Мировая практика показывает эффективность внедрения технологий «Электронного правительства» в работу органов государственной власти и местного самоуправления, позволяя предоставлять гражданам государственные и муниципальные услуги в электронном виде, а также уменьшать издержки предоставления таких услуг. Данная статья содержит опыт внедрения концепции «Электронного правительства» на примере Новосибирской области.
Ключевые слова: Новосибирская область, электронное правительство, информационное общество.
В настоящее время в Российской Федерации, как и во всем мире происходит активная интеграция информационно-коммуникационных технологий в деятельность государственных и муниципальных органов власти, что позволяет пересмотреть классические подходы к государственному управлению и вывести их на новый, более современный уровень.
К информационно-коммуникационным технологиям относятся не только компьютеры, принтеры и телефоны на рабочем месте сотрудника органа власти, но и Интернет-сайты государственного органа, информационные системы, электронные подписи и многие другие подобные проекты.
Внедрение информационных технологий в работе органов власти позволяет снизить издержки, появляется возможность ускорить процесс ведомственного и межведомственного взаимодействия, а также снизить количество времени на принятие того или иного управленческого решения.
Информационно-коммуникационные технологии, входят в основу концепции электронного правительства, возникшая на западе в 1990-х годах.
Концепция «Электронного правительства» предусматривает широкое применение информационных технологий в работе государственных структур, целью которой заключается в повышении эффективности, а также прозрачности работы государственного аппарата. Что в конечном результате привело к появлению таких программ, как E-Austria, E-Europe и так далее.
Внедрение информационных технологий в системе государственного управления должны соответствовать таким требованиям, как: доступность, а также достоверность в предоставлении информации; конфиденциальность, а именно обеспечении ограниченного круга пользователей, имеющих доступ к такой информации; открытость перед гражданами; защищенность информации.
Несмотря на все положительные стороны развития «Электронного правительства» имеются и отрицательные стороны, которые способны замедлить развития такой концепции, а также усложняет некоторые виды деятельности аппарата государственных служащих.
Одной из таких отрицательных сторон можно отнести возможность кибератаки, которые тяжело остановить или предотвратить. Они создают большую нагрузку на серверы, на которых развернута информационная система, что приводит к частичной или полной остановке функционирования системы, а также появляется возможность украсть защищенные данные. Однако для предотвращения таких атак принимаются такие меры, как перенос систем в защищенный сегмент, а также многие действия осуществляются только при использовании электронной подписи служебного пользования.
Вторым из основных проблем является обязательность работы сотрудников старшего поколения, которые не всегда охотно принимают появление информационных систем. Это связано с тем, что необходимо обучаться в работе с информационной системой и по ходу осуществления деятельности в системе неоднократно обращаться в техническую поддержку за консультацией, что снижает работоспособность сотрудника.
Также стоит отметить, что для успешного внедрения таких технологий в сферы государственного управления необходима возможность переобучения сотрудников, а также получения консультации по работе с такими технологиями.
Как и во всей России, фактическим началом осуществления мероприятий по созданию и развитию электронного правительства в Новосибирской области началось в 2002 году с принятием Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы), утвержденной Постановлением правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года № 65.
Программа предусматривала развитие и достижение следующих основных целей:
– повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти;
– оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг и внедрения единых стандартов обслуживания населения;
– повышение эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти;
– переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти;
– развитие инфраструктуры доступа к государственным и муниципальным услугам и к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
– обеспечение решения задач государственного управления с использованием элементов электронного правительства [1].
Столь позднее начало решения указанных задач в России, по сравнению с западными и другими странами, стало следствием тех политических событий 90 годов XX столетия, которые привели к распаду СССР и приобретению Россией полного суверенитета.
Однако, несмотря на это, построение системы электронного правительства в Новосибирской области шло высокими темпами, что вероятно было обусловлено, как высоким уровнем образования населения области, так и возможностью использовать мировой опыт в этой сфере.
В дальнейшем Правительством Российской Федерации была утверждена подпрограмма «Электронное правительство» в рамках государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.04. 2014 г. N 313.
Таким образом, в Российской Федерации была создана правовая база для разрешения одной из основных задач, стоящих перед органами государственной власти РФ, заключающейся в обеспечении информационного обеспечения государственного управления и развитии электронного правительства.
На территории Новосибирской области нормативной базой для создания и развития электронного правительства выступило Постановление Правительства Новосибирской области от 03 октября 2011 года N 433-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие государственных информационных систем, информационного общества и формирование электронного правительства Новосибирской области на 2012–2016 годы.
