В статье характеризуются основные механизмы психологических защит и описываются результаты исследования связи различных параметров детско-родительского взаимодействия и психологических защит старшего дошкольника; психологических защит матери и ребенка.
Ключевые слова: защитные механизмы, детско-родительское взаимодействие, старшие дошкольники.
Защитные механизмы, которые понимаются как «система адаптивных реакций личности, направленная на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений — когнитивных, эмоциональных, поведенческих — с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я-концепцию личности. Этот процесс происходит в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью разнообразных механизмов» формируются во взаимоотношениях детей с родителями [1, с. 9].
Защитные механизмы включают отрицание, вытеснение, подавление, проекцию, вытеснение, формирование реакции, регрессию, фиксацию, идентификацию, интроекцию, рационализацию, изоляцию, сублимацию, компенсацию и юмор [3].
И отрицание, и подавление искажают реальность, скрывая ее от сознания. В случае отрицания неприятная реальность игнорируется, а реалистичная интерпретация потенциально угрожающих событий заменяется более приятной. Отрицаются как чувства, так и события. Например, ребенок, которому говорят, что его родители разводятся, может отрицать, что это происходит, или отрицать, что он расстроен из-за этого. В опасных для жизни или других экстремальных ситуациях отрицание может временно помочь людям справиться с ситуацией, но в долгосрочной перспективе отрицание приводит к эмоциональным проблемам. С отрицанием связано избегание, которое включает в себя избегание ситуаций, которые, как ожидается, вызовут нежелательные эмоции и импульсы.
При подавлении болезненные чувства сначала осознаются, а затем забываются. Однако они хранятся в бессознательном, из которого при определенных обстоятельствах их можно извлечь (феномен, называемый Фрейдом «возвращением вытесненного»). Подавление может варьироваться от кратковременных провалов памяти до забывания деталей катастрофического события, такого как убийство или землетрясение. Очень часто вытесняются враждебные чувства к родителю, вызванные жестоким обращением в детстве.
Третий защитный механизм, связанный с отрицанием и вытеснением, — это подавление, посредством которого неприятные чувства подавляются сознательным решением не думать о них. Подавление отличается от подавления и отрицания тем, что нежелательные чувства доступны для осознания, но сознательно игнорируются (в отличие от подавления и отрицания, когда человек полностью не осознает этих чувств). Подавление обычно заменяет неприятные мысли другими, которые не вызывают стресса. Это может быть сделано инстинктивно или намеренно в терапевтическом контексте. Например, ребенка можно научить блокировать чувство страха, думая о приятном переживании, таком как день рождение, академические достижения или победа в спортивном соревновании. Подавление считается одним из наиболее зрелых и здоровых защитных механизмов.
Проекция и смещение позволяют человеку признавать вызывающие тревогу чувства и переносить их либо на другой источник, либо на другой объект. В проекции нежелательные чувства приписываются другому человеку или лицам. Агрессивный человек верит, что другие враждебны по отношению к нему; человек, критикующий других, верит, что они критикуют его. Очень маленькие дети особенно склонны к проекции из-за эгоцентричности мышления, которое размывает границу между ним и другими [2].
Смещение — это защита, с помощью которой импульс, воспринимаемый как опасный, смещается либо путем перенаправления на другой объект, либо путем замены другим импульсом. В первом типе, известном как смещение объекта, гнев или другая эмоция первоначально ощущается по отношению к человеку, против которого небезопасно ее выражать (у детей, например, по отношению к родителю). Смещение позволяет негативную эмоцию выразить, но к более безопасной цели, такой как брат, сверстник или даже игрушка. При втором типе смещения, известном как смещение влечения, объект эмоции остается тем же самым, но сама эмоция заменяется менее угрожающей (например, гнев на недовольство).
Формирование реакции включает в себя поведение, диаметрально противоположное подавляемым импульсам или чувствам. Например, родитель, который подавляет чувство обиды или неприятия по отношению к ребенку, может оказаться чрезмерно щедрым и заботливым. В таких ситуациях ребенок обычно чувствует истинную враждебность, лежащую в основе поведения родителей.
Два защитных механизма — регрессия и фиксация — связаны с нарушениями развития у детей. В регрессии ребенок, столкнувшись с ситуацией, которая вызывает конфликт, тревогу или разочарование, возвращается к поведению более ранней стадии развития, например, сосание пальца или ночной энурез, в попытке восстановить утраченное чувство безопасности, которое характеризовало более ранний период. При фиксации ребенок не теряет ранее приобретенной основы развития, но отказывается двигаться вперед, потому что прогресс развития стал каким-то образом ассоциироваться с тревогой.
Идентификация, которая является основой развития человека и неотъемлемой частью процесса обучения, также может служить защитным механизмом. Принятие на себя характеристик кого-то другого может позволить ребенку совершать поступки, которые он считает запрещенными для себя, но приемлемыми для человека, с которым он идентифицируется. Одна из наиболее известных разновидностей идентификации — отождествление с агрессором, когда жертва приобретает черты агрессора для борьбы с чувством бессилия. В интроекции, которая связана с идентификацией, интернализуется только определенный аспект чужой личности.
Рационализация, другой тип защитного механизма, — это попытка отрицать свои истинные мотивы (для себя или других), используя логические социально приемлемые доводы. Рационализация является когнитивно сложной защитой и появляется в подростковом возрасте.
Как и рационализация, изоляция — довольно сложная защита. Она включает в себя отделение переживания от события: событие отделяется от сопровождавших его чувств, благодаря чему становится доступным для осознания без угрозы переживания болезненных чувств. Изоляция может принимать вид диссоциативного расстройства, когда дети разделяют части своей жизни до такой степени, что они думают о себе как о двух разных людях (например, хороший ребенок и плохой, который появляется только при определенных обстоятельствах).
