Статья посвящена выделенным на основе модели информационного метаболизма и дитохомий Юнга психическим признакам типов личности. В ней, на основе трудов Григория Рейнина, подробно описываются те, что могут быть уместны и полезны для педагогов, а также приводятся рекомендации по поводу использования данной информации в педагогической среде.
Ключевые слова: педагог, признаки Рейнина, информационный метаболизм, индивидуальный подход, типология личностей, группы аспектов личности, коллектив, индивидуальность.
После открытия модели информационного метаболизма, ее создательница Аушра Аугустинавичюте обнаружила, что некоторые группы типов имеют между собой общие признаки, не связанные напрямую с дихотомиями Юнга, труды которого легли в основу модели А, которая в свою очередь представляет собой некий костяк информации, объясняющий различия и нюансы нашего восприятия, и делит людей на 16 типов личности, исходя из этих различий и нюансов. Математик Григорий Рейнин сформулировал формальные правила вывода этих признаков, которые в результате и получили его имя. Данные признаки достаточно удобно использовать, как для определения типа личности, так и для более глубокого понимания людей в целом. И так же, как и модель А, многих из них можно применять в педагогической деятельности.
Всего существует пятнадцать признаков Рейнина, которые условно группируются по порядкам от первого до четвертого. Признаками первого порядка принято считать дихотомии Юнга, признаки более высоких порядков являются дополнительными (и когда употребляют понятие «признаки Рейнина», имеют в виду только их).
К признакам второго, третьего и четвертого порядков относятся: Демократизм и аристократизм; Уступчивость и упрямство; Беспечность и предусмотрительность; Конструктивизм и эмотивизм; Тактика и стратегия; Статика и динамика; Позитивизм и негативизм; Процесс и результат; Весёлость и серьёзность; Рассудительность и решительность; Иррациональность и рациональность; Квестимность и деклатимность; Экстраверсия и интроверсия.
Все вышеупомянутые признаки можно наглядно рассмотреть на том или ином человек, чей тип личности уже определен. Некоторые из них проявляются достаточно ярко и видны невооруженным взглядом, начиная с очень раннего возраста, другие же удобнее наблюдать при более близком общении с кем-то и на примерах уже взрослых людей в силу особенностей формирования личности. Если выделить именно те, что больше и детальнее других выявляют индивидуальные особенности человека и те, которые можно увидеть у детей младшего школьного возраста, это в достаточной степени облегчит понимание разности каждого и позволит быстрее и эффективнее находить общий язык с детьми, а так же реализовать личностно-ориентированный подход во время обучения.
1) Уступчивость и упрямство
Уступчивым гораздо легче проявлять гибкость в принятии решения, оценивать имеющиеся у них ресурсы и при необходимости уступать каким-либо своим желаниям. Упрямы же до конца борются за свои желания и интересы. Уступчивые чаще всего принимают простые решения, руководствуясь наличными ресурсами. Решения упрямого в большинстве своем бескомпромиссное, т. е. либо оптимальное, либо никакое.
Этот признак стоит учитывать при проведении каких-либо конкурсов или игр в классе, делении детей на команды и назначении так называемых капитанов для оных. Зная примерное распределение уступчивых и упрямых детей в классе, можно более гармонично и без лишних недопониманий проводить подобные мероприятия. Так же этому может поспособствовать следующий, чем-то схожий с предыдущим признак — рассудительность и решительность.
2) Рассудительность и решительность
Решительным, как можно предположить из названия, легче дается оперативное принятие решений и выполнение их в последствии. Они легче переносят нагрузки, некоторое напряжение и им легче даются действия в подобной обстановке. Они как будто готовы к трудностям. Но иногда могут быть излишне резки и не слишком обдуманны в своих действиях. Рассудительные более склонны к взвешиваю решений, избеганию ненужных. Они больше подстраиваются под окружающую их обстановку и избегают лишней активности по подобным поводам.
Большую часть времени психика человека, относящегося к решительным, находится в мобилизованном состоянии из-за чего они могут сходу решать возникающие проблемы, но при этом они удерживают этот тонус даже когда в этом нет необходимости. Для рассудительных обычное, комфортное состояние — расслабленность. Если учитывать этот нюанс, наблюдать за детьми и их реакциями на поставленные задачи, можно, примеру, смягчить последующие возможные проблемы, возникающие на фоне признака. Помочь решительному ребенку с некоторой осознанностью своего мобилизованного состояния, а рассудительному на том же примере решительных ребят, менее критично относится к некоторой неизбежности по части необходимости принятия каких-либо решений.
3) Беспечность и предусмотрительность
Этот признак тоже может помочь при командном взаимодействии и различных групповых работах. Беспечность по своей сути — это готовность решать задачи, которые ранее не были предусмотрены. Т. е. решать проблемы по мере их поступления, импровизировать, составляя новый план действия для новой задачи. Предусмотрительность — заблаговременное просчитывание ситуации, обдумывания решения наперёд, чтобы быть готовым к проблеме. Беспечным легче избегать шаблонных решений, и они спокойнее относятся к ситуациям, когда что-то идет не по плану, в отличие от предусмотрительных. Этот нюанс так же можно учитывать, давая определенные задания детям и применять на практике, не создавая для того или иного ребенка излишних ситуаций напряжения.
