Вопрос о природе эстетического отношения, его структуре и специфике в эстетической и психолого-педагогической литературе не получил еще должной научной разработки, что затрудняет создание научно обоснованной теории эстетического воспитания и художественного образования. Ведь до сих пор идут горячие и пристрастные споры по вопросу о сущности “эстетического”. Это фундаментальная категория эстетики и эстетического воспитания, в которую упираются все остальные ее вопросы, в том числе и проблема эстетического отношения.
В развитии эстетической мысли интерес к проблеме “эстетического” очень велик. Он свидетельствует о творческом росте многих эстетиков, желающих как можно более полно и добросовестно ответить на требования времени об эстетическом воспитании. В самом деле, вопрос о специфике “эстетического”, о том, какое место занимает оно в формировании всесторонне гармонически развитой личности, имеет первостепенное значение для разработки научной теории эстетического воспитания. Без ясного понимания специфики “эстетического” трудно разграничить деятельность вообще и творческую деятельность, трудно дать правильный анализ художественного мастерства, трудно воспитать эстетическую оценку и эстетический вкус, бороться с безвкусицей и пошлостью.
Интерес к “эстетическому” определяется еще и чисто учебно-воспитательными, образовательными соображениями, так как он имеет немаловажное значение для составления программы и разработки специальных курсов эстетики, принятых на вооружение многими учебными заведениями страны.
Содержание и характер эстетического восприятия зависит от индивидуальных качеств школьника как объекта восприятия: от типа нервной системы и соответствующего ей темперамента, от уровня эстетического и общего развития ребенка. В соответствии с этим, содержание эстетического восприятия на различных его этапах у учащихся будет различным, как и степень отражения образов прошлого и возникновение представлений в процессе восприятия.
Содержание эстетического восприятия зависит от тех условий, в которых совершается этот процесс (на уроках и во внеурочное время, в школьных помещениях и вне школы, в кинотеатре и в театре, в музее и на выставке, на спортплощадке и в лесу, нa берегу озера и т. д.). Именно обстановка создает у учащихся соответствующий психологический настрой, подготавливает их к восприятию или затрудняет, тормозит его и тем самым способствует появлению яркого и содержательного или малосодержательного восприятия.
В содержательности восприятия существенную роль играет характер внимания, направленного на объект восприятия [1], преднамеренность или случайность выбора объекта. При организации процесса эстетического восприятия, педагог, следовательно, обязан учитывать направленность внимания школьников на предмет эстетического восприятия, степень произвольности внимания.
Существенное воздействие на характер эстетического восприятия оказывает временный фактор, поскольку эстетическое восприятие, как и любой другой процесс, совершается во времени. Этапы эстетического восприятия школьником объекта, последовательность, с которой оно происходит, одновременность или частичная повторяемость, краткость или продолжительность процесса делают в сочетании с другими условиями восприятие или более богатым, эстетически полноценным, или обедненным.
Процесс эстетического восприятия практически иногда не совершается изолированно от внешнего воздействия, так сказать, в чистом в виде. На содержание эстетического восприятия школьником объекта влияют в качестве дополнительных раздражителей многие другие объекты восприятия. В связи с этим педагог должен учитывать характер, силу, продолжительность и результат действия на учащихся как основных, так и дополнительных объектов восприятия.
Материалы исследования свидетельствуют также о том, что полноценное эстетическое восприятие художественного произведения требует адекватной эстетической ситуации, которая способствовала бы преобладанию эстетической направленности школьника к произведению искусства. В данном случае действует психическая закономерность, суть которой заключается в том, что любая психическая деятельность может возникнуть лишь в том случае, если помимо потребностей и знаний, есть соответствующая ситуация, в условиях которой единственно возможно осуществление этой деятельности.
Развитие эстетических потребностей школьников совершается в основном от элементарной потребности в доступных для младшего школьника произведениях различных видов искусства к возникновению и развитию устойчивой потребности в занятиях тем или видом искусства учащимися в средних классах и далее к потребности постижения сущности прекрасного, к стремлению вносить его в окружающую жизнь старшеклассников. Основными путями и формами приобщения детей к разнообразной эстетической деятельности в начальных классах являются: вовлечение учащихся в драматизированные игры, инсценировки сказок, работа в кружках прикладного искусства, пение народных и детских песен, занятия ритмикой.
Особое значение приобретает участие детей в различных мероприятиях системы художественного оборудования (Факультативы, вечера, конкурсы. олимпиады и т. д. Приобщению детей к эстетической деятельности содействует также их участие в шумовых оркестрах, в детских праздниках с хороводами, массовых плясках, карнавалах.
До первых встреч с кино и театром детей полезно знакомить с диафильмами. Посещению кино и театра обязательно нужно придать организованный характер, сопровождать их беседами о просмотренных кинофильмах и спектаклях.
Интересы школьников к отдельным видам искусства постепенно меняются. им становятся доступными особенности языка и стилей. Дифференциация эстетической деятельности имеет место и внутри отдельных видов искусства. Для учащихся средних классов необходимо создавать разнообразные художественные коллективы, связывая их деятельность прежде всего с развитием эстетической восприимчивости. В жизни школы должны стать традиционными не только фестивали художественной самодеятельности, но и выставки изобразительного и прикладного искусства, конкурсы на лучший детский рисунок, художественную поделку и т. д. Нужно всячески поощрять увлечение детей сбором репродукций картин, музыкальных записей, книг об искусстве.
Основная цель работы со старшеклассниками заключается в том, чтобы эстетическая потребность стала жизненно важной, осознанной потребностью каждого юноши и девушки, чтобы искусство превратилось в необходимый компонент их духовной жизни. Эти цели достигаются двумя путями: а) дальнейшим развитием активной эстетической деятельности в форме индивидуальных занятий в художественных коллективах, б) систематическим изучением истории искусства и факультативных курсов основ эстетики. Факультативные курсы по основам эстетики, знакомящие с лучшими произведениями искусства, с образцами эстетики труда и поведения, способствуют формированию эстетических идеалов, вооружают учащихся способами анализа эстетических явлений, воспитывают эстетический вкус и, в конечном итоге, способствуют превращению красоты в духовную потребность школьника. [2]
Основная задача эстетического воспитания-формирование в каждом школьнике высокого эстетического идеала. В опубликованных исследованиях 3 вопрос этот разбирается преимущественно в процессе обучения литературы. Между тем, в формировании эстетического идеала у школьников существуем локальная, обособленная цель: она органически включается в комплекс воспитательных и образовательных задач, всей повседневной педагогической деятельности преподавателей. Более того, сложная и многосторонняя задача формирования эстетического идеала у старшеклассников решается только совместными усилиями всех воспитателей, родителей, учителей, представителей общественности.
Цели, задачи и категории эстетического воспитания находит свою реализацию в характере эстетического освоения человеком действительности и искусства, его глубине и всесторонности. Следовательно. эстетическое воспитание школьника немыслимо вне живого и многогранного процесса эстетического освоения действительности, вне постижения сущности прекрасного в действительности и искусстве, вне активной деятельности учащихся. Поэтому принципы эстетического воспитания не могут быть выведены умозрительно или извлечены лишь из самого процесса воспитания. Они должны быть сформулированы с учетом специфики эстетического освоения человеком действительности и искусства. Поэтому излучение процесса эстетического освоения действительности и искусства является необходимой предпосылкой научно-обоснованной системы эстетического воспитания.
В процессе многогранной общественной практики человек формировался не только как общественная производительная, но и как творческая сила, способная преобразовывать действительность в соответствии с выработанными в процессе исторического развития законами целесообразности творчества (законами красоты). Таков первый тезис теории способа эстетического освоения действительности.
Хотя эстетический способ освоения мира отличается от практического, теоретического, религиозного способов, он одинаков по познавательной направленности и конечной цели, которая порождена объективной необходимостью ориентации человека в окружающем мире. Таков второй тезис теории способа эстетического освоения.
Творческие силы общества и способ эстетического освоения в действительности находятся в состоянии взаимосвязи и взаимодействия, а их диалектической связью выявляется способ эстетического бытия или, иначе говоря, форма общественного бытия в его эстетическом аспекте.
Развитие способа эстетического освоения действительности представляет собой естественно-исторический процесс, и каждая эпоха вырабатывает свое содержание и формы эстетического освоения. Соответствующие уровню развития творческих сил данного общества. Таков третий тезис теории способа эстетического освоения.
Процессы зарождения и развития различных форм эстетического освоения окружающих человека утилитарных предметов не следует отождествлять с процессами возникновения и развития искусства, не следует их и обособлять. Эстетическое освоение действительности надо рассматривать как единый процесс, совершающийся в различных областях по-разному и приводящий, в конечном итоге, к различным результатам. Однако формы, в которых проявлялся этот способ наиболее систематически, осознанно и целенаправленно. Оттачивались и развивались именно в художественной деятельности в области разных видов искусства. Отсюда они, уже обогащенные, возвращались в нехудожественные сферы деятельности человека. Таков четвертый тезис теории способа эстетического освоения.
Искусство занимает особое место в сфере эстетического освоения, как бы концентрируя в себе результаты эстетического отражения мира. Искусство выступает в обществе одновременно и как сфера деятельности, и как сфера сознания и общения людей в их противоречивом единстве и взаимодействии.
Учет всех этих особенностей, связей и отношений имеет большое значение для правильного понимания сущности целостного воздействия искусства на человека, в определении путей и средств эстетического воспитания школьников, поскольку всякое воспитание средствами искусства представляет собой воспитание эстетическое. Таков пятый тезис теории способа эстетического освоения действительности.
Из рассмотренных нами функций искусства и особенностей художественного познания вытекают общие закономерности художественного восприятия: а) формирование в каждую историческую эпоху соответствующего эстетического типа мировосприятия: б) формирование устойчивых способов восприятия различных родов и видов искусства: в) интеллектуальная осмысленность художественного восприятия: г) оценочный характер художественного восприятия и, наконец, д) целостность и единство всех элементов восприятия произведений искусства.
Эти и другие закономерности художественного восприятия являются гносеологической основой теории эстетического воспитания. Таков шестой тезис теории способа эстетического освоения мира.
В теории эстетического воспитания есть еще один очень важный вопрос, который нуждается в уточнении и объяснении. Это вопрос о принципах эстетического воспитания, который мы подвергаем в диссертации специальному рассмотрению, не претендуя на то, чтобы его исчерпать.
Литература:
- И. В. Страхов. Психология внимания. Саратов, 1968.
- Изучение духовных потребностей школьников. Новосибирск, 1970.
- З. Я. Рез. Формирование понятия Эстетический идеал при изучении классицизма и романтизма. Сб. Эстетическое воспитание в школе. Л., I962: В. А. Никольский Преподавание литературы в средней школе. М., I963; М. С. Тесемницина. Формирование эстетического идеала на уроках литературы. Казань, 1970.