Современный мир очень противоречив и неоднороден. Неоднозначную оценку получали и будут получать в том числе такие процессы? как глобализация и миграция, которые тесно взаимосвязаны. Миграция — одна из последствий глобализации, которая, к сожалению, не всегда имеет положительные последствия для тех, кто хочет улучшить свою жизнь. Все мы знаем о трудовой миграции, которая является одной из составляющих современного экономического развития во многих странах, так как обеспечивает дополнительными трудовыми ресурсами, а для многих жителей азиатских стран к тому же означает возможность трудоустройства за рубежом и соответственно рост доходов их семей за счет получения денежных переводов.
Основными центрами миграционных потоков в настоящее время являются Россия и такие арабские страны? как ОАЭ, Катар, Кувейт, Бахрейн. Самыми крупными миграционными коридорами можно считать Мексику — США с 13 млн. мигрировавших, Россия — Украину с 3,5 млн. мигрантов, Украину — Россию с 2,9 млн, а также Казахстан — Россию с 2,5 млн., Таджикистан — Россию с почти 2 миллионами в основном трудовых мигрантов [1].
Детское население, наравне со взрослым населением, является одним из основных участников мировых миграционных процессов. Истоки детской трудовой миграции берут начало в XVII в. — когда детей из необеспеченных семей и сирот отправляли в колонии из-за нехватки там рабочей силы. Зачастую детей вывозили насильно или обманным путем — говоря им, что их родители умерли, а родным, наоборот не сообщали, куда отправляют детей. От многих детей отказались сами родители, но были и такие случаи, когда детей из семей забирали принудительно, часто разлучая братьев и сестер. В конце XIX в. была разработана новая концепция миграции, которая обещала таким детям лучшую жизнь в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и Южной Африке. Их отправляли за границу якобы за «лучшей жизнью», а вместо этого использовали для принудительного труда.
Факторами детской миграции в настоящее время считаются:
– детская беспризорность, являющаяся следствием социально-экономического и политического развития отдельных стран;
– тип населенного пункта, откуда происходят мигранты: практика показывает, что в основном оставляют детей дома жители сельской местности;
– уровень образования: лица с высшим образованием берут всех детей с собой;
– место происхождения мигрантов: жители Центральной Азии чаще оставляют детей дома, чем берут с собой, а Закавказья — Армении и Азербайджана, наоборот, предпочитают брать детей с собой;
– материальное положение семей, хотя влияние этого фактора относительно небольшое, разве что крайняя степень бедности — «денег не хватает даже на самое необходимое» — чаще заставляет отказываться от поездки с детьми;
– продолжительность поездок на заработки: отношение к миграции с детьми кардинально меняется в случае постоянного проживания, без выезда домой, хотя даже и при таком типе поездки почти треть мигрантов оставляют своих несовершеннолетних детей дома [2].
За последние годы количество несовершеннолетних мигрантов, передвигающихся без сопровождения взрослых увеличилось в несколько раз. По данным детского фонда ООН ЮНИСЕФ, указывается, что, если в 2015–2017 годах в 80 странах мира было зарегистрировано 66 тысяч детей, то за последние 2 года — 300 тысяч. В России же только в 2016 году более 14 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства были поставлены на миграционный учет. Многие из них приехали с детьми. Семейные мигранты по сравнению с другими категориями более дисциплинированны. Более того, они чаще всего планируют длительные сроки пребывания в России и в перспективе собираются здесь остаться жить и работать. То есть их дети — во многом наше будущее [3].
Миграция влияет на детей мигрантов следующим образом. Представляет собой пример альтернативного направления экономической мобильности. Позволяет родителям обеспечить более высокий уровень образования детям и уменьшить потребность в детском труде. Но те же самые денежные переводы хотя и способствуют материальному благополучию, все же не восполняют эмоциональные потери и социальные риски детям, оставшимся без присмотра родителей. Зачастую дети не умеют распоряжаться деньгами, правильно использовать свое время, не располагают знаниями и навыками как действовать в сложных ситуациях. Дети, чьи родители находятся в других странах, страдают от недостатка любви, их успехи в учебе ниже, чем у их сверстников из полных семей, а свое будущее они видят, скорее всего, за границей, они часто находятся в состоянии депрессии. Те же, кто решается вывезти детей из родной страны рискуют воспитать «уголовника». Социологи заметили некоторую закономерность, связанную с миграцией и криминалистикой. Она заключается в том, что второе поколение мигрантов опаснее, чем первое. Статистика гласит, что четверть несовершеннолетних детей мигрантов, совершают одно преступление в год. Ученые комментируют этот феномен, называя его «конфликтом миров». Дети мигрантов чувствуют себя заложниками: с одной стороны — родная культура, с другой — та, которой они должны придерживать в чужой стране, не смотря на личные убеждения. Очень часто дети эмигрантов подражают способу жизни детей, являющихся коренными жителями данной страны. Такое влияние в основном оказывается неблагоприятным. Например, их впутывают в наркобизнес [4].
Особое место в международной миграции занимает женская брачная миграция, которая как социальное явление получила развитие в 90-е годы XX века. Брачная миграция может иметь весьма неблагоприятные последствия, особенно для России, так как за границу в основном уезжают молодые женщины: 60 % — в возрасте до 30 лет; из них — около 10 % моложе 20 лет; 30 % — в возрасте 30–40 лет. Средний возраст «чемоданных невест» составляет 25–30 лет [5]. А ведь именно женщины этого возраста составляют основной генофонд нации. Основными направления, куда направляются мигранты являются США и страны Европы, а для россиянок еще и ближневосточные государства. В результате происходящей миграции происходит не только потеря генофонда, но и «утечка мозгов», о которой предпочитают умалчивать. Так как особенностью брачной миграции жительниц европейских государств является высокий уровень образования, большая часть уже имеют высшее образование, другие продолжают получать его за рубежом. Женщины такого уровня предпочитают выйти замуж либо за человека более высокого социального статуса, либо за хорошего семьянина, живущего «земными» проблемами и «крепко стоящего на ногах». В подобных браках просматривается желание найти безопасность, стабильность, гарантированный жизненный уровень, что подтверждается высоким социальным положением будущего мужа и возможностью переложить на «мужские плечи» решение наиболее важных жизненных проблем.
Таким образом, последствия как детской, так и женской миграции носят в основном неблагоприятный характер, так как отрицательно сказываются на эмоциональном фоне детей и приводят к потере генофонда страны.
Литература:
- Глобальная миграция (откуда, кто и куда мигрирует)… // URL:// http://www. RosInvest.com›Аналитика›Cоциальный рынок›Глобальная миграция (дата обращения 03.05.2019).
- Флоринская, Ю. Дети мигрантов в России: доступ к образованию и медицине/Ю.Флоринская//URL://http://www. demoscope.ru/weekly/2012/0515/analit02.php (дата обращения 03.05.2019).
- Починок, Н. Дети мигрантов/Н.Починок// URL://http://www. iz.ru/635465/natalia-pochinok/deti-migrantov-v-ros...otcialnoi-adaptatcii(дата обращения 05.05.2019).
- Как влияет миграция на детей // URL://http://www.wellnews.ru/society/15931-kak-vliyaet-migraciya-na-detey.html (дата обращения 06.05.2019).
- Брак с иностранцем как новая модель адаптации российских женщин в условиях переходного общества // URL://http://www.gumilev-center.ru/brak-s-inostrancem-kak-novaya-model-adaptacii-...(дата обращения 06.05.2019).