Основная цель реализации целевой программы — создание в Новосибирской области эффективных условий применения информационных и телекоммуникационных технологий на основе единого информационного пространства.
В 2015 году в целях углубления достигнутых результатов Постановлением Правительства Новосибирской области от 04 марта 2015 года N 70-п была утверждена новая государственная программа Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015–2020 годы».
Основной целью программы было создание условий для получения населением и хозяйствующими субъектами на территории Новосибирской области преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий на основе формирования единого информационного пространства Новосибирской области.
В рамках программы «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015–2020 годы» реализуются четыре подпрограммы:
– развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры на территории Новосибирской области;
– развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры безопасности жизнедеятельности;
– развитие территориальной информационной системы Новосибирской области и инфраструктуры информационного общества;
– развитие геоинформационного обеспечения и навигационной инфраструктуры с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Новосибирской области.
Пунктом 1 Положения о департаменте информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, утвержденного постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.08.2012 № 140, определено, что департамент является исполнительным органом государственной власти Новосибирской области.
На департамент было возложено осуществление государственного управления и нормативное правовое регулирование в сфере информационных технологий, телекоммуникаций, связи, межотраслевой координации развития информационного общества и формирования электронного правительства, информатизации исполнительных органов государственной власти и населения Новосибирской области.
Следствием принятых мер стало то обстоятельство, что Новосибирская область по результатам 2018 года вышла на 6 позицию в федеральном рейтинге среди субъектов РФ по уровню развития информационного общества, который рассчитывается на основе 126 показателей, отражающих уровень внедрения информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в базовых сферах жизнедеятельности.
В пятерку лидирующих по уровню развития информационного общества в России вошли следующие субъекты: Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) Тюменской области, Татарстан, Тульская область.
Рис. 1. Рейтинг регионов РФ по уровню развития информационного общества
Новосибирская область более успешно проводила внедрение ИКТ в различных сферах, ориентируясь, прежде всего, на повышение качества жизни местного населения за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий, ежегодно обеспечивала все необходимые меры по сопровождению и развитию технологической инфраструктуры функционирования всех региональных ИТ-ресурсов.
В регионе выполнялось сопровождение и расширение единой региональной государственной информационно коммуникационной сети передачи данных. В настоящее время протяженность этих сетей составляет более 7000 км, которая объединяет все районы города Новосибирска и все районные центры области и является основой для организации информационного обмена в социально-значимых государственных информационных системах (в сфере здравоохранения, социального обслуживания, предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде).
Для обеспечения гарантированной доступности услуг связи магистральные узлы региональной государственной информационно коммуникационной сети передачи данных на территории Новосибирской области оборудованы дизель-генераторными установками общим количеством 45 единиц.
Обеспечивается бесперебойное функционирование двух катастрофо-устойчивых центров обработки данных Правительства Новосибирской области (основного и резервного), в которых размещено 68 государственных информационных систем Новосибирской области.
Расходы и затраты на проведение мероприятий по развитию «Электронного правительства» с каждым годом растут, что положительно влияет на развитие информатизации региона.
Рис. 2. Динамика бюджетных расходов на развитие «Электронного правительства в Новосибирской области
Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь РФ) был высоко оценен и одобрен региональный проект «500+» по развитию линий и сооружений связи на сельских территориях с населением свыше 500 человек. Проект реализуется с 2016 года синхронно с федеральным проектом устранения цифрового неравенства (УЦН) по подключению к высокоскоростному Интернету 279 населенных пунктов области с населением 250–500 человек.
Благодаря синхронизации двух проектов Новосибирская область сегодня лидирует по количеству введенных в эксплуатацию точек широкополосного доступа к сети Интернет среди всех регионов Сибирского Федерального округа.
В Новосибирской области завершено внедрение отечественной версии по решению внутренней автоматизации работы органов государственной власти, в части электронного документооборота и делопроизводства. Система имеет собственную первую и вторую линии технической поддержки в региональном специализированном учреждении «Центр информационных технологий», подсистему автоматического мониторинга и другие инструменты.
В настоящее время в Правительстве Новосибирской области ведется полностью электронный внутренний документооборот в импорто-независимой среде к которой подключены как органы местного самоуправления, так и органы государственной власти Новосибирской области.
