В статье даётся характеристика существующему на сегодняшний день законодательству Российской Федерации, касающегося вопроса проверки сообщений о преступлении. Автор акцентирует внимание на пробелах в правотворчестве, обращает внимание на проблемные вопросы в деле предварительной проверки подобных сообщений, говорит о необходимости модернизации правового законодательства с целью выхода из сложившегося положения, кардинальным способом устранения имеющихся противоречий в регламентации проверки сообщений о преступлениях.
Ключевые слова: преступление, нормативно-правовая база, закон, сообщение о преступлении, предварительная проверка.
The article describes the current legislation of the Russian Federation on the issue of verification of reports on crime. The author focuses on the gaps in lawmaking, draws attention to problematic issues in the preliminary verification of such reports, speaks of the need to modernize the legal legislation in order to overcome the current situation, a cardinal way to eliminate existing contradictions in the regulation of verification of reports on crimes.
Key words: crime, regulatory framework, law, crime reporting, preliminary verification.
Существование и развитие любого государства предусматривает наличие законов, правовых норм, обязательных для исполнения всеми гражданами этого государства. Законы не являются константным компонентом нормативно-правовых норм цивилизованного общества, они имеют тенденцию развиваться и совершенствоваться вместе с этим обществом, преследуя цель соответствовать запросам и требованиям поступательно развивающейся цивилизации.
Законодательство является продуктом человеческой мысли, поэтому оно не всегда может «похвастаться» своим совершенством. Вопросы проверки сообщений о преступлениях давно обозначились в качестве предмета пристального внимания ученых-специалистов, правоведов в сфере российского уголовно-процессуального права и криминалистики.
Значительным шагом вперёд по пути усовершенствования уголовно-процессуального законодательства, теории и практики проверки сообщений о преступлениях обоснованно считается принятие Федерального закона от 4 марта 2013 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекса Российской Федерации» [3,111].
Положения этого правового акта, позднее включенные в статью 144 УПК Российской Федерации «Порядок рассмотрения сообщения о преступлении» [1] (в редакции выше обозначенного закона), существенно уточнили и расширили права дознавателя, следователя, органа дознания и руководителя органа в их деятельности по проверке поступившего сообщения о преступлении.
Тем не менее, на сегодняшний момент в теории и практике юриспруденции остаётся нерешенным ряд проблем, связанных с рассматриваемым видом деятельности органов российского уголовного судопроизводства. В частности, к таковым следует отнести вопросы:
– о тактике планирования и реализации планируемых действий органов дознания, следствия и судопроизводства, учитывая влияние фактора времени;
– о самом наименовании и содержании этой деятельности;
– о соответствующем технико-криминалистическом обеспечении проверочных действий;
– о привлечении адвоката, переводчика, законного представителя к участию в процессе приема сообщения о преступлении (и самой его проверки) в целях обеспечения прав граждан, не владеющих языком судопроизводства, и несовершеннолетних;
– о взаимодействии следователя с оперативными сотрудниками, средствами массовой информации и общественностью в ходе предварительной проверки;
– об особенностях использования специалистами полиграфа, основ когнитивной психологии и методов гипнорепродукционного опроса в условиях предварительной проверки сообщения о преступлении и т. д. [3,112].
Поскольку перечень неразрешённых на сегодняшний день проблем можно продолжить, а возможности публикации ограничены, автор статьи позволил себе остановиться лишь на некоторых вопросах, имеющих, на его взгляд, первостепенное значение.
Итак, в первую очередь, следует остановиться на упорядочении самого понятия «предварительная проверка сообщения о преступлении», поскольку как токовое на сегодняшний день оно не нашло себе места в юридическом глоссарии. Специалисты-правоведы имеют различный подход к его определению. Обобщая их умозаключения, мы можем сказать, что предварительная проверка сообщений о преступлении выражается в деятельности компетентных должностных лиц правоохранительных органов по анализу принятой и зарегистрированной в установленном порядке информации о предполагаемом преступном событии. Можно добавить, что сюда же входит сбор дополнительных сведений о следах и иных признаках преступного действия, необходимых для начала расследования и возбуждения уголовного дела. Не менее важно, обнаружение в полученной информации фактических данных, указывающих на признаки преступления (или их отсутствия), имеющих значение для квалифицированного и обоснованного принятия следственными органами одного из предусмотренных уголовно-процессуальным законом решений.
Предполагаем, что структура процесса такой проверочной деятельности должна состоять из следующих этапов:
1) анализа сведений, находящихся в зарегистрированном сообщении, с целью обнаружения в нём признаков, необходимых и достаточных для возбуждения конкретного уголовного дела;
2) при необходимости, сбор дополнительной информации о таких признаках с применением методов и средств, предусмотренных статьёй 144 УПК Российской Федерации [1];
3) анализа всех полученных в процессе приема, регистрации и проверки сообщения сведений для принятия решения о дальнейших действиях в соответствии со статьёй 151 УПК РФ иди согласно части 2, статьи 20 УПК РФ [1].
Не менее насущной проблемой в теории и практике разрешения сообщений о преступлении является компетентный перечень тех мер, методом, средств и действий, которыми должны располагать ответственные лица, проверяющие такие сообщения.
Это обстоятельство весьма важно, поскольку обозначенные лица уполномочены всеми возможными способами установить наличие (отсутствие) данных, указывающих на признаки преступления, необходимых и достаточных для возбуждения уголовного дела и производства расследования по нему.
Поскольку все работники правоохранительных, следственных, судебно-исполнительных органов имеют высшее образование, планово повышают свою квалификацию, уделяют время самообразованию, а наука с её достижениями не стоят на месте, упомянутый выше перечень необходимо систематически пополнять инновационными средствами и методами следствия, дознания и проверочных мероприятий.
По мнению автора публикации, законотворчеству в области права, решающему проблемы в вопросах проверки сообщений о преступлениях, следует отказаться от определения этой проверки, как «предварительной» или «доследственной». Её целесообразно и юридически грамотно проводить уже в рамках расследования по уголовному делу, принятому к производству согласно сообщению о преступлении.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001.
- Гаврилов Б. Я. Досудебное производство по УПК РФ: концепция совершенствования // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 1 (37).
- Лавров В. П. Проблемы предварительной проверки сообщений о преступлениях в современных российских условиях // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 4 (44). С. 111–114.
-
Наумов А. М. Проблемы выполнения следственных действий до возбуждения уголовного дела // Российский следователь. 2016. № 7.
5. Проверка заявлений и сообщений о преступлениях. Электронный ресурс. Режим доступа: www.tstu.ru/book/elib/pdf/2010/kopylova-a.pdf.