Глаголы зрительного восприятия в повестях А. С. Пушкина: семантика и функционирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 24.05.2019

Статья просмотрена: 426 раз

Библиографическое описание:

Сюй, Сянцзюнь. Глаголы зрительного восприятия в повестях А. С. Пушкина: семантика и функционирование / Сянцзюнь Сюй. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 574-576. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59379/ (дата обращения: 17.10.2024).



В работе рассматриваются глаголы зрительного восприятия, представленные в повестях А. С. Пушкина. Определен состав изучаемой подгруппы перцептивных глаголов. Выявлены функционально обусловленные изменения в их значениях, отражающие связь восприятия с другими важнейшими процессами, которые во многом определяют особенности жизни человека и взаимодействие его с другими людьми.

Ключевые слова: глаголы восприятия, глаголы непреднамеренного зрительного восприятия глаголы преднамеренного зрительного восприятия, семантика, функционирование.

Восприятие, представляя собой один из важнейших познавательных процессов, продолжает быть в центре внимания исследователей. В современной лингвистике перспективным остается изучение репрезентации перцептивного процесса средствами языка.

В работах языковедов данная научная проблема рассматривается с разных позиций, в частности функциональной лингвистики [см., например: 2; 5], сопоставительной лингвистики [см., например: 4; 8], лингвокультурологии [см., например: 7; 10; 11], психолингвистики [см., например: 1]. По мнению ряда ученых, можно говорить об отдельном направлении лингвистических исследований — лингвосенсорике [см., например: 6; 9].

В нашей работе в функциональном аспекте изучается одно из ядерных средств выражения перцепции — глаголы восприятия (или перцептивные глаголы).

Исследование проводилось на материале прозаических произведений, формирующих цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (изд.: Романы и повести. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1980. — 382 с.).

За единицу лингвистического описания принимается глагольная словоформа, функционирующая в высказывании, равном предложению.

Специфика восприятия как процесса определяется несколькими факторами, прежде всего активностью / пассивностью воспринимающего субъекта и каналом получения информации. В связи с этим перцептивные глаголы рассматриваются с учетом их дифференциации по разным основаниям. Характер воспринимающего субъекта (активный / пассивный) детерминирует выделение глаголов непреднамеренного и преднамеренного восприятия. Способ восприятия, определяемый каналом получения информации, обусловливает выделение подгрупп глаголов с общим значением восприятия, зрительного восприятия, слухового восприятия, обоняния и осязания.

В анализируемых текстах отмечены глаголы с общим значением восприятия, глаголы зрительного восприятия и глаголы слухового восприятия [подробнее о подгруппах глаголов восприятия см.: 3]. Глаголы обоняния и осязания в рассматриваемых текстах не представлены, что, по-видимому, обусловлено нерелевантностью данных процессов для описания героев.

Изучение языкового материала позволило установить доминирование глаголов зрительного восприятия, которые составляют 75 % от общего количества случаев употребления рассматриваемых единиц. Глаголы с общим значением восприятия и глаголы слухового восприятия характеризуются меньшей частотностью (12 % и 13 % соответственно).

Далее мы остановимся на рассмотрении глаголов зрительного восприятия.

В изучаемом материале среди глаголов зрительного восприятия отмечены глаголы непреднамеренного восприятия (видать, видеть (взвидеть, увидеть), заметить и др.) и преднамеренного (взглянуть, глазеть, глядеть (поглядеть, разглядеть), смотреть (осмотреть, посмотреть) и др.).

Глаголы обеих подгрупп реализуют как прямые, так и переносные значения.

Прямыми для глаголов непреднамеренного зрительного восприятия являются значения, связанные с нецеленаправленным получением информации, когда субъект восприятия не прилагает к этому усилий, например: Ну, Лизавета Григорьевна, — сказала она, входя в комнату, — видела молодого Берестова (Барышня-крестьянка, с. 81); Что касается до белил и до сурьмы, то в простоте своего сердца, признаться, он их с первого взгляда не заметил, да и после не подозревал (Барышня-крестьянка, с. 81); Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел (Метель, с. 53); Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг (Станционный смотритель, с. 74); На дворе увидел я дорожную телегу (Выстрел, с. 48).

