Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 1923 раза

Библиографическое описание:

Атаева, Е. О. Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха / Е. О. Атаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 484-485. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59432/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Ключевые слова: эмоциональная сфера, эмоции, нарушение слуха, ребенок, младший школьный возраст, исследование, методы.

Изучением эмоциональной сферы занимались ученые из разных областей науки. Л. С. Выготский отмечал, что эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка». Его последователи, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального [1, с.24].

Различаются два вида слуховой недостаточности — тугоухость и глухота. Под тугоухостью понимается такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов.

Под глухотой понимается такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным. Л. В. Нейман отмечает, что возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот [2, с.134].

У младших школьников с нарушением слуха процесс развития личности затