Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 835 раз

Библиографическое описание:

Гулузаде, С. М. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей / С. М. Гулузаде. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 325-330. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59426/ (дата обращения: 16.11.2024).



Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, представляют собой деятельность государства в области устройства таких детей. Основными формами являются усыновление, опека и попечительство, а также приемная семья. В статье рассматриваются все три формы, их условия и порядок, а также субъекты, которые могут выступать усыновителями, опекунами (попечителями) и приемными родителями.

The form of upbringing of children without parental care is the activity of the State in the settlement of such children. The main forms is adoption, guardianship and foster care. All three forms, their conditions and procedure, as well as individuals who can act as adopter, guardians (trustees) and adoptive parents are considered in the article.

Статистика современности свидетельствует о том, что количество детей, остающихся без попечения родителей, продолжает расти. Причины этого заключаются в экономических и социальных проблемах, которые сопутствуют любому обществу в его переходный период.

Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из приоритетных направлений деятельности государства в сфере регулирования семейно-правовых отношений. Так, СК АР предусматривает три основные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, орган исполнительной власти, а в Азербайджанской Республике эту функцию выполняет Кабинет Министров, может установить альтернативные формы устройства детей.

Следует отметить, что исследования последних десятилетий доказывают преимущество семейного воспитания детей, например Антокольская М.В пишет, что «семейным формам воспитания детей отдается безусловное предпочтение» [7]. Тем не менее, сложившаяся реальность и, соответственно, судебная практика показывают, что указанные в СК АР формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, хоть и имеют своей целью определить таких детей в семьи, однако не решают их насущных проблем. Государство должно стремиться к усовершенствованию механизмов регулирования отношений в этой сфере, чтобы каждый ребенок на территории Азербайджанской Республики мог бы получить обеспечение исполнения своих законных интересов и прав.

Итак, для начала, следует прояснить, кто является детьми и какими правами они обладают. Особую роль при рассмотрении этого вопроса играет «Конвенция о правах ребенка» ООН, к которой Азербайджан присоединился 21 июля 1992 г. [4] Ст. 49.1. СК АР в соответствии с понятием «ребенок», сформулированном в ст.1 Конвенции о правах ребенка, дает следующее определение: ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), которое не обрело полную дееспособность. Применительно к правам детей, закон выделяет следующие: право жить и воспитываться в семье, которое состоит из ряда правомочий: непосредственно правомочие жить и воспитываться в семье, правомочие знать своих родителей, правомочие на заботу со стороны родителей, правомочие на совместное проживание с родителями, если это не противоречит интересам ребенка; право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками; право на защиту своих прав и законных интересов, которая осуществляется родителями или лицами, их заменяющими; право ребенка выражать собственное мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию.

Для реализации вышеуказанных прав ребенок должен быть в контакте с родителями, а в случаях, когда дети лишены родительского попечения — лицами, их заменяющими. Поэтому, устройство детей, оставшихся без попечения родителей играет столь значимую роль, ведь после передачи ребенка на законном основании, защита прав и законных интересов ребенка будет возложена на принявшего ребенка на воспитание субъекта.

Так, ст.114 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики гласит, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных учреждений, лечебных учреждений, родильных домов и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на соответствующий орган исполнительной власти. Этим органом, в соответствии с указом 297 Президента Азербайджанской Республики от 06.03.2006 года, являются органы опеки и попечительства при местной исполнительной власти. Эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей и должны их провести первичный учет. Для этого они собирают информацию, предоставляемую из родильных домов, дошкольных, общеобразовательных, лечебных и других учреждений, или гражданами, которые располагают сведениями таких детях. Отметим, что должностные лица этих учреждений обязаны сообщить данную информацию органам опеки и попечительства. Далее органы опеки и попечительства предоставляют в Государственный Комитет по проблемам Семьи, Женщин и Детей информацию для ведения общего учета таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирает формы устройства этих детей, а также осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, в случае если дети, лишенные родительского попечения, не могут быть переданы на воспитание в семью, органы опеки и попечительства обязаны предоставить сведения о детях до трех лет в Министерство Здравоохранения Азербайджанской Республики, а о детях с трех лет — в Министерство Образования Азербайджанской Республики. Последние, в свою очередь, обязуются поставить этих детей на централизованный учет. Далее, информация о детях, оставшихся без попечения родителей, передается для принятия на общий учет со стороны Государственного Комитета по проблемам Семьи, Женщин и Детей Азербайджанской Республики. Таким образом, по азербайджанскому законодательству существует четкая дифференциация действий государственных органов по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Кабинет Министров Азербайджанской Республики определяет порядок производства учета таких детей.

