Статья посвящена исследованию творчества британского писателя Яна Флеминга. Обосновывается идея о том, что огромную роль в его произведениях сыграл английский романтик Джордж Байрон. Предметом исследования является анализ главного героя Флеминга и влияние творчества Байрона на него.
Ключевые слова: шпионский роман, Ян Флеминг, романтизм, Джордж Байрон, романтический герой.
Если женские романы, детективы, триллеры, фэнтези популярны сейчас, в XXI веке, то шпионские романы теряют позиции в связи с окончанием «холодной войны» — эпохи, когда «влияние идеологии на личность прослеживается практически во всех произведениях» [5]. Безусловно, гением этого жанра был английский писатель и журналист Ян Флеминг (Ian Fleming, 1908–1964), чьи романы об агенте Британской разведки Джеймсе Бонде читаются и по сей день. Возможно, ибо именно в произведениях Флеминга можно наблюдать смешение двух литературных парадигм через внедрение героя традиционной литературы XIX века в шпионский роман массовой литературы. В XX веке массовая литература пользуется большим успехом: «Расцвет массовой литературы в середине XX в. во многом обусловлен научно-техническим прогрессом в сфере книгоиздания и книжной торговли: удешевлением процесса книгопечатания, вызванным, в частности, изобретением ротационного печатного пресса, развитием сети привокзальных лавок, благодаря которым издательства успешно распространяли свою продукцию среди представителей «средних» и «низших» классов» [10, с. 625]. Именно благодаря тиражу, хорошей рекламе и многим другим факторам Джеймс Бонд стал очень популярным. Этот герой примечателен тем, что он романтичен, не похож на других, страшно одинок, пытается быть независимым, свободным от общества. Читатель может испытывать даже некую жалость к Бонду, потому что в таком герое наблюдается абсолютное пресыщение жизнью, которое может привести к разрушению личности самого героя: «...Физически здоров — но в шоке: пропал вкус к жизни. На вашего парня это свалилось внезапно. Ситуация трагическая: гибель любимой, к тому же он считает себя виновником ее смерти. А раньше всегда был хозяином положения. Попробуйте-ка поставить себя на его место. Вот этот страшный груз и разрушает его личность» [8, c. 24–26]. И именно благодаря этим признакам можно наблюдать сходство с т. н. «байроническим героем», который появился в «Паломничестве Чайльд-Гарольда». «Байронический герой» — это человек, в котором нет никакой связи с обществом, он отстранен от него. Он подобен тени, которую не замечаешь, о котором общество не знает, но который это общество пытается спасти: «Ему свойственно не равнодушие, а сочувствие к униженным и оскорбленным. И герой на деле доказал, что стремится наделить правами тех, кто их лишен» [3, с. 62–63].
Безусловно, и в творчестве Джорджа Байрона, и в творчестве Яна Флеминга наблюдается политический контекст, но если в «Чайльд-Гарольде» автор высмеял политику Англии, поддерживая Испанию, Португалию, Албанию и Грецию: «Каждая из этих стран оставила след в его жизни и творчестве» [4, с. 6–7], то в романах о Джеймсе Бонде Англия занимает первое место в борьбе против коммунистических стран: «Проект ликвидации мсье Ле Шифра (он же мистер Намбер, герр Нумер, герр Цифер и т. д.), одного из главных вражеских агентов во Франции, прикрытие — казначей Союза эльзасских рабочих, контролируемого коммунистами профсоюза рабочих тяжелой промышленности и транспорта, который, по нашим данным, в войне с Советами играет роль «пятой колонны» [9, с. 15]. Стоит отметить, что в творчестве двух авторов наблюдается интересное совпадение: и у Байрона, и у Флеминга играют немаловажную роль экзотические страны. Во второй песне «Чайльд-Гарольда» главный герой путешествует по Албании и Греции, где Байрон показал англичанам именно экзотическую Албанию с её красивыми пейзажами, народом:
Однако странник здесь найдет покой,
Тут все ему в диковинку, все ново,
Он отдохнет охотно день-другой.
Но роскошь мусульманского алькова,
Блеск, мишура — все опостылет снова,
Все было б лучше, будь оно скромней.
