Дистанционное банковское обслуживание в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (258) май 2019 г.

Дата публикации: 20.05.2019

Статья просмотрена: 1993 раза

Библиографическое описание:

Абросимова, О. О. Дистанционное банковское обслуживание в России / О. О. Абросимова, А. Р. Танашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 20 (258). — С. 185-187. — URL: https://moluch.ru/archive/258/59359/ (дата обращения: 15.11.2024).



В наше время в век информационных технологий распространенным стало пользование дистанционным банковским обслуживанием (ДБО) за счет обеспечения скорости, простоты и надежности совершения операций. Банки уделяют данному способу взаимодействия особое внимание с целью расширения клиентской базы.

ДБО представляет собой способ взаимодействия клиентов с банком на основании распоряжений, передаваемых в электронном виде по каналам связи. В банковском секторе выделяют два вида ДБО: розничный, который направлен на обслуживание физических лиц; корпоративный, который направлен на обслуживание корпоративных клиентов.

Согласно данным Банка России, существует 20 вариантов практического использования ДБО [2] (рис 1).

Наиболее популярной формой ДБО являются обслуживание в системе Банк-клиент (94 %), переводы в системе без открытия банковского счета (65 %), применение программно-технических устройств для осуществления операций с использованием карт (58 %).

Система «Клиент-Банк» представляет собой программный комплекс, позволяющий клиенту совершать операции по банковскому счету, обмениваться документами и информацией с кредитной организацией без посещения ее офиса. Яркими примерами являются ДБО «Сбербанк-Онлайн» и ДБО «ВТБ-Онлайн».

Система денежных переводов без открытия банковского счета используется для разовых переводов. Скорость расчетных операций, простота оформления документов и безопасность переводов обеспечиваются высокими технологиями современных систем перечисления наличных средств. Одной из самых популярных систем является «Western Union».

Рис. 1. Сводная информация о применении кредитными организациями технологий ДБО

К программно-техническим устройствам, предназначенных для осуществления операций с использованием карт, относятся устройства самообслуживания: терминалы, банкоматы и т. д. Развитие таких технологий на начальном этапе требует значительных вложений, однако, данное оборудование существенно автоматизирует многие банковские услуги, что делает его популярным среди клиентов.

ДБО является выгодной и удобной формой взаимодействия, как для кредитной организации, так и для клиента [1]. Основные преимущества ДБО являются удобство, оперативность, скоростью, доступность, экономичность и др. Наряду с многочисленными преимуществами использование ДБО не лишено и недостатков: требование специальных знаний, проблема верной идентификации клиента, перебои в системе и др.

В таблице 1 представлен рейтинг кредитных организаций, предоставляющих частным лицам доступ в систему ДБО в России [4].

Таблица 1

Рейтинг кредитных организаций, предоставляющих частным лицам доступ всистему ДБО вРоссии

Место

Наименование

Оценка

1

Тинькофф Банк

80,1

2

Банк Левобережный

64,5

3

Банк Траст

50,5

4

Почта Банк

49,1

5

Райффайзенбанк

48,3

6

Банк Казани

48,0

7

МКБ

47,4

8

Сбербанк

46,4

Отметим, что тарифы на использование ДБО в кредитных организациях могут отличаться и определены в их сборнике тарифов (таблица 2).

Таблица 2

Тарифы на использование систем ДБО

Наименование кредитной организации

Мобильный Банк

Интернет Банк

Информирование

Обслуживание

Сбербанк

Бесплатно

Бесплатно

Бесплатно

60 руб.\мес.

ВТБ

Бесплатно

Бесплатно

Бесплатно

59 руб.\мес.

Тинькофф Банк

Бесплатно

Бесплатно

Бесплатно

59 руб.\мес.

Альфа-банк

Бесплатно

Бесплатно

Бесплатно

Бесплатно

Предоставляемые онлайн услуги могут быть платными и бесплатными. Следует отметить, что требования клиентов к онлайн услугам быстро меняются, что требует от кредитных организаций совершенствовать их и снижать стоимость. Несомненно, тенденции развития рынка ДБО определяются потребностями банковского сообщества и тенденциями рынка информационных технологий. На рынок ДБО существенное влияние оказывают также законодательство, экономическая ситуация в стране, IT-инфраструктурные особенности региона и пр.

Отметим, что IT-инфраструктура постоянно развивается и ежегодно появляются новые способы ДБО. Особую популярность приобрела среди молодежи технология бесконтактных платежей «PayPass». Данная технология позволяет просто прикладывать карту со специальным встроенным микропроцессором к терминалу для совершения быстрых и безопасным расчетов. Расчеты с использованием технологии PayPass чаще всего совершаются в индустрии с низкой стоимостью и с высокой частотой транзакций. Технология NFC позволяет обмениваться информацией между техническими устройствами, находящимися на небольшом расстоянии [3]. Преимуществом применения этой технологии является возможность использования устройств, поддерживающих NFC, для различных целей. Эта технология является простым расширением стандарта бесконтактных карт, при этом интерфейс карты и считывателя объединяются в единое устройство.

Таким образом, ДБО является одним из самых распространенных продуктов в банковском секторе, позволяющее клиентам приобрести территориальную и временную независимость от кредитных организаций, а также снизить стоимость совершения банковских операций. Однако, потребности клиентов в условиях развития IT-инфраструктуры ежедневно возрастают, поэтому главная задача банков остается в совершенствовании данного направления предоставляемых продуктов.

Литература:

  1. Дюдикова Е.И, Куницына Н. Н. Развитие способов безналичных расчетов в условиях цифровизации экономики // Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 162–169.
  2. Обзор результатов анкетирования кредитных организаций по тематике дистанционного банковского обслуживания (электронного банкинга). http://www.cbr.ru/press/pr/?file=090313_1311401.
  3. Подгорнова А. С., Белкина Ю. С., Абалакин А. А. NFC-платежи: развитие и перспективы // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 2(3). С.265–268.
  4. Познавшие digital. Лучшие онлайн-банки 2018 года. https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/363279-poznavshie-digital-luchshie-onlayn-banki-2018-goda.
Основные термины (генерируются автоматически): NFC, Банк, банковский счет, кредитная организация, банковский сектор, использование карт, клиент, онлайн услуга, осуществление операций, система.


Задать вопрос