В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным со строительной деятельностью. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса проведения подрядных торгов (конкурсов) в сфере строительства: особенности организации в регионах. Методология исследования — анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова: подрядные торги, конкурсы, строительство, организация, регионы, информация.
Currently, more attention is paid to the processes associated with construction activities. That is why in the presented article an analysis of the actual question of the conduct of contract bidding (tenders) in the field of construction: the features of the organization in the regions. The research methodology is the analysis of the scientific literature on a given problem, as well as practical domestic experience.
Keywords: contract bidding, contests, construction, organization, regions, information.
Подрядные торги имеют свою специфику организации в соответствии с условиями конкретного региона. На примере республики Татарстан и ГК «Фортекс» рассмотрим особенности проведения подрядных торгов (конкурсов). Итак, одним из основных компонентов для обеспечения подрядных конкурсов выступают информационные потоки. На базе правительства республики и отдела градостроительства внедрена автоматизированная система, позволяющая получать заинтересованным субъектам строительной деятельности доступ к информации по планируемым торгам. В системе размещается информация по подрядным конкурсам, работа системы строится по принципу единой базы данных. Заинтересованные субъекты строительной деятельности (строительно-монтажные организации и производственные предприятия) имеют возможность получения доступа к базе данным по подрядным конкурсам. Для регистрации в информационной системе единожды предоставляются учетно-организационные документы компании. [1]
Через автоматизированную систему заинтересованные компании получают доступ к списку государственных и муниципальных заказчиков, а сами заказчики через обращение к системе получают доступ к перечню фирм-поставщиков и производителей в сфере строительства. В единой информационной базе помимо информации по подрядным конкурсам размещаются сведения по ответственным должностным лицам, которые непосредственно участвуют в системе закупок. Здесь же размещается нормативно-правовая база с федеральными и локальными нормативно-правовыми актами в сфере регулирования закупочной деятельности органов власти. В автоматизированной информационной системе размещается информация по плану закупок на текущий год и на планируемый период (следующий год), реестр контрактов и единая база с предложениями от поставщиков.
Подрядные торги в республике Татарстан с размещением тендерной документации в единой автоматизированной информационной системе. После регистрации в системе заинтересованные субъекты имеют возможность ознакомиться с перечнем запланированных торгов и конкурсной документацией. С целью обеспечения равенства субъектов малой, средней и крупной коммерческой деятельности предусмотрено оказание содействия в обеспечении условий для участия в тендерных конкурсах. Так, при поддержке ГК «Фортекс» и ее специалистов в области инжиниринга проводятся консультации для субъектов малого и среднего бизнеса по сбору и оформлению документов для участия в системе государственных закупок. На базе отдела инжиниринга проводится экспертиза технико-экономических параметров проектов, что позволяет для принятия решения об участии в конкурсе рассчитывать экономическую целесообразность для участия в том или ином подрядном конкурсе. Это же позволяет оценить требуемые объемы технических и производственных мощностей для реализации проектов. [2]
Через единую автоматизированную систему собираются основные и альтернативные предложения по реализации подрядных контрактов. Схема технологического процесса по проведению подрядных торгов включает в себя несколько последовательных шагов. На первом подготовительном этапе принимается решением о назначении организатора торгов, издается приказ о формировании тендерного комитета. Разработку тендерной документации осуществляет специально созданный комитет, он же проводит предварительную оценку претендентов. В отличие от классической схемы организации тендерных торгов, подготовленная документация отправляется претендентам и офферентам. Заявки от претендентов рассматриваются от претендентов как основные, а от офферентов — как альтернативные. На втором этапе осуществляется прием и регистрация оферт, разработка регламента по проведению торгов. На этом же этапе со стороны правительства региона и при поддержке специалистов в области инжиниринга от ГК «Фортекс» оказывается содействие субъектам строительной деятельности в подготовке к проведению торгов. Цель этой работы — обеспечить соответствие претендента заявленным условиям в тендерной документации. [3]
На третьем шаге тендерный комитет вскрывает оферты и проводит их экспертизу. С учетом того, что к качеству строительной деятельности предъявляются строгие требования в области качества и безопасности проведения работ, экспертиза носит комплексный характер и позволяет прямо рассчитать риски при заключении контракта с альтернативным претендентом, предложившим наименьшую цену за его реализацию. В оценке тендерных предложений принимает участие сразу 4 стороны — это сам заказчик и организатор торгов вместе с членами тендерного комитета и офферентами. [4]
После комплексной экспертизы заказчиком в окончательном варианте утверждается контракт, далее осуществляется его заключение. Так, при планировании реконструкции терминала казанского аэропорта и планировании строительства административного здания Татнефти ГК «Фортекс» провело маркетинговые исследования и подготовило бизнес-план с поддержкой специалистов в области инжиниринга. Компания принимала участие в этих конкурсах на правах офферента, поэтому специалисты компании уделили особое внимание по соответствию компании положениям и требованиям, изложенным в тендерной документации. Победе в торгах ГК «Фортекс» способствовала предварительная подготовка к участию в конкурсах, консультации со специалистами отдела градостроительства и архитектуры. [5]
Таким образом, подрядные конкурсы в Татарстане имеют свою специфику проведения. К региональным особенностям необходимо отнести предоставление консультаций от бизнес-инкубаторов и специальных отделов по взаимодействию бизнеса при правительстве региона, а также создание равных условий для участия в системе закупок для претендентов и офферентов. Все это способствует динамичному развитию строительной деятельности в регионе.
Литература:
- Теория и практика организации и проведения подрядных торгов в регионе / Асаул А. Н., Грахов В. П., Кощеев В. А., Чибисов В. Е. СПб.: Гуманистика, 2015. 240 с.
- Волкова Н. Н. Сравнительная оценка конкурсных предложений и конкурентной способности участников торгов на строительные подряды: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 Москва, 2016. 136 с.
- Дудник А. Е., Осадчая Н. А. Проблемы организации и проведения подрядных торгов на региональном уровне. Методы их решения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». № 3. 2014.
- Дорошенко Т. Г., Кокарева А. А. Рекомендации по развитию регулирования бизнеса. Регулирование бизнеса в строительном комплексе России. Страхование как оптимальная из всех регуляторных опций // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2016. № 2.
- Хомкалов Г. В., Астафьев С. А. Планирование развития строительного комплекса на основе процессного подхода в условиях реформирования процедуры лицензирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. № 4. С. 76–81.