Переносные значения глаголов непреднамеренного зрительного восприятия связаны с осмыслением информации, например: … я вижу, что вам не угодно, чтоб я шел в гусары (Барышня-крестьянка, с. 92); Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми, которые в храбрости обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков (Выстрел, с. 41); Отец и мать заметили ее беспокойство (Выстрел, с. 41); Вероятно, и он, с своим умом и опытностию, мог уже заметить, что она отличала его (Метель, с. 57). Сочетание с абстрактными существительными (верх достоинств, извинение, беспокойство), а также с конструкциями, содержащими описание ситуаций, которые не могут быть восприняты зрительно, подчеркивают невозможность обозначения глаголами видеть и заметить получения информации с помощью зрения и актуализацию значений, связанных с мыслительной деятельностью.

Прямыми для глаголов преднамеренного зрительного восприятия являются значения, связанные с целенаправленным получением информации, когда субъект восприятия прилагает к этому усилия, например: Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже (Барышня-крестьянка, с. 82); Алексей … пристально глядел на молодую крестьянку (Барышня-крестьянка, с. 83); Я смотрел на Сильвио с изумлением (Выстрел, с. 43); Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял его за руку, повел в кабинет… (Станционный смотритель, с. 74); Марья Гавриловна взглянула на него с удивлением (Метель, с. 59). Актуализации компонента значений, связанного с целенаправленностью восприятия, способствует использование контекстуальных уточнителей быстро, пристально, слишком, с изумлением, с удивлением.

Непрямые значения глаголов этой подгруппы реализуются, в частности, в следующих контекстах: Товарищи меня обожали, а полковые командиры … смотрели на меня, как на необходимое зло (Выстрел, с. 43); Посмотрим, так ли равнодушно примет он смерть перед своей свадьбой, как некогда ждал ее за черешнями (Выстрел, с. 45). В первом случае контекстуальный уточнитель как на необходимое зло актуализирует переносное значение глагола смотреть, связанное с осознанием конкретной ситуации. Во втором случае глагол посмотреть используется в составе главного предложения, которое связано с придаточным, содержащим описание возможной в будущем ситуации. При таком употреблении данный глагол обозначает не восприятие с помощью органов зрения, а возможность убедиться на опыте в чем-либо.

Итак, глаголы восприятия являются одним из важных языковых средств создания образов персонажей в повестях А. С. Пушкина. При этом передаче особенностей зрительного восприятия героями того, что происходит в окружающем мире, писатель уделяет особое внимание. Значима экспликация и непреднамеренного, и преднамеренного восприятия. Как показывает проведенный анализ, при создании образов релевантна не просто констатация преднамеренного восприятия, но детализация этого процесса, которая осуществляется с помощью языковых средств, обозначающих его характер (взглянуть быстро / судивлением; глядеть жадно / пристально; смотреть слишком / сизумлением; взглянуть быстро / с удивлением и др.).

В прямых значениях глаголов зрительного восприятия получает отражение специфика перцепции как процесса. Тогда как в переносных значениях рассматриваемых глаголов получает отражение связь зрительного восприятия с мыслительной деятельностью.

Литература:

