Понятие «технология» происходит от греческих techne — это значит искусство, мастерство и logos — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Термин «педагогическая технология» впервые упомянут в трудах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, А. А. Ухтомского в 20-е годы 19 века и прошел длительный путь развития, изучения, осмысления.
Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса, в дальнейшем — реализация идеи полной управляемости образовательным процессом.
В настоящее время, если смотреть различные источники и литературу, можно насчитать несколько десятков определений педагогической технологии. Приведу некоторые из них:
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса. (Б. Т. Лихачев)
Педагогическая технология — системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей. (М. В. Кларин)
Педагогическая технология — система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. (Г. К. Селевко)
Анализ определений показывает отсутствие на сегодняшний день единого понимания педагогической технологии. Нам ближе такое определение «педагогическая технология» — это система, включающая взаимосвязанную деятельность педагога и воспитанника при обеспечении образовательных потребностей каждого воспитанника в соответствии с его индивидуальными особенностями; диагностические процедуры, содержащие критерии, показатель, инструментарий измерения результатов деятельности.
Попытаемся выделить характерные признаки технологии:
– технология — категория процессуальная;
– технология выстраивается в соответствии с конкретной целью имеющей форму конкретного ожидаемо результата;
– технология содержит критерии, показатель, инструментарий измерения результатов деятельности;
– технология может быть представлена, как некий алгоритм действий, операций, коммуникаций;
– технология направлена на проектирование, опираясь на заданный результат.
Определение сущности педагогической технологии позволяет выделить основные методологические требования к ее разработке:
– системность предполагает, что все элементы технологии находятся во взаимосвязи друг с другом, при этом каждый выполняет свою функцию, направлен на решение определенной задачи;
– научность требует, чтобы технологический процесс опирался на научные концепции;
– структурированность предполагает наличие четкого алгоритма, логической последовательности шагов по пути к цели;
– управляемость означает диагностическое целеполагание, планирование и проектирование, варьирование средств;
– воспроизводимость означает возможность воспроизведения технологии другими педагогами.
Изучение литературы помогло в создании авторской технологии «Осьминог», которая является основной технологией, использованной в проекте «От сказки к реальности». В основе проекта — работа с придуманной педагогами сказкой. Опыт работы показал, что сложный процесс восприятия обычной социальной сказки детям с тяжелыми множественными нарушениями развития не доступен. Наиболее эффективна с данной категорией детей работа с придуманной педагогами сказкой.
Целью данной технологии является реализация компетентностного подхода в деятельности педагога. Компетентностный подход означает, что ребенок не получает готовые знания, а находит в деятельности, а потом применяет в повседневно жизни. Такой подход в работе со сказкой делает процесс восприятия более простым и понятным для нашей категории детей, расширяет возможности ребенка к восприятию и пониманию окружающей действительности.
Приоритетной задачей данного проекта является социальная адаптация детей путем развития их познавательной деятельности и ознакомления с окружающей действительностью посредством придуманной педагогами сказки.
Суть технологии заключается в следующем: в центре технологии — сказка, придуманная педагогами о предмете или явлении окружающего мира («История одной елочки», «Сказка про Мыло Умыло и Мочалку Отмывалку» и др.).
Далее планируется комплексная работа по ознакомлению детей с сказкой по основным направлениям развития личности ребенка: познавательному, социально-эмоциональному, спортивно-оздоровительному, творческому, общекультурному.
На заключительном занятии по досуговой деятельности практикуется демонстрация презентации сказки или выступление кукольного театра.
При выборе темы для сказки учитываем зону актуального и ближайшего развития ребенка, что, несомненно, повышает результативность работы по достижению поставленных задач и целей, которые преследует работа по данной сказке.
Используя технологию «Осьминог» в своей работе, мы отметили следующие положительные результаты в развитии и деятельности детей:
– проявление доброжелательности дружелюбия по отношению к сверстникам и взрослым;
– умение детей сдерживать отрицательные эмоции;
– проявление познавательного интереса, желание участвовать в обследовательской и исследовательской деятельности;
– накопление сенсорного опыта;
– проявление интереса к творческой деятельности и ее результатам;
– умение взаимодействовать друг с другом в процессе всех видов деятельности;
– проявление желания участвовать в познавательных и музыкально-двигательных играх.
Исходя из наших наблюдений, можно сказать, что технология «Осьминог» позволяет педагогу творчески донести до воспитанника жизненно необходимые сведения об окружающем его мире и расширить социальное пространство ребенка.