Как уже отмечалось выше, наиболее приемлемым на сегодняшний день устройством детей, оставшихся без родительского попечения, считается семья. Именно поэтому, закон предусматривает три формы воспитания детей, которые лишены родительского попечения, направленные на нахождение ребенка в семье, или, иными словами, семейные формы воспитания детей. Кабинет Министров Азербайджанской Республики может установить другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Устройством детей можно считать передачу органом опеки и попечительства ребенка под опеку или на усыновление, или в приемную семью. Законное представительство несовершеннолетнего при этих формах воспитания осуществляется, соответственно, усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.

Традиционно, изучение форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, начинают с усыновления, т. к. именно оно определено как наиболее схожее с родительскими правоотношениями. При усыновлении между ребенком и его будущими потомками, усыновителем (усыновителями), и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей. Под усыновлением понимается общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания как своего родного сына или дочери [16].

Если ребенок поставлен на учет, как лишенный родительского попечения, в отношении него допускается усыновление, но только до достижения им совершеннолетия, если тому отвечают его интересы.

В соответствии со ст. 117 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики, один и тот же ребенок не может быть усыновлен двумя лицами, если они не являются супругами. Супруг может усыновить своего внебрачного ребенка или ребенка другого супруга. Также, различные лица не могут усыновить братьев и сестер, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам ребенка. Поэтому, на практике нередко можно встретить такое усыновление.

В законодательстве Азербайджанской Республики существуют определенные ограничения по субъектному составу, в частности, иностранные граждане или лица без гражданства могут стать усыновителями граждан Азербайджана только в случае, если этих детей невозможно передать на воспитание в семьи граждан Азербайджанской Республики, а также в случае, если родственники детей отказались их усыновить. Без разрешения Государственного Комитета по проблемам Семьи, Женщин и Детей усыновление азербайджанских граждан иностранными не допускается.

Особое значение при усыновлении имеет согласие ребенка, которое является обязательным для всех детей старше 10 лет. При регулировании многих семейных правоотношений, десятилетний возраст ребенка связывают с его правом принимать решение относительно своего будущего. Органы опеки и попечительства детально анализируют побуждения детей, в целях чего привлекаются психологи и преподаватели. На наш взгляд, 10 лет для принятия столь важного решения — завышенный возраст, и поэтому, желательно было бы сократит его до 8 лет, так как восьмилетний ребенок, который уже ходит в школу и получает образование, может принимать окончательное решение относительно своих усыновителей. Закон устанавливает, что если до подачи заявления об усыновлении ребенок проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление может быть произведено без согласия ребенка (ст.124.6) Семейного Кодекса Азербайджанской Республики.

Во избежание злоупотреблений при усыновлении, т. е. институте, где «чужие дети становятся родными» Азербайджанское государство строго контролирует деятельность в данной сфере, в первую очередь, путем подробного установления условий и порядка усыновления в Семейном Кодексе Азербайджанской Республики. Существенное развитие в нем получили также правовые последствия усыновления и основания и порядок прекращения усыновления. Значимым является тот факт, что деятельность юридических и физических лиц устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается (ст.114.3). Устройством детей могут заниматься только уполномоченные на то органы исполнительной власти. В противном случае, облаченные в благие намерения бесконтрольные действия, так называемых, «посредников» при усыновлении, вполне возможно, привели бы к завуалированной форме детского рабства.