4) Процесс — результат
Так называемым процессорам легче концентрировать внимание на чем-либо, погружаться в процесс и действия, они способны избегать лишнего переключения внимания и посвящать себя одному делу или процессу полностью. Человеку с признаком «результат» легче дается многозадачность, они способны делать несколько дел одновременно, часто доводят до промежуточных результатов. Они не привязывают себя к одному определенному процессу и с большей легкостью переключаются между делами, реагируют на смену обстановки. Так же неплохо распределяют задачи между участниками общей работы.
Этот признак отлично виден на примере любой проводимой с детьми работы. И благодаря знаниям о нем, в учебном процессе можно корректировать работу с тем или иным учеником. Помогать на примерах других или за счет определенных заданий прорабатывать слабые и сильные стороны признака. И относится более снисходительно к детям того или иного информационного полюса. Также его неплохо учитывать при командных работах и конкурсах.
5) Позитивизм — негативизм
Данный признак хорошо виден при наблюдениях за речью ребенка, как письменной, так и устной. И важен для понимания нюансов индивидуальности. Так же его можно использовать при так называемой рассадке детей по парам. Позитивист, который находит в любой ситуации, объекте и явлении именно позитивные стороны, дополняет негативиста, находящего стороны отрицательные и ориентирующегося на «подводные камни». Это гармонизирует процесс коммуникации и обучения.
6) Квестимность и деклатимность
Этот признак так же больше направлен на понимание индивидуальности восприятия каждого из нас и детей в частности. Использовать его в педагогическом процессе можно, как при работах парами, так и при проработке различных сторон признака, к примеру, на уроках, где развивается устная речь.
У квестимов коммуникация имеет диалоговую форму, им легче вести беседу, менять ее направление, они лучше чувствуют своего собеседника, направлены больше на выслушивание, нежели на изречения. Так же им присуща краткость, им легче задавать вопросы и отвечать строго по теме. У деклатимамов коммуникация имеет монологовую форму, им присуще давать подробные и развернутые ответы на вопросы, высказываться и именно доносить что-то до человека. Можно сказать, что им важнее быть услышанными.
7) Тактика и стратегия
Этот признак весьма полезно использовать вовремя организации групповой деятельности, общих конкурсов и занятий, где детей делят на разные команды. Как понятно из названия, тактиками лучше осознаются и оцениваются ближайшие шаги и их последовательность. Тактикам легче составлять планы ближайших действий, стратегам же — легче оценивать общую цель.
8) Конструктивизм и эмотивизм
Полезные признаки, как для общих и групповых работ и игр, так и для установления в классе дружественной обстановки, налаживания контакта с учениками и между учениками.
Конструктивисты уделяют свое внимание непосредственно делу, а не установлению отношений, из-за этого таким детям бывает сложнее наладить контакт с окружающими и найти друзей. Эмотивисты подобных проблем практически не испытают, и могут быть более коммуникабельны за счет того, что уделяют внимание именно налаживанию контакта, даже не замечая этого за собой. Они более эмоциональны и поэтому, к примеру, в групповой работе, иной раз, им необходимо взаимодействие с конструктивистом, чтобы сосредоточиться на каком-либо задании.
Таким образом, исходя из вышеизложенной первичной информации, можно оценить важность понимания той первоначальной разности нашего восприятия, что часто выступает камнем преткновения между людьми, между детьми в классе и между учителем и классом соответственно. Иногда мы искренне не понимаем, почему не получается найти контакт с тем или иным человеком, почему происходит такая разрозненность и неприятие друг друга и почему при общении с теми или иными людьми создается устойчивое впечатление, что мы говорим на разных языках. Признаки Рейнина, как и вся информация, представленная в трудах Карла Юнга и Аушры Аугустинавичюте, выступает неким переводчиком и является достаточно ценной для человека, который хочет взглянуть на мир не только через свою призму восприятия. А в педагогическом процессе подобные знания и учитывание оных, могут оказаться бесценными и очень полезными для учителя, который хочет и готов ориентироваться на индивидуальный подход к своим подопечным, который хочет создать дружественный климат в классе и показать детям, насколько мы можем быть разными, но при этом по-своему интересными, неординарными и ценными для этого мира.
Литература:
1. Григорий Рейнин. Тайны типа. Модели. Группы. Признаки. М: Черная белка, 2009.
2. Юнг Карл Густав. Психологические типы. Спб: Азбука, 2001.
3. А. Аугустинавичюте. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. Раздел 1, 1998.
4. В. Д. Ермак. Как научиться понимать людей. М. Астрель, 2003.
- Соционика 2.0[Электронный ресурс]. URL: http://www.modernsocionics.ru/signs (Дата обращения: 12.05.2019).