Сублимация, один из самых здоровых защитных механизмов, предполагает выплеск энергии, вызванной неприемлемым импульсом, в социально приемлемой форме. Так, неуместные сексуальные или агрессивные импульсы могут высвобождаться в спорте, творческих занятиях или других видах деятельности.
С целью изучения связи психологических защит и особенностей детско-родительского взаимодействия у старших дошкольников было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 22 пары мама — ребенок (19 женщин и 22 ребенка, потому что в одной семье девочки-близнецы, в двух семьях — две дочки погодки — 5 и 6 лет).
Особенности детско-родительского взаимодействия выявлялись с помощью методик: «Взаимодействие родитель — ребенок» — ВРР (И. М. Марковская); «Опросник родительского отношения» — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин).
Психологические защиты матерей оценивались с помощью методики «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчик в адаптации Л. И. Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.).
Психологические защиты у детей изучались методом экспертных оценок матерей с помощью методики «Карта оценки детских защитных механизмов» Е. В. Чумаковой.
Сопоставление механизмов психологических защит у дошкольников и их матерей показало следующее. Матери считают, что у них и их детей различные виды психологических защит синхронизированы в индивидуальной иерархии по степени выраженности. Исключением выступают два механизма — вытеснение и интеллектуализация. Матери считают, что они редко используют эти механизмы, а их дети — часто. Этот вопрос требует дополнительного изучения, поскольку у старших дошкольников еще не могут быть так хорошо развиты когнитивные способности, чтобы обеспечить им полноценное функционирование механизма интеллектуализации.
Корреляционный анализ результатов исследования с помощью коэффициента корреляции Спирмена показал, что чем чаще мать использует механизм «вытеснение», тем менее склонна она видеть в ребенке «вытеснение» (rs= — 0,717, p≤0,01) и «проекцию» (rs= — 0,547, p≤0,05). Чем чаще мать использует механизм защиты «проекция», тем менее склонна она видеть в ребенке «проекцию» (rs= — 0,723, p≤0,01) и «реактивное образование» (rs= — 0,723, p≤0,001).
Были обнаружены слабые связи между следующими параметрами детско-родительского взаимодействия (методика ОРО) и механизмами психологических защит у старшего дошкольника:
– положительная связь между механизмом «отрицание» и отношением матери к ребенку как к «маленькому неудачнику» (rs=0,420);
– положительная связь между механизмом «компенсация» и отношением матери к ребенку как к «маленькому неудачнику» (rs=0,465);
– отрицательная связь между механизмом «замещение» и отношением матери к ребенку как к «маленькому неудачнику» (rs= -0,410);
– отрицательная связь между механизмом «вытеснение» и эмоциональным принятием матери ребенка (rs= -0,467).
Наличие этих связей на уровне тенденции позволяет предположить, что матери, которые склонны видеть в своих детях «маленьких неудачников», считают, что их дети активно пользуются такими защитными механизмами как «отрицание» и «компенсация» и редко используют механизм «замещение». Если мать эмоционально не принимает ребенка, то он с помощью механизма «вытеснение» выносит эту неприемлемую для него информацию в сферу бессознательного, испытывая при этом негативные эмоции и не понимая причину этих эмоций.
Были выявлены следующие связи между параметрами детско-родительского взаимодействия (методика ВРР) и механизмами психологических защит у старшего дошкольника:
– положительная корреляция между сотрудничеством родителя и ребенка, и механизмом «вытеснение» у ребенка (rs= 0,661, p≤0,01);
– положительная корреляция между сотрудничеством и механизмом «компенсация» у ребенка (rs= 0,589, p≤0,05);
– положительная корреляция между родительским принятием и механизмом «замещение» у ребенка (rs= 0,597, p≤0,05);
– положительная корреляция между последовательностью материнского поведения и механизмом «проекция» у ребенка (rs= 0,574, p≤0,05);
– положительная корреляция между последовательностью материнского поведения и механизмом «реактивное образование» у ребенка (rs= 0,727, p≤0,01);
– положительная корреляция между удовлетворенностью матерью отношениями с ребенком и механизмом «компенсация» у ребенка (rs= 0,720, p≤0,01).
Это означает, что в сотрудничестве с матерью ребенку помогают такие психологические защиты как компенсация и вытеснение. Возможно, матери, которые хорошо сотрудничают со своими детьми, устанавливают с ними партнерские отношения, видят в своих детях стремление к фантазированию и приписыванию себе достоинств других людей (механизм «компенсация»), и стремление к вытеснению неприемлемых эмоций в бессознательное (механизм «вытеснение»). Если мать последовательна в своем поведении, то ее ребенок часто использует механизм «проекция» и «реактивное образование». Если мать довольна отношениями с ребенком, то он часто использует механизм «компенсации».
Таким образом, проведенное исследование показало, что основными характеристиками детско-родительского взаимодействия, связанными с психологическими защитами ребенка (по версии их матерей), являются: сотрудничество (уважение к ребенку, к его правам, учет его желаний, взаимодействие как с равноправным партнером), последовательность поведения родителя (стабильная и понятная для ребенка система наказаний и поощрений, система правил, согласованность слов и поступков родителя), эмоциональное принятие ребенка.
Литература:
- Долгова В. И. Психологическая защита: монография / В. И. Долгова, О. А. Кондратьева. — М.: Издательство Перо, 2014. — 160 с.
- Чумакова Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дис. … канд. психол. наук: 19.00.11 / Чумакова Елена Викторовна. — СПб., 1998. — 197 с.
- Firestone, R. W. Psychological Defenses in Everyday Life / Robert W. Firestone, Joyce Catlett. New York: Human Sciences Press, 1989. — 260 p.