  1. Варламов А. А., Иняшкин С. Г., Горбачева А. В., Семиреченко А. Н., Осадчий М. А., Русецкая М. Н. Лексика и сценарии тактильного восприятия в аспекте создания исследовательского тезауруса // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2019. — Т. 18, № 1. — С. 47–61. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.1.4
  2. Двизова А. В., Крюкова Л. Б. Лингвистические средства выражения ситуации зрительного восприятия в поэтических текстах Б. Пастернака // Вестник Томского государственного университета. — 2012. — № 3 (19). — С. 21–29.
  3. Дмитриева Е. Г., Сафонова И. А. Текстовые и языковые средства создания образа подвижника в житиях преподобных старцев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. — 2018. — Т. 17, № 4. — С. 27–39. — DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2018.4.3
  4. Козюра Т. Н. Залоговые значения глаголов зрительного восприятия (на материале русского и французского языков) // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2007. — № 2, ч. 1. — С. 62–67.
  5. Кузнецова С. С. Базовые глаголы восприятия в речи диалектной языковой личности // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 385. — С. 16–23.
  6. Нагорная А. В. Лингвосенсорика как перспективное направление современных лингвистических исследований. — М.: ИНИОН РАН, 2017. — 85 с.
  7. Урысон Е. В. Языковая картина мира VS. Обиходные представления (модель восприятия в русском языке) // Вопросы языкознания. — 1998. — № 2. — С. 3–21.
  8. Устюжанина М. С. Виды лексических объединений в семантическом поле глаголов восприятия в русском и английском языках // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2015. — № 3 (45), ч. III. — С. 170–172.
  9. Харченко В. К. Лингвосенсорика: фундаментальные и прикладные аспекты. — М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2011. — 214 с.
  10. Человек как субъект и объект восприятия: фрагменты языкового образа человека: монография / под ред. Н. Д. Федяевой. — М.: Флинта, 2011. — 136 с.
  11. Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). — М.: «Гнозис», 1994. — 344 с.
Основные термины (генерируются автоматически): зрительное восприятие, глагол, глагол восприятия, непреднамеренное зрительное восприятие, общее значение восприятия, преднамеренное восприятие, слуховое восприятие, мыслительная деятельность, преднамеренное зрительное восприятие, Станционный смотритель.


Ключевые слова

семантика, функционирование, глаголы восприятия, глаголы непреднамеренного зрительного восприятия глаголы преднамеренного зрительного восприятия

Похожие статьи

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Особенности репрезентативных систем людей с проблемами опорно-двигательного аппарата

Изучение репрезентативных систем личности представляет собой попытку осмыслить одну из составляющих процесса общения, определяющую своеобразие коммуникаций конкретной личности, ее вклад в процесс понимания человека человеком. В статье рассказывается ...

Английские и русские предлоги: особенности концептуализации пространственных отношений

В статье исследуются особенности употребления пространственных предлогов в русском и английском языке, обусловленные различной концептуализацией пространственных отношений в языковой картине мира двух народов. Авторы показывают, что специфика семанти...

Особенности перевода эмоционально окрашенной лексики и основные аспекты её межъязыковой передачи

Представленная статья рассматривает одну из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день особенности перевода — передачу эмоционально-окрашенной лексики. Перевод как таковой можно рассматривать как комплексную форму общения. Эмоционально-окрашенн...

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Похожие статьи

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Особенности репрезентативных систем людей с проблемами опорно-двигательного аппарата

Изучение репрезентативных систем личности представляет собой попытку осмыслить одну из составляющих процесса общения, определяющую своеобразие коммуникаций конкретной личности, ее вклад в процесс понимания человека человеком. В статье рассказывается ...

Английские и русские предлоги: особенности концептуализации пространственных отношений

В статье исследуются особенности употребления пространственных предлогов в русском и английском языке, обусловленные различной концептуализацией пространственных отношений в языковой картине мира двух народов. Авторы показывают, что специфика семанти...

Особенности перевода эмоционально окрашенной лексики и основные аспекты её межъязыковой передачи

Представленная статья рассматривает одну из наиболее важных и актуальных на сегодняшний день особенности перевода — передачу эмоционально-окрашенной лексики. Перевод как таковой можно рассматривать как комплексную форму общения. Эмоционально-окрашенн...

Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи

В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...

Особенности воспитания исследовательского поведения дошкольников с моторной алалией на этапе формирования пространственных представлений

Работа посвящена аспектам формирования у дошкольников исследовательского поведения, которое выполняет в жизни ребенка функцию развития, помогает ему легче и быстрее адаптироваться в различных условиях, а также поддерживает интерес дошкольников к лого...

Аксиологический аспект и преобразующие силы ресентимента в структуре современного общества

Настоящая статья изучению ресентимента как социального феномена, оказывающего влияние на систему ценностей человека. В ходе исследования нами рассматривается аксиологический аспект ресентимента, сущность его преобразующих сил в трактовке классиков и ...

Использование иерархических моделей организации информации при конструировании коммуникативного сообщения

Данная работа посвящена сопоставительному анализу моделей внутриличностной организации информации, предложенных Д. А. Леонтьевым и Р. Дилтсом Автор производит сопоставительный анализ выделяемых в данных моделях структур и указывает на перспективы их ...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Задать вопрос