Математическое развитие малышей и является актуальной проблемой в дошкольном образовании. Чтобы сформировать математические представления у детей, необходимо осуществлять работу по их формированию в различных видах деятельности. По ФГОС дошкольного образования в содержании образовательной работы должно быть включено развитие первичных представлений об отношениях и свойствах объектов окружающего мира (сюда относится форм, цвет, размер, количество, число, части и целое, пространство и время и др.) [3].
У дошкольников можно наблюдать спонтанный, внезапный интерес к какой-либо математической категории (к количеству, к форме, ко времени, к пространству), который может помочь детям лучше и легче ориентироваться в каких-то вещах и ситуациях, может помочь в упорядочивании и связывании их между собой, может поспособствовать формированию понятий.
Для формирования математических представлений у детей педагогом используются различные методы обучения и умственного воспитания, среди которых дидактической игре отведено особое место.
Дидактическая игра является игровой формой обучения, но при этом достаточно сложным явлением. Используя в работе с детьми эти игры, воспитатель имеет возможность и обучить чему-то детей (воспитатель в роли учителя), и поиграть с ними (воспитатель в роли участника игры), а дети, играя, учатся [2].
Дидактические задачи в таких случаях как бы скрыты от детей, остаются замаскированными. Это и является особенностью обучающих игр, когда дидактическая игра — особая форма игрового обучения, позволяющая непреднамеренно усвоить детям определенные знания и умения. Взаимоотношения взрослых и детей в данном случае определены самой игрой (педагог и дети — участники игры), а не учебной ситуацией [1].
Развитие элементарных математических представлений содержит достаточное количество взаимосвязанных задач, а специально организованные дидактические игры являются отличным дополнением к организованной учебной деятельности дошкольников.
Целью нашей работы является практическое обоснование формирования логико-математических представлений детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что использование дидактических игр способствует повышению уровня сформированности логико-математических представлений у детей.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы мы провели эмпирическое исследование на базе МБДОУ «Красногорский детский сад «Радуга» города Мамадыш РТ». Общая выборка составила 30 детей — 15 детей в экспериментальной группе и 15 в контрольной.
Для выявления уровня сенсорного развития была проведена методика «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы», составленную по программе «От рождения до школы» [4]. Ее целью соответственно было выявить уровень элементарных математических представлений. Методика состоит из 17 заданий, которые разделены на 5 разделов: количество; величина; форма; ориентировка в пространстве; ориентировка во времени, за каждое из которых ребенок мог получить максимум 1 балл, минимум 0 баллов. После суммирования баллов определяется уровень сформированности элементарных математических представлений — высокий, средний, низкий. С каждым ребёнком методика проводилась индивидуально. После проведения первого, констатирующего, этапа исследования было выявлено следующее (см. рис.1):
Рис. 1. Уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Как мы можем заметить, в обеих группах получился примерно одинаковый результат, у детей преобладает средний уровень сформированности логико-математических представлений: 74 % в экспериментальной группе и 60 % в контрольной группе.
С экспериментальной группой был проведён формирующий этап, состоящий из комплекса дидактических игр, направленных на повышение уровня сформированности логико-математических представлений. Во время третьего этапа, контрольного, повторно была проведена методика «Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей младшей группы». Результаты получились следующими (см. рис.2):
Рис. 2. Уровень сформированности логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на контрольном этапе
По рисунку выявлено, что количество детей с высоким уровнем сенсорного развития в экспериментальной группе выше, а низкий уровень ниже, чем в контрольной группе, в которой комплекс дидактических игр не проводился.
Таким образом, после проведения формирующего результата заметны положительные сдвиги в сформированности логико-математических представлений детей в экспериментальной группе. Исходя из этого, можно говорить о том, что использование дидактических игр в образовательной деятельности с дошкольниками способствует формированию логико-математических представлений, что очень важно для будущего поступления детей в школу.
Литература:
- Дулатова, А. Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А. Дулатова, Л. Т. Искакова // Перспективные направления развития экономики региона в современных условиях. — 2012. — с.94.
- Жуковская, Р. И. Игра и её педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. — М.: Просвещение, 1975. — 111с.
- Микерина, А. С. Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования [Текст] / А. С. Микерина // Начальная школа плюс до и после. — 2013. — № 12.
- Помораева, И. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений [Текст] / И. А. Пономарева, В. А. Позина. — М.: Мозаика-Синтез, 2016. — 143с.