Инициативное бюджетирование и национальные проекты как способ решения бюджетных проблем социального характера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 1286 раз

Библиографическое описание:

Щербатова, Д. Д. Инициативное бюджетирование и национальные проекты как способ решения бюджетных проблем социального характера / Д. Д. Щербатова, Н. Н. Щавелева, Т. В. Круглова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 282-285. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59372/ (дата обращения: 18.12.2024).



В современном мире органы власти стран с развитой рыночной экономикой стремятся вовлечь своих граждан в процесс благоустройства своих территорий. В связи с этим набирает оборот участие жителей государства в распределении бюджетных средств [6]. Желание обустроить общественное пространство велико, но люди не могут самостоятельно организоваться, найди достаточно средств для реализации своих идей. Именно на решение данных проблем и обращена программа инициативного бюджетировании. Его главной целью является вовлечение граждан в реализацию проектов, направленных на решение задач местного значения. Для этого в 1989 году в городе Порту-Алегри (Бразилия) было создано партисипаторное бюджетирование [1]. В данное время существуют разновидности партисипаторного бюджетирования:

  1. Инициативное бюджетирование — это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления путем выдвижения инициатив по целям расходования определенной части бюджетных средств.
  2. Народное бюджетирование — вариации практики инициативного бюджетирования, запущенные общероссийской партией «Единая Россия» и Общероссийским народным фронтом и самостоятельно развиваемые в ряде российских регионов.

В России этот проект стартовал в 2003 году в Санкт-Петербурге. В январе 2015 года создан Центр инициативного бюджетирования в Научно-исследовательском финансовом институте (НИФИ) Министерства финансов РФ. Началось системное изучение развертывания практик инициативного бюджетирования в России [2]. В последние годы всё чаще говорят о том, что роль гражданина в бюджетном процессе не должна ограничиваться только уплатой налогов. И если раньше основной упор делался на открытость и доступность информации о бюджете, то сейчас просто знаний о том, куда и как расходуются бюджетные средства, уже недостаточно. Активно обсуждается тема инициативного бюджетирования [7].

В 2016 году Оренбургская область вошла в перечень участников федерального проекта «Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации». Была создана необходимая нормативная правовая основа, регулирующая механизм инициативного бюджетирования в Оренбургской области в 2016–2018 годах».

Участие граждан в инициировании, реализации и контроле проектов инициативного и народного бюджетирования обеспечивает:

– выдвижение проектов по решению жителей данного населенного пункта

– пристальный контроль за подрядчиками

– качественная реализация проекта.

Стать участником проекта и поучаствовать в распределении бюджетных средств может любой горожанин. Для этого формируется специальная бюджетная комиссия. Для участия в бюджетной комиссии необходимо подать заявку, в которой указать имя, возраст, профессию, место работы и способ связи. Набор жителей в комиссию при инициативном бюджетировании производится при помощи жеребьевки, личное присутствие на которой обязательно. Процедура жеребьевки должна быть максимально прозрачной. При народном бюджетировании члены комиссии выбираются при голосовании народа. Существуют этапы инициативного бюджетирования:

Этап 1.Заседания комиссии

Этап 2. Подключение администрации

Этап 3.Выбор проектов

Этап 4. Реализация проектов

Первые три этапа происходят в течение 60–90 дней. Четвертый этап проходит в течение 180 дней.

Одна из ключевых целей инициативного бюджетирования — сделать управление городом эффективным. Чтобы достичь этой цели необходимо:

– помочь гражданам договориться между собой

– предоставить горожанам информацию о муниципальном бюджете и особенностях управления муниципалитетом

– помочь горожанам и администрации научиться работать совместно.

Требования к проектам инициативного бюджетирования: масштабность, полезность, экологичность, социальность, актуальность.

Был проведен социологический опрос жителей Бузулукского района, в котором участвовало около 200 человек, о важности и необходимости внедрения такого вида бюджетирования.

На вопрос «Хотели бы Вы поменять что-то в Вашем муниципальном образовании?» более 50 % жителей ответило «Да». На вопрос «Знаете ли вы о таком муниципальном проекте как инициативное бюджетирование?» утвердительно ответили также более 55 % опрошенных. О принятии муниципального образования в конкурсном отборе по Инициативному бюджетированию на региональном уровне не знало более 70 % респондентов. Можно сделать вывод о том, что население пока должным образом не информировано о таких проектах в муниципальных образованиях сельских поселений. Кроме того, внедрение и реализация инициативного бюджетирования в Оренбургской области осуществляется посредством проектного управления. Популярность проектов, выразившаяся в огромной активности, обусловила принятие решения об увеличении расходов областного бюджета, которые направляются на субсидирование.

Последние два года органы власти распределяли по 30 млн рублей. В 2019 году планируется реализовать 69 проектов общей стоимостью 74,8 млн рублей. При этом вклад областного бюджета в реализацию проектов составляет большую часть — 49,6 млн рублей или 66,3 процента. Был отмечен рост вовлеченности населения в процесс выбора проекта: в 2017 году в процессе участвовали 7746 человек, в 2018 — уже 9049. В процесс выбора проектов на 2019 год будут вовлечены 28781 человек. За три года рост в 3,7 раза. Среди проектов, которым население отдает приоритет — благоустройство дорог и мест захоронения, приведение в порядок Домов культуры, объекты водоснабжения, спортивные площадки.

