Дидактические игры как средство формирования логико-математических представлений детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 21.05.2019

Статья просмотрена: 343 раза

Библиографическое описание:

Балашова, М. В. Дидактические игры как средство формирования логико-математических представлений детей / М. В. Балашова, Ф. С. Газизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 485-487. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59384/ (дата обращения: 15.11.2024).



Математическое развитие малышей и является актуальной проблемой в дошкольном образовании. Чтобы сформировать математические представления у детей, необходимо осуществлять работу по их формированию в различных видах деятельности. По ФГОС дошкольного образования в содержании образовательной работы должно быть включено развитие первичных представлений об отношениях и свойствах объектов окружающего мира (сюда относится форм, цвет, размер, количество, число, части и целое, пространство и время и др.) [3].

У дошкольников можно наблюдать спонтанный, внезапный интерес к какой-либо математической категории (к количеству, к форме, ко времени, к пространству), который может помочь детям лучше и легче ориентироваться в каких-то вещах и ситуациях, может помочь в упорядочивании и связывании их между собой, может поспособствовать формированию понятий.

Для формирования математических представлений у детей педагогом используются различные методы обучения и умственного воспитания, среди которых дидактической игре отведено особое место.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, но при этом достаточно сложным явлением. Используя в работе с детьми эти игры, воспитатель имеет возможность и обучить чему-то детей (воспитатель в роли учителя), и поиграть с ними (воспитатель в роли участника игры), а дети, играя, учатся [2].

Дидактические задачи в таких случаях как бы скрыты от детей, остаются замаскированными. Это и является особенностью обучающих игр, когда дидактическая игра — особая форма игрового обучения, позволяющая непреднамеренно усвоить детям определенные знания и умения. Взаимоотношения взрослых и детей в данном случае определены самой игрой (педагог и дети — участники игры), а не учебной ситуацией [1].

Развитие элементарных математических представлений содержит достаточное количество взаимосвязанных задач, а специально организованные дидактические игры являются отличным дополнением к организованной учебной деятельности дошкольников.

Целью нашей работы является практическое обоснование формирования логико-математических представлений детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование дидактических игр способствует повышению уровня сформированности логико-математических представлений у детей.

Для достижения цели и подтверждения гипотезы мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ «Красногорский детский сад «Радуга» города Мамадыш РТ». Общая выборка составила 30 детей — 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.

Для выявления уровня сенсорного развития была проведена методика «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы», составленную по программе «От рождения до школы» [4]. Ее целью соответственно было выявить уровень элементарных математических представлений. Методика состоит из 17 заданий, которые разделены на 5 разделов: количество; величина; форма; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени, за каждое из которых ребенок мог получить максимум 1 балл, минимум 0 баллов. После суммирования баллов определяется уровень сформированности элементарных математических представлений — высокий, средний, низкий. С каждым ребёнком методика проводилась индивидуально. После проведения первого, констатирующего, этапа исследования было выявлено следующее (см. рис.1):

Рис. 1. Уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе

Как мы можем заметить, в обеих группах получился примерно одинаковый результат, у детей преобладает средний уровень сформированности логико-математических представлений: 74 % в экспериментальной группе и 60 % в контрольной группе.

С экспериментальной группой был проведён формирующий этап, состоящий из комплекса дидактических игр, направленных на повышение уровня сформированности логико-математических представлений. Во время третьего этапа, контрольного, повторно была проведена методика «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы». Результаты получились следующими (см. рис.2):

Рис. 2. Уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе

По рисунку выявлено, что количество детей с высоким уровнем сенсорного развития в экспериментальной группе выше, а низкий уровень ниже, чем в контрольной группе, в которой комплекс дидактических игр не проводился.

Таким образом, после проведения формирующего результата заметны положительные сдвиги в сформированности логико-математических представлений детей в экспериментальной группе. Исходя из этого, можно говорить о том, что использование дидактических игр в образовательной деятельности с дошкольниками способствует формированию логико-математических представлений, что очень важно для будущего поступления детей в школу.

Литература:

  1. Дулатова, А. Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. Дулатова, Л. Т. Искакова // Перспективные направления развития экономики региона в современных условиях. — 2012. — с.94.
  2. Жуковская, Р. И. Игра и её педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1975. — 111с.
  3. Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Текст] / А. С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. — 2013. — № 12.
  4. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений [Текст] / И. А. Пономарева, В. А. Позина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 143с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, представление, экспериментальная группа, дидактическая игра, игра, младший дошкольный возраст, дошкольное образование, контрольная группа, младшая группа, сенсорное развитие.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство для развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста

Дидактические игры как средство формирования финансовой грамотности дошкольников

Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста

Театрализованные игры как средство активизации речевой деятельности детей-логопатов

Дидактические игры как средство формирования лексических навыков младших школьников на уроках иностранного языка

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

Задать вопрос