Также в Новосибирской области было завершено внедрение еще одного значимого проекта внутренней автоматизации — системы кадрового учета госслужащих, содержащей полные данные по сотруднику, его образованию, наградам, и другим необходимым сведениям. Завершены работы по созданию личного кабинета служащего. Теперь вся информация по сотруднику будет доступна ему самому на специализированном портале, он сможет выбирать себе курсы для обучения, проходить тестирование, а также подавать сведения о доходах и многое другое.
Этот же портал будет использоваться для подачи резюме соискателями, любыми пользователями, которые теперь могут видеть информацию на едином ресурсе обо всех конкурсах органов власти, получать результаты, проходить первичное тестирование.
Аналогичные системы внедряются в ряде других регионов, но реализованный функционал личного кабинета в системе кадрового учета госслужащих Новосибирской области значительно шире.
В рамках работы по популяризации возможностей и преимуществ получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде департаментом была проведена большая работа информационно-просветительского характера о преимуществах получения государственных услуг в электронном виде. Только в 2018 году на различных площадках области, в образовательных учреждениях, предприятиях и организациях были осуществлены следующие мероприятия информационно-просветительского характера:
– было организовано 46 выездов на крупные предприятия и организации города и области, на которых проведены соответствующие семинары;
– размещено 788 рекламных материалов в различных средствах массовой информации;
– более 3.5 тыс. человек зарегистрировано в мобильных пунктах высших учебных заведениях города и области;
– проведено 115 различных других мероприятий по популяризации портала государственных услуг;
Среди общеобразовательных учреждений области был проведен конкурс под девизом «Госуслуги — это просто». Конкурс был направлен на формирование навыков работы школьников с электронными государственными сервисами. В рамках конкурса проведено около 2000 открытых уроков, семинаров для учеников, их родителей и педагогов. Участие в конкурсе приняло более 54 тысяч жителей региона.
В Новосибирской области была разработана уникальная для Российской Федерации автоматизированная информационная система «Многофункциональный центр для бизнеса», демонстрирующий новый подход к организации взаимодействия с бизнесом на площадках МФЦ.
На правах публичной оферты к системе «МФЦ для бизнеса» подключаются различные коммерческие организации (юридические, риэлтерские, консалтинговые компании, кадровые агентства и другие), соответствующие определенным критериям. АИС «МФЦ для бизнеса» обеспечивает единую точку входа для взаимодействия множества коммерческих компаний с предпринимателем непосредственно на площадке МФЦ, позволяющую предпринимателю получать на конкурентных началах лучшие предложения от компаний.
В результате проведенных мероприятий по популяризации государственных услуг, динамика количества пользователей Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) была следующая (тыс. человек): 2014–270, 2015–400, 2016–800, 2017–1200, 2018–1648. Фактически за указанные 5 лет количество пользователей ЕПГУ увеличилось в 6.1 раза, что составило 70 процентов населения области старше 14 лет.
Выполненные Правительством Новосибирской области и Департаментом информатизации и развитию телекоммуникационных технологий мероприятия по развитию системы электронного правительства, позволили значительно повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области. И этот факт подтверждается существенным ростом в 2018 году активности населения области по получению государственных услуг в электронном виде.
А по сравнению с 2014 годом число пользователей системой электронного правительства увеличилось в 6.1 раза, с 270 до 1648 тысяч человек.
Таким образом, на примере Новосибирской области можно сделать вывод, что Россией пройден этап внедрения технологий информационного общества в сферу функционирования властных структур и построения электронного правительства. Распространение «Электронного правительства» в значительной степени зависит от готовности использования интерактивных сервисов населением и бизнесом, возможностей доступа к Интернету и непосредственно связано с уровнем благосостояния граждан и социально-экономическим развитием регионов Российской Федерации.
Литература:
- ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)» // digital.gov.ru — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/6/ (Дата обращения: 10.02.2019);
- Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) // digital.gov.ru — URL: http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/1/ (Дата обращения: 10.02.2019);
- Государственная программа «Информационное общество» (2011–2020 годы) // tadsiver.ru — URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:электронное_правительство_России#.D0.93.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.81.D0.B2.D0.B5.D0.B4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F (Дата обращения: 10.02.2019);
- Портал «Электронная демократия» // dem.nso.ru — URL: http://www.dem.nso.ru/help (Дата обращения: 10.02.2019);
- О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года // docs.cntd.ru — URL: http://docs.cntd.ru/document/5427361 (Дата обращения: 10.02.2019).