В результате усыновления прекращается правовая связь между детьми и родными родителями и их родственниками, хотя существуют исключения из этого правила [14]. Например, в соответствии со ст. 129, несовершеннолетние, имеющие к моменту своего усыновления право на пенсию и государственное пособие, полагающиеся им в связи со смертью главы семьи, сохраняют это право и после усыновления.

Защищая интересы ребенка, Семейный кодекс Азербайджанской Республики предъявляет специальные требования к лицам, которые могут быть усыновителями. Это совершеннолетние лица обоего пола, состоящие в браке супруги, одинокие мужчины и женщины, для которых существуют следующие ограничения: они не могут быть признаны судом недееспособными, ограниченно дееспособными; они не могут быть лишены родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; они не могут быть отстранены от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; они не могут быть бывшими усыновителями в усыновлении, которое отменено судом по их вине; они не могут быть лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права. Помимо этого, лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. Иначе говоря, усыновить одного и того же ребенка могут только супруги, что представляет особую важность, т. к. усыновление ребенка не зарегистрировавшими брак лицами создает схожее по правовой природе положение, когда родители ребенка не оформляют своих отношений в отделах регистрации актов гражданского состояния. Как нам известно, государство старается сократить количество такого рода отношений, предоставляя лицам определённые льготы, в частности, в соответствии со ст. 9.3. СК АР, при беременности и рождении ребенка брак может быть заключен в день подачи заявления, в то время как обычная процедура заключения брака требует месячного срока ожидания между подачей заявления и непосредственной регистрацией брака.

Усыновление представляет собой искусственную попытку создания семейных отношений между посторонними друг другу людьми, и если она не удается настолько, что жизнь ребенка в семье усыновителя становится невыносимой, усыновление приходится отменять даже при отсутствии вины с обеих сторон [7].

Следующей формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей является опека и попечительство.

В целях содержания, воспитания, образования, а также защиты прав и обязанностей детей опека и попечительство устанавливаются в следующих случаях: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из учреждений социальной защиты населения, воспитательных учреждений, лечебных учреждений, родильных домов и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права, а также административного права, т. е. по своей сути является комплексным [8].

В отличие от института усыновления, в полной мере регулируемого Семейным Кодексом, установление и прекращение опеки и попечительства над детьми определяются гражданским законодательством Азербайджанской Республики. Семейным и Гражданским Кодексом установлено, что опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Рассмотрим детально, какие субъекты могут быть назначены опекуном (попечителем) детей. Статья 137 СК АР указывает, что это только совершеннолетние и полностью дееспособные лица. При назначении ребенку опекуна (попечителя) важно учесть его нравственные и иные личные качества. Способность опекуна (попечителя) к выполнению своих обязанностей тоже имеет не последнее значение. Так, например лицам в преклонном возрасте тяжело было бы исполнять обязанности опекуна (попечителя), что должно учитываться при назначении их таковыми. Отношения между опекуном (попечителем) и ребенком и отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя) являются существенным фактором при установлении опеки (попечительства). Желание самого ребенка учитывается по возможности, в отличие от усыновления, где оно обязательно с 10 лет. Это обусловлено тем, что опека и попечительство не порождают такой тесной связи между детьми и опекуном (попечителем), как усыновление, приравненное к кровному родству родителей и детей.

Закон ставит ограничения для назначения лиц опекунами (попечителями). Это, в первую очередь, лица, больные алкоголизмом или наркоманией. Также не могут быть опекунами (попечителями) лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей) и лица, ограниченные в родительских правах. Бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, не в праве становится опекунами (попечителями). Ограничения существуют и для лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Последнее, на наш взгляд, является излишним основанием, так как его широкое толкование может привести к ущемлению интересов ребенка, в частности, когда его опекуном мог бы быть назначен близкий человек, но в силу закона, он не может быть опекуном.

Согласно ст. 35.3. ГК АР, опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Данное условие является императивным, так как принуждение к исполнению обязанностей опекуна или попечителя противоречит конституционным правам граждан, и тем самым может повлечь нарушение законных прав и интересов ребенка.