И Мир бежит от зрелища такого,
И Наслажденье было бы полней
Без этой роскоши, без царственных затей [2, с. 195]
В то время как для Флеминга было важно продемонстрировать колорит Ямайки, с её фантастической природой и национальными кухонными блюдами: «— Бедный Куоррел», — сказала Солитер. — Он нанял лучшую кухарку в деревне и обшарил весь местный рынок, чтобы сделать нам сюрприз. Он даже нашел черных крабов, первых в этом сезоне. Это на закуску, а потом — жареный поросенок, салат из авокадо, а на десерт — гуава и соус из кокосовых орехов. А коммандер Стрейнджуэйз, уезжая, оставил ящик лучшего на Ямайке шампанского» [7, с. 68]. Но несмотря на эту экзотику, у обоих авторов складывается одинаковое отношение к Востоку, где люди уничтожают свободу, прибегая к жестокости и хитрости:
...Был послан лекарь, чтоб определить:
У пленного крепка ли жизни нить?
Да, он до завтра может жить и ждать,
Чтоб поутру под пытками страдать,
И это будет лишь начало бед —
Его посадят на кол, а рассвет
Другого дня придет и будет рад
Глядеть в упор, как корчится пират.
Да, эта казнь мучительно длинна:
Томит безмерной жаждою она,
А смерть все медлит жажду утолить:
Крик воронья, хрип еле слышный: «Пить!.”.
Но ненависть кривит в усмешке рот:
Ведь дать воды — и мученик умрет...”. [1, с. 365]
В произведениях Джорджа Байрона и Яна Флеминга наблюдается национальная черта характера свободолюбивых англичан в борьбе с несправедливостью. Эта нация готова пойти на всё, чтобы выразить своё мнение. Для этого нужен определенный человек, который сможет возвыситься над обществом, бросить вызов своим врагам, ведь «шпион — представитель системы своей страны и изначально носитель определённой идеологии» [5]. Поэтому портрет главного героя играет очень важную роль, в нем есть несколько символичных деталей: у обоих персонажей наблюдается взгляд, который сжигает огнем, есть шрам как отметка индивидуальности и т. д. В поэме «Корсар» у главного героя не просто наблюдается такой же взгляд, как у агента 007, но он еще и обладает «всеми необходимыми качествами: не только смелостью и мужеством, но и умением сражаться в рукопашном бою, способностью продумать до деталей всю атаку разбойников на город противника и руководить ею» [3, с. 65]. Такой герой мрачен, он пережил не одну душевную травму. Единственное, что спасает этого героя — любовь. Мотив любви как спасения объединяет Байрона и Флеминга, хотя Джеймс Бонд не совсем герой, в нем есть и черты злодея. К тому же, в отличие от Конрада, у него было не одно сердечное переживание, духовное чувство его не спасет. Он человек, который имеет право убивать. Он имеет лицензию на эту профессию, использует женщин в своих личных целях. Джеймс Бонд никогда не сможет стать обычным человеком, именно романтичная натура «байронического героя» выдает его. Он никогда не станет частью общества, ибо он не похож на обычных людей, но люди сами становятся похожи на него. Флеминг осознанно заменяет полнокровный художественный образ неким стереотипом.
Многие люди XX века перечитывали романы Яна Флеминга, потому что наблюдали в этих произведениях не простой сюжет «массовой литературы». Возможно, они видели, что писатель попытался возродить романтическую культуру XIX века, вписав её в контекст XX века — быстротечного, хаотичного, когда человек играет роль «пушечного мяса», когда он лишь стереотип. Его можно легко отправить на войну, в разведку, о нём мало кто вспомнит. В конце концов, он как «байронический герой» просто разочаруется в ценностях этого мира, он будет скучать, потому что не найдет в нем места. XX век не просто изменил европейское мышление, он погрузил всю Европу в кризис, который не просто затянулся, но и заставил страдать, ибо никто не может найти своего места в этой жизни. И среди этой эпохи есть он, Джеймс Бонд, — байронический герой XX века
Литература:
1. Байрон Дж. Корсар. — М.: Художественная литература, 1974. — 464 с. — С. 338–391
- Байрон Дж. Паломничество Чайльд-Гарольда — М.: Художественная литература, 1974. — 464 с. — С. 338–391
- Дубашинский И. А. Джордж Гордон Байрон — М.: Просвещение, 1985. — 144 с.
- Дьяконова Н. Я. Байрон в годы изгнания — Л.: Художественная литература, 1974. — 192 с.
- Москаленко О. А., А. С. Соина. Шпионский роман как типичный жанр массовой литературы XXI века — Гуманитарные науки, 2017. — № 8. — С. 152–156
- Флеминг Я. Живи и дай умереть. — М.: Амфора, 2017. — 287 с.
- Флеминг Я. Живешь только дважды. — М.: Амфора, 2017. — 256 с.
- Флеминг Я. Казино Рояль. — М.: Амфора, 2017. — 224 с.
- Чернец Л. В., Мельников Н. Г. и др. — Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины, 3-е издание. М.: Академия, 2010. — 368 с.