Помимо инициативного бюджетирования, важную роль продолжают играть национальные проекты в различных городах. 21 декабря 2018 года Президент России Владимир Путин поручил председателю Правительства России Дмитрию Медведеву лично контролировать исполнение национальных проектов. Во время рабочей встречи в Кремле они обсудили способы эффективного финансирования основных направлений развития России. В декабре 2018 года Правительство России завершило работу над формированием новых национальных проектов и комплексного плана по развитию инфраструктуры и определило цели и задачи на период до 2024 г. по 12 стратегическим направлениям, которые были предусмотрены Указом Президента России о национальных проектах, а также Правительством России в этот список был добавлен комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры [8].

Рис. 1. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты

В итоге можно сказать, что темпы развития инициативного бюджетирования и национальных проектов в России в последние годы с очевидностью говорят о том, что данный метод решения вопросов местного значения оказался весьма продуктивным для нашей страны [9]. В числе мер, направленных на реализацию положений Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, и, в частности, на повышение стратегической эффективности, как отдельной самостоятельной задачи, обозначены усилия по развитию практик инициативного бюджетирования. Крайне негативно сказывается на расширении практик ИБ отсутствие единой методологической базы. Много и часто в экспертном сообществе говорят об анализе имеющегося опыта и тиражировании лучших практик, но давно уже назрела необходимость формирования на основе значительного объема накопленного материала общих требований или методических рекомендаций для органов государственной власти, органов местного самоуправления и граждан по реализации проектов инициативного бюджетирования. Еще одно направление, требующее развития, — это создание необходимой инфраструктуры. В данном случае речь обычно идёт о создании региональных проектных центров, системы информирования и системы обучения как представителей органов власти и консультантов, так и самих граждан, т. е. мероприятиях, требующих дополнительного финансирования, что является дополнительной нагрузкой на бюджет региона или муниципального образования. И что, несомненно, также является препятствием для более широкого внедрения практик ИБ.

Изучение процессов развития иницативного бюджетирования позволяет более детально представить качество жизни в разных типах российских поселений и выявить приоритетные проблемы, волнующие российских граждан. В то же время инициативное бюджетирование позволяет сформировать новое качество-качество активного, ответственного гражданина. Оно является неотъемлемым компонентом и одновременно активатором повышения качества жизни населения.

Литература:

  1. И. Е. Шульга, В. В. Вагин, Г. Н. Хачатрян и др. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения. — Алекс Москва, 2017. — С. 22. — 124 с. — ISBN 978–5-9618–0089–0.
  2. Г.Хачатрян, И.Шульга, С.Гридин, А.Сухова. Операционное руководство практики инициативного бюджетирования: пример Программы поддержки местных инициатив. — Москва: Алекс, 2016. — 88 с. — ISBN ISBN 978–5-9618–0106–4.
  3. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения / И. Е. Шульга, В. В. Вагин, Г. Н. Хачатрян и др. — Алекс Москва, 2017.
  4. Владимир Вагин: Суть инициативного бюджетирования — https://otr-online.ru/programmy/ot-pervogo-litsa/vladimir-vagin-sut-23453.html
  5. Википедия. Инициативное бюджетирование — https://ru.wikipedia.org
  6. Инициативное бюджетирование набирает обороты — http://www.zaksob.ru/news.aspx?id=11688
  7. Инициативное бюджетирование — https://bftcom.com/expert-bft/8964/
  8. Информация Правительства РФ от 12.02. 2019. Нацпроекты: ключевые цели, ожидаемые результаты -https://itpgrad.ru/sites/default/files/Информация %20Правительства %20РФ %20от %2011.02.2019 %20Нац %20проекты %20ключевые %20цели %20и %20ожидаемые %20результаты.pdf
  9. Национальные проекты России 2019–2024 — https://ru.wikipedia.org/wiki/Национальные_проекты_России_2019–2024
  10. Национальные проекты Российской Федерации до 2024 года — http://fincan.ru/articles/92_nacionalynyje-projekty-rossijskoj-federacii-do-2024-goda/
  11. Приоритетные национальные проекты — https://ru.wikipedia.org/wiki/Приоритетные_национальные_проекты
Основные термины (генерируются автоматически): проект, реализация проектов, Оренбургская область, Россия, гражданин, местное значение, местное самоуправление, муниципальное образование, областной бюджет, Правительство России.


Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков

Увеличение регионального потенциала индустриальной экономики как фактор развития национальной экономики

Стратегическое планирование продовольственной политики как фактор поддержания конкуренции рынка продуктов питания

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Обучение персонала как основной метод повышения конкурентоспособности работников на внутрифирменных рынках труда: проблемы и пути их решения

Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационных регионов

Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории

Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения практического применения технологии социального консультирования

Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества

Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность как направление реализации социальной функции банков

Увеличение регионального потенциала индустриальной экономики как фактор развития национальной экономики

Стратегическое планирование продовольственной политики как фактор поддержания конкуренции рынка продуктов питания

Инновационный процесс в сфере образования и частного сектора как фактор создания рабочих мест

Развитие человеческого капитала как фактор экономического роста корпоративных структур

Обучение персонала как основной метод повышения конкурентоспособности работников на внутрифирменных рынках труда: проблемы и пути их решения

Особые экономические зоны как форма государственной поддержки инновационных регионов

Социально-экономическое прогнозирование как основа управления развитием территории

Единая база социальных услуг и служб как способ улучшения практического применения технологии социального консультирования

Взаимодействие как необходимое условие трансформации государства в социально ответственный инструмент общества

Задать вопрос