Еще одно отличие опеки и попечительства от усыновления заключается в органах, которые вправе отменить опеку и попечительство. Если усыновление может быть отменено только в судебном порядке, то опека (попечительство) отменяются органами опеки и попечительства при местных исполнительных властях. Происходит это по нескольким основаниям. Во-первых, в случаях возвращения несовершеннолетнего его родителям или его усыновления. Во-вторых, в случае помещения подопечного в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение. В-третьих, это случаи ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, к которым закон относит использовании опеки или попечительства в корыстных целях или оставление подопечного без надзора и необходимой помощи. И наконец, в-четвертых, это случаи волеизъявления самого опекуна (попечителя) при наличии у него уважительных причин, таких как различного рода заболевания, существенное изменение имущественного положения или сложные отношения с ребенком, над которым установлена опека (попечительство).

Прекращение опеки или попечительства может быть связано с другими юридическими фактами, но, в этих случаях, дополнительного решения со стороны органов опеки и попечительства при местных исполнительных властях не требуется. Итак, в соответствии со статьей 38.6 Гражданского Кодекса Азербайджанской Республики, по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а физическое лицо, осуществлявшее обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. В статье 38.7 указывается, что попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Следует принять во внимание, что функции опекуна и попечителя исполняются привлеченными лицами безвозмездно, если иное не установлено в законе. Это, однако, не исключает возможности, в случае наличия у подопечного доходов, использования их на расходы, необходимые для содержания подопечного. Доходы подопечного физического лица должны расходоваться исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Случаи отсутствия доходов у подопечного Гражданским Кодексом Азербайджанской Республики не урегулированы. Ответ на этот вопрос дает нам Семейный Кодекс, где в статье 141.6 говорится, что на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются материальные средства, установленные государством. Поэтому, напрашивается вывод о том, что опекун (попечитель) назначается именно в целях обеспечения семейного воспитания ребенка, а не его содержания, которое осуществляется или за счет самого ребенка, или за счет государства. На наш взгляд, статьи 136.1 и 141.6 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики нужно привести в соответствие друг с другом.

Следующей, последней формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной законом, является приёмная семья. Кабинет Министров Азербайджанской Республики вправе установить иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но на практике такой необходимости пока не возникает.

Порядок организации приемной семьи в контексте, который отражен в Семейном Кодексе Азербайджанской Республики, предполагает, в первую очередь, заключение договора о передаче ребенка на воспитание. Указанный договор заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание в семью) (статья 142 Семейного Кодекса Азербайджанской Республики).

Как и в предыдущих формах воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, возраст лица, которое передают в приемную семью, не должен превышать 18 лет. В качестве приемных родителей могут выступать лица, у которых отсутствую ограничения, предусмотренные для опекунов (попечителей) и усыновителей.

Далее, требуется определить, какой правовой природой обладает данный договор. В литературе по этому вопросу можно встретить различные мнения: некоторые авторы относят этот договор к семейно-правовым договорам, другие полагают, что он относится к разновидности трудовых договоров [10], а третьи полагают, что это гражданско-правовой договор [11]. На наш взгляд, данная категория договоров носит гражданско-правовой характер. Его следует рассматривать как срочный, взаимный, возмездный, фидуциарный и каузальный [15].

Договор о передаче ребенка на воспитание в семью своим предметом имеет оказание услуг по содержанию, воспитанию и образованию приемного ребенка. Т. е., услуги по исполнению «родительских функций». Говорить о возникновении трудовых отношений здесь достаточно сложно, несмотря на то, что в статье 143.1 говорится о «размере оплаты труда приемных родителей». Трудовые отношения предусматривают трудовой распорядок, график посещаемости, выходные и отпуск для его участников. Однако, в договоре о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью указанные пункты отсутствуют, и их даже невозможно включить в виду природы отношений. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен предусматривать права и обязанности приемных родителей (родителя) с одной стороны и права и обязанности органа опеки и попечительства с другой стороны. Условия содержания, воспитания и образования ребенка являются существенными условиями этого договора, так как их обязательность установлена законодательством. Как и любой гражданско-правовой договор, договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью должен содержать основания и последствия его прекращения. Договор прекращается или истечением предусмотренного в нем срока, или в результате расторжения одной из сторон. Инициаторами расторжения до окончания срока действия договора могут быть приемные родители, если у них имеются уважительные причины, такие как болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком, конфликтные отношений между детьми. Орган опеки и попечительства может расторгнуть договор в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для воспитания и образования ребенка, или в случае возвращения ребенка в семью, а также, в случае усыновления ребенка. Было бы желательно предусмотреть в договоре санкции за неисполнение сторонами своих обязательств, но закон не ставит таких требований. Цена договора определяется как «размер оплаты труда приемных родителей» и не подлежит согласованию между сторонами, потому что определяется законодательством, которое также может предусматривать льготы, предоставляемые приемным родителям в зависимости от количества принятых ими на воспитание детей.

После обретения независимости в Азербайджанской Республике постоянно проводились и продолжают проводиться мероприятия по созданию и улучшению условий жизни детей, оставшихся без родительского попечения. Законодательно предусмотренные формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уже сами по себе являются передовым шагом в этом направлении. Мы также можем наблюдать налаживание непосредственных процессов данного рода деятельности государства в сфере семейно-правовых отношений. Но, несмотря на это, проблемы, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей, остаются злободневными. Для их решения нужно постоянно руководствоваться нормами о правах детей и их защите. Любое развитие личности, а тем более детей, лишенных родительского попечения, должно, по мере возможности, происходить в условиях семьи.

Литература:

  1. Конституция Азербайджанской Республики 12.11.1995 г. // интернет-источник http://www.taxes.gov.az/
  2. Семейный кодекс Азербайджанской Республики от 28.12.1999 // интернет-источник http://www.taxes.gov.az/
  3. Гражданский Кодекс Азербайджанской Республики от 28.12.1999 // интернет-источник http://www.taxes.gov.az/
  4. Конвенция «О Правах Ребенка» от 20.11.1989 г., ратифицированная Азербайджанской Республикой Законом № 236 от 21.07.1992
  5. Указ Президента Азербайджанской Республики о применении Закона Азербайджанской Республики «Об утверждении и вступлению в силу Семейного Кодекса и связанных с этим вопросов правового регулирования вступления в силу» от 06.03.2000 г.// интернет-источник http://www.e-qanun.az/
  6. Указ Президента Азербайджанской Республики «О некоторых вопросах, связанных с применением Семейного Кодекса Азербайджанской Республики» № 519 от 04.07.2001 г. // интернет-источник http://www.e-qanun.az/
  7. Антокольская, М. В. Семейное право: учебник / М. В. Антокольская. — М.: Юристъ, 2006. — 638 с.
  8. Гражданское право: Учебник. Том I /Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Н. Садикова. — Юридическая фирма «Контракт»: «ИНФРА-М», 2006 г. — 561 с.
  9. Дети-сироты: консультирование и диагностика / под ред. Е. А. Стреблевой. — М.: Полиграф-сервис, 2008. — 344 с.
  10. Козлова М. Н. Гражданское право России. Краткий курс. Доп.тираж. Эксмо.2006. — 336 с.
  11. Михеева Л. Правовое регулирование патронатного воспитания детей.//Российская юстиция, 2003, № 7.
  12. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения / под ред. М. Н. Лазутовой. — М.: Инфра-М, 2005. — 312 с.
  13. Постатейный научно-практический комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / под ред. А. М. Эрделевского. — М.: Волтерс Клувер, 2006. — 557 с.
  14. Рузакова О. А. Семейное право: учебник / Рузакова О. А. М.: Юристъ 2010. — 204 с.
  15. Сергеев А. П. Гражданское право. Учебник Том 1. 6-е изд. С грифом М О. Учебник. Проспект.- М.: 2005. — 758 с.
  16. Тресцова Е. В. «Развитие института усыновления в новых экономических условиях» // Семья в новых социально-экономических условиях — Н.Новгород, 2006, 150 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Азербайджанская Республика, попечение родителей, ребенок, Семейный Кодекс, орган опеки, попечитель, попечительство, усыновление, родительское попечение, устройство детей.


Похожие статьи

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье рассмотрены нормативно-правовые акты, которые в настоящее время в обществе регулируют правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее существенным элементом социальной функции государства является забота о д...

Правовой механизм усыновления (удочерения) детей

Настоящая статья посвящена устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а именно усыновлению (удочерению) в судебном порядке российскими гражданами. Авторы полагают, что институт усыновления (удочерения) семейного права является сложным, ка...

Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации

Статья посвящена анализу причин, по которым специальный правовой статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в недостаточной степени обеспечен государственными гарантиями. Автор рассматривает возможность распространен...

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия)

В статье описан опыт разработки региональной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на материале Республики Хакасия.

Особенности организации временного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В статье анализируются особенности организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автор приходит к выводу о необходимости создания службы правового и социально-психологического сопровождения с целью реализации временной ф...

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права. Именно поэтому забота о детях-сирот...

Специфика субъективного благополучия подопечных детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях родственников

В статье обсуждается специфика субъективного благополучия несовершеннолетних подопечных, воспитывающихся в замещающих семьях, в зависимости от условий их проживания и от пола ребенка. Определены предикторы субъективного благополучия подопечных детей ...

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

В статье рассматриваются особенности и необходимость защиты прав и интересов несовершеннолетних, возможные последствия их беспризорности, а также роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрены основные аспекты правового регул...

Основные положения об административной ответственности родителей и иных законных представителей несовершеннолетних

В статье рассматриваются особенности института административной ответственности родителей и иных законных представителей, раскрыты причины обеспокоенности общества проблемами воспитания детей со стороны родителей, определены права детей, взаимообусло...

Похожие статьи

Правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье рассмотрены нормативно-правовые акты, которые в настоящее время в обществе регулируют правовой статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наиболее существенным элементом социальной функции государства является забота о д...

Правовой механизм усыновления (удочерения) детей

Настоящая статья посвящена устройству детей, оставшихся без попечения родителей, а именно усыновлению (удочерению) в судебном порядке российскими гражданами. Авторы полагают, что институт усыновления (удочерения) семейного права является сложным, ка...

Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации

Статья посвящена анализу причин, по которым специальный правовой статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в недостаточной степени обеспечен государственными гарантиями. Автор рассматривает возможность распространен...

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также пути сокращения числа детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Региональная модель постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (на примере Республики Хакасия)

В статье описан опыт разработки региональной модели постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на материале Республики Хакасия.

Особенности организации временного семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В статье анализируются особенности организации семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Автор приходит к выводу о необходимости создания службы правового и социально-психологического сопровождения с целью реализации временной ф...

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации на примере Приморского края

Статья посвящена исследованию правового положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации. Фундаментальные права несовершеннолетних установлены нормами конституционного права. Именно поэтому забота о детях-сирот...

Специфика субъективного благополучия подопечных детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в семьях родственников

В статье обсуждается специфика субъективного благополучия несовершеннолетних подопечных, воспитывающихся в замещающих семьях, в зависимости от условий их проживания и от пола ребенка. Определены предикторы субъективного благополучия подопечных детей ...

Правовое регулирование деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

В статье рассматриваются особенности и необходимость защиты прав и интересов несовершеннолетних, возможные последствия их беспризорности, а также роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Рассмотрены основные аспекты правового регул...

Основные положения об административной ответственности родителей и иных законных представителей несовершеннолетних

В статье рассматриваются особенности института административной ответственности родителей и иных законных представителей, раскрыты причины обеспокоенности общества проблемами воспитания детей со стороны родителей, определены права детей, взаимообусло...

Задать вопрос