, экономический и другие методы исследования.
1 Сущность криптовалюты иее место вэкономике России
Криптовалюта — это цифровой актив, средство обмена и платежа. В техническом смысле криптовалюта является зашифрованной монетой, каждая из которых обладает уникальным кодом, выраженным определенной хэш-суммой.
Добыча криптовалюты происходит в результате майнинга. В процессе майнинга вычислительные мощности оборудования по определенному алгоритму решают математическую задачу, результатом которой является хэш-сумма. При решении задачи в сети создается блок, и в качестве вознаграждения за созданный блок майнер получает вознаграждение в виде единицы криптовалюты. При майнинге в пуле премия распределяется между участниками пула пропорционально задействованным мощностям при решении задачи.
Идея создания криптовалюты принадлежит Сатоши Накамото. Вокруг данной фигуры ходят различные слухи, и существует мнение, что это вовсе не один человек, а группа людей. На первоначальном этапе Биткоин (первая криптовалюта в истории) не пользовался спросом, т. к. люди не понимали, как они могут применять данный актив. В дальнейшем, исходя из таких характеристик криптовалюты, как анонимность, децентрализованность и быстрота совершения транзакций, криптовалюта обрела популярность в преступном мире. На данный момент времени установить тотальный контроль над криптовалютным рынком не представляется возможным, и люди начали пользоваться криптовалютой в том числе ради избежания налогообложения.
Таким образом, задача криптовалюты заключается в том, чтобы освободить людей от зависимости быть под контролем государственных финансовых систем, а также криптовалюта снижает персональные финансовые риски граждан страны при девальвации государственных валют. Децентрализованность криптовалют является преимуществом не только для развивающихся стран, но также и для развитых.
Особенности криптовалюты позволяют ей иметь определенные преимущества по сравнению с обычными валютами. Если обычные валюты эмитируются центральными банками стран мира, так как центральные банки имеют контроль над эмиссионным аппаратом, в то время как пользователи сети сами имеют право добывать криптовалюту посредством майнинга. Криптовалюты, в отличие от реальных валют не подвержены инфляции и в большей степени их курс зависит от спекулятивных факторов. Кроме того, информация о владельцах криптовалют не находится под контролем регулирующих органов. [3, с.69]
Несмотря на преимущества вышеупомянутые характеристики криптовалют имеют и обратную сторону. Криптовалютные кошельки могут быть подвержены риску кражи даже несмотря на полную анонимность, т. к. владельцы торговых платформ не подконтрольны регулирующим органам. Что касается майнинга монет, он становится нерентабельным с повышением уровня сложности и в условиях их ограниченности. По состоянию на апрель 2018 года было добыто 21 млн. биткоинов от общего количества, а после генерирования каждых 210 тысяч блоков вознаграждение за создание блока уменьшается вдвое.
Анонимность транзакций также является достаточно противоречивой характеристикой. С одной стороны, данным образом обеспечивается конфиденциальность персональных данных, а с другой, анонимность транзакций позволяет людям “злоупотреблять” свободой. В качестве платежного средства криптовалюты могут использоваться в торговле наркотиками, оружием, поддельными документами, в финансировании терроризма и иной преступной деятельности. Кроме того, анонимность транзакций позволяет владельцам криптовалют снижать налоговую базу и избегать налогообложения при получении платежей в криптовалюте, и, соответственно, помимо увеличения доли теневого рынка криптовалюта может стать главным инструментом для схем, связанных с отмыванием денежных средств.
Из-за явных угроз, которые криптовалюта может потенциально причинить экономике России в виду вышеперечисленных характеристик ЦБ РФ определяет криптовалюту как денежный суррогат. Исходя из этого криптовалюта не может являться законным платежным средством на территории России, то есть допускается право владения криптовалютой, но исключается право на транзакции. Первой поыткой регулировать оборот криптовалюты на территории РФ, а также попыткой создать благоприятные условия как и для криптовалютной деятельности, так и для регулирующей деятельности государственных органов явился проект федерального закона «О цифровых финансовых активах», инициированный в январе 2018 года. Законопроект регулирует особенности обращения цифровых финансовых активов и регламентирует выпуск токенов. Согласно данному законопроекту, криптовалюту относят к виду цифрового актива, который не является денежным средством в прямом смысле, а скорее расценивается как некое имущество. Майнинг становится тождественным предпринимательской деятельности, и, как следствие, должен облагаться налогами. Первичное размещение монет (ICO), в соответствии с определением данного законопроекта, — вид краундинвестинга. Также, будут введены входные барьеры на российский криптовалютный рынок. Лимит вложений не может превышать 1 млрд. рублей. [5, с. 75].
Однако, несмотря на принятие законопроекта, осуществить те меры регулирования, которые он предполагает на данный момент является технически невозможным. При навязывании мер государственного регулирования вероятен уход рынка криптовалют в теневой сектор. Криптовалютный бизнес обсуждался в кругах бизнес-элиты России — холдинг Олега Дерипаски “UC Rusal” в конце 2017 года планировал создание Центра обработки данных на базе Надвоицкого алюминиевого завода в Карелии, на территории которого будут функционировать 5000 блоков, серверов и рабочих станций. Другим вектором развития криптовалютного бизнеса на территории России является проведение ICO. В некотором смысле ICO является серьезной альтернативой венчурному финансированию, так как при ICO инвесторы будут обеспечены определенным количеством криптовалюты в зависимости от доли вложения, в то время как венчурное инвестирование предполагает под собой большие риски, т. к. фактически венчурные инвестиции ничем не обеспечены на первоначальном этапе. По данным отчета исследователей из Бостонской школы менеджмента Уоллеса Э. Кэролла, средняя прибыль инвестора равна 82 % от суммы, вложенной в проведение ICO [6]. Популярность ICO растет с каждым годом, о чем свидетельствует тот факт, что в первые 5 месяцев 2018 года ICO собрали вдвое больше средств, чем за весь 2017 [7]. Вероятно, такое явление было спровоцировано бурным ростом криптовалюты в конце 2017 года.
Перспективы развития криптовалютного бизнеса в России не выглядят многообещающими по причине нежелания банков открывать счета, связанные с криптовалютной деятельностью. Ниже представлена диаграмма, иллюстрирующая статистику по топ-20 странам по популярности для регистрации криптовалютных стартапов.
Рис. 1. Топ-20 стран-лидеров по распространению криптовалюты
Источник: Криптовалюты и блокчейн по русски. Будущее криптовалюты в России. — Режим доступа: https://bits.media/budushchee-kriptovalyuty-v-rossii/?sphrase_id=243691.
Криптовалютный бизнес в России становится более прозрачным и движется в сторону деанонимизации, но до сих пор Россия не входит в число наиболее привлекательных стран с точки зрения регистрации криптовалютных стартапов. По данным источника bitnovosti.com, почти половина стартапов регистрируется в США, далее идут Великобритания, Британские Виргинские острова, Китай, Канада.
Рис. 2. Доля России в международном обороте криптовалют, %
Источник: Криптовалюты и блокчейн по русски. Будущее криптовалюты в России. — Режим доступа: https://bits.media/budushchee-kriptovalyuty-v-rossii/?sphrase_id=243691.
Главной проблемой криптовалюты является ее чрезмерная волатильность. Из-за того, что криптовалюта не обеспечена товарным эквивалентом, как, например, национальные валюты стран мира, спекулятивный фактор оказывает на криптовалюту большее влияние, чем на реальные валюты. Таким образом, биткоин, имея первоначальную стоимость в размере 1 доллара вырос до 997 долларов за единицу к 1 января 2017 года, а в декабре того же года преодолевал отметку в 20000 долларов за единицу. В 2019 году биткоин дешевел практически в 5 раз по сравнению с значением на конец 2017 года, а на данный момент цена первой криптовалюты примерно равна 8000 долларов за единицу (на май 2019 г).
2 Регулирование криптовалюты вРоссии
После того, как капитализация рынка криптовалют стала стремительно возрастать, государственные институты начали предпринимать серьезные усилия по разработке регулирующих его законов и правил.
Правовое регулирование криптовалюты — это закономерный шаг в развитии отношения к новому финансовому инструменту со стороны власти.
С юридической точки зрения нельзя рассматривать криптоденьги как абсолютно легальную валюту, так как согласно ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 75 Конституции РФ официальной денежной единицей в стране является рубль, а введение других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещено. Максимально близкое к криптовалютам понятие существует в ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе», в котором дается определение электронным деньгам. Под ними понимаются имущественные обязательства одного лица, предварительного принявшего денежные средства другого лица для исполнения его будущих денежных обязательств. Официальные позиции по этому вопросу сформулировали ФНС России в письме и Банк России в релизе «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)». И те, и другие указывают на риски выпуска и обращения криптовалют. Также и ФНС России в данном письме напоминает о запрете выпуска денежных суррогатов [2, с. 12].
На сегодняшний день ситуация в отношении криптовалют в России проявляется в следующем:
– После того, как правительство и представители власти обратили внимание на криптовалюты в 2014 году уже в 2015 году заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев предложил запретить оборот криптовалют на территории России. Однако данный закон не был принят;
– в 2015 году были заведены уголовные дела на 7 Интернет-сайтов, осуществляющих деятельность, связанную с криптовалютой. Создателей Интернет-площадок обвинили в мошенничестве, а именно в отмывании денег и использованием биткоинов на «черном» рынке. Однако позже пришлось снять запрет на работу из-за отсутствия доказательств преступной деятельности. Дело в том, что анонимность системы не позволила следственным органам идентифицировать личности участников. Это дело показало, что в России необходимо срочно разрабатывать меры контроля над криптовалютным рынком;
– Дело, связанное с криптовалютами рассматривалось в 2017 году Костромским судом. Несколько человек привлекли к ответственности по факту обмена биткоинов на реальные деньги. Опираясь на ст.172 УК РФ («О фальсификации финансовых документов группой лиц»), Костромской суд принял решение о незаконности данной операции [7, с. 45].
Таким образом, можно сделать несколько выводов о статусе криптовалют в России:
- Криптовалюта является нематериальным активом;
- Криптовалюты часто используются не только для законных операций, но и для отмывания доходов от продажи оружия, финансирования террористов и других операций на «черном» рынке;
- Отсутствует прозрачность рынка криптовалют;
- Центральный банк Российской Федерации склоняется к отказу в легализации криптомонет, считая их денежным суррогатом (за исключением крипторубля);
- Отсутствие у Министерства финансов РФ и Центрального банка РФ единой стратегии развития рынка криптовалют.
Очевидно, что правовое регулирование криптовалют необходимо участникам рынка, чтобы не попасть в руки мошенников и не оказаться на скамье подсудимых за любые операции с криптоденьгами. Правительство придерживается выжидательной тактики, анализируя опыт других стран и ожидая, пока они наработают достаточный объём данных, чтобы на основе всего этого создать собственное законодательство по криптомонетам.
Позиции экспертов на тему развития правового регулирования криптовалют в России разделяются. Существуют следующие мнения:
- Подход к криптовалюте как к валютным операциям. Однако,для осуществления данной концепции понадобиться для начала изменить валютное законодательство, что представляет собой большой объем работы. Следует отметить, что именно такую позицию используют многие страны, которые на законодательном уровне легализовали криптовалюты. Как показывает мировой опыт, данный вариант максимально выгоден одновременно и для бизнеса и для государства;
- Также возможно признание криптовалюты в качестве платёжного средства. Однако и данный вариант предусматривает серьезные перестройки не только в законодательстве, но и труднопредсказуемые экономические изменения. Существует большое количество «за» и «против», поэтому вариант приравнивания по статусу криптовалюты к рублю требует серьёзной подготовки, и в первую очередь в области прогнозирования последствий;
- Также законодательство может рассматривать криптомонеты как имущество, благодаря чему присвоить им оборотоспособную ценность. При этом, скорее всего криптовалюта не будет затрагивать никакие другие категории финансовой отрасли, по крайней мере, напрямую [6, с. 452].
Интересным направлением для раздумий является крипторубль. Выпуск крипторубля — попытка контролировать хаотичное движение информационной валюты со стороны государства. Эта идея вызывает неоднозначную оценку у Минфина и ЦБ. Центральный банк РФ присматривается к подобному активу, считая его скорее временным явлением, а не реальной единицей рынка. Однако стоит отметить, что на данном этапе национальная криптовалюта приобретает популярность среди передовых стран. Безусловное преимущество данной концепции заключается в возможности контроля части стихийного рынка киберденег, благодаря чему возможно обеспечение стабильности роста экономики страны.
Можно выделить еще ряд аргументов в пользу крипторубля для российской экономики:
- Производство (майнинг) крипторубля монопольно будет принадлежать государству. Благодаря этому представляется возможным контролировать и регулировать стабильность курса валюты;
- Электронная расчетная система в тандеме с крипторублем позволит оптимизировать налогообложение;
- Крипторубль может стать важным способом для привлечения иностранного капитала;
- Крипторубль значительно упростить и усовершенствует порядок расчета внутри страны как для юридических, так и для физических лиц.
На сегодняшний день выпуск крипторубля противоречит Конституции РФ, поэтому данный вариант также обеспечивает изменение законодательства в основных нормативно-правовых актов Российской Федерации. В конце весенней сессии 2018 года в первом чтении были приняты три законопроекта в сфере регулирования криптовалют, рассмотрим каждый из них.
Законопроект «О цифровых правах» включает в себя определение цифрового права и цифровых денег, а также предлагает отнести их к объектам гражданского права. Из положений законопроекта вытекает, что криптовалюты могут стать объектом купли-продажи, входить в состав имущества должника при банкротстве, криптовалюту можно будет завещать/получить в наследство, получить её как часть совместно нажитого имущества в случае развода. Отмечается, что все сделки с цифровым правом будут подлежать судебной защите. Однако законопроект подчеркивает, что криптовалюта не признается платежным средством. Законопроект «О цифровых финансовых активах» включает основные понятия цифровых финансовых технологий и закрепляет новый вид договора — смарт-контракт. Законопроект поясняет, что сделки по обмену киберденег на рубли, иностранную валюту будут легальны, однако только через оператора обмена цифровых финансовых активов. Все участники рынка должны будут иметь цифровой кошелек с полной идентификацией его владельца в целях борьбы с терроризмом и операциями на «черном» рынке. Учитывая, что большую популярность криптовалюта приобрела благодаря концепции анонимности, следует полагать, что данный проект не будет по достоинству оценен населением. Также, при принятии законопроекта криптовалютная деятельность будет освобождена от налоогооболжения первые 2–3 года. 20 марта 2019 года второе чтение законопроекта было вновь отложено, и очередное рассмотрение законопроекта ожидается в апреле. Законопроект «О краудфандинге» направлен на регулирование отношений в области инвестирования средств на специальных инвестиционных платформах, и лишь частично касается криптовалют. Данный проект регулирует порядок осуществления краудфандинга и закрепляет его новые формы (например, приобретение токенов и возможность использования смарт-контрактов). Несмотря на одобрение данных проектов, они скорее всего буду подвержены серьезным изменениям прежде чем будут приняты в третьем чтении [2, с. 21]. Председатель наблюдательного совета АНО “Цифровая экономика”, помощник президента РФ Андрей Белоусов считает, что законопроект “о краудфандинге” нужно принять в приоритетном порядке.
3 Развитие рынка криптовалют вРоссии
В условиях развития цифровизации экономики, а также в виду возможного ужесточения западных санкций в России всерьез задумались об идее создания крипторубля.
Особенности крипторубля выглядят следующим образом: национальная криптовалюта будет построена на основе технологии блокчейн и иметь ограниченную эмиссию. При операциях с крипторублем (продаже и покупке) планируется взымать с гражданина НДФЛ в размере 13 %. За перевод российской цифровой валюты в российские рубли, если владелец не сможет объяснить причину появления у него «крипты», также будет взиматься 13 %-ный налог.
Идея создания российской национальной криптовалюты не нова — чиновники Сингапура, Великобритании, КНР, Индии, ОАЭ и Нигерии уже выступали с заявлениями касательно запуска криптовалют в своих странах.
Преимущества введения крипторубля на данном этапе очевидны только с точки зрения государства, т. к. происходит установление контроля над денежной массой и рынком, который до регуляции можно считать теневым. Минусов у такого актива с точки зрения владельцев крипторубля гораздо больше, чем потенциальных преимуществ. Во-первых, крипторубль в отличие от негосударственных криптовалют не позволит его владельцем избежать налогообложения, и каждая операция будет облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13 %. Также, при невозможности объяснения происхождения крипторубля у его владельца при его конвертации в российский рубль держатели крипторубля также будут обязаны уплатить тринадцатипроцентный налог. Во-вторых, будет устранена анонимность, что противоречит исходному смыслу электронных денег. Таким образом, вводимый законопроект несет в себе скорее контрольный смысл, нежели желание государства сделать шаг навстречу владельцам криптовалюты.
В современной российской и международной практике криптовалюты рассматриваются в качестве инвестиционного актива. Представляется, что развитию криптокультуры в России будет способствовать последовательная реализация мер, представленных ниже:
Введение налогов на проведение операций с криптовалютой;
приравнивание криптовалюты к особой форме денег или имуществу;
создание и развитие платежных сервисов с использованием криптовалюты;
введение механизмов курсообразования, касающихся денежного обращения с использованием криптовалюты.
Рис. 3. Направления развития рынка криптовалют [составлено автором].
В заключение стоит отметить, что уровень развития криптовалютного рынка России существенно отстает от уровней других стран, и на данном этапе отношение российского государства к криптовалюте является скорее негативной. Разработка нормативно-правовой базы, которая будет компромиссной между государством и владельцами криптовалют сможет повысить привлекательность ведения криптовалютного бизнеса на территории РФ.
Заключение
Подытоживая, опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод о существовании определенных угроз обращения криптовалют для финансовой системы России, которые заключаются в вытеснении реальных национальных валют, искажении процентной политики, изменении в денежных агрегатах, бегстве капитала. Меры, предлагаемые государством свидетельствуют о наличии влияния криптовалют на экономику России, и на данном этапе развития экономики России государство расценивает криптовалюту как риск, нежели возможность. Наряду с этим, не стоит забывать о перспективах внедрения технологии блокчейна в функционирование национальных банковских систем, что поможет им повысить безопасность банковских операций, ведь, как показывает практика, блокчейн серьезнее защищен технически и физически, чем существующие на сегодня системы защиты банковской информации. Кроме этого, технология блокчейна в банковской системе сделает прозрачными операции между центральным банком и коммерческими банками, что позволит избежать злоупотреблений при предоставлении кредитов рефинансирования.
Криптовалюты, каждая со своей уникальной технологией и назначению, могут выступать не только финансовым и инвестиционным объектами, но и платформой для новых инфраструктурных сдвигов финансовой системы. Правительства ведущих стран мира, а также России, активно взаимодействуют в вопросах регламентирования и стимулирования развития рынка криптовалют и признают, что технологии блокчейна способны решить некоторые насущные проблемы современной финансовой системы. Дальнейшие исследования должны быть направлены на систематизацию представлений о криптовалюте в блокчейн-системе, на прогнозирование развития, на поиск возможностей использования, на увеличение эффективности финансовой системы.
Литература:
- Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
- Апатова Н. В., Королев О. Л., Круликовский А. П. Анализ влияния блокчейн-технологии на финансовую систему // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2017. — № 6. С. 12–25.
- Бабкин А. В., Буркальцева Д. Д., Костень Д. Г., Воробьев Ю. Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития //Научно- технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2017. № 3. С. 69–78.
- Супрун Е. А. Рыночное регулирование криптовалюты в России // Молодой ученый. — 2018. — № 19. — С. 75–78. Фетисов В. Д., Фетисова Т. В. Проблемы использования биткойна и экономическая безопасность России//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2018. — Т. 14. — № 3 (360). — С. 452–464.
- ЦБР «Обзор по криптовалютам, ICO (Initial coin offering) и подходам к их регулированию». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/Content/Document/File/36009/rev_ICO.pdf
- Hugo Bendetti, Leonard Kostovetsky: Digital tulips? Returns to investors on Initial Coin Offerings [электронный ресурс]. Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3182169 (дата обращения — 18.05.2019).
- Объем инвестиций в ICO в 2018 году удвоился [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ruscoins.info/news/obem-investitsiy-v-ico-v-2018-godu-udvoilsya/ (дата обращения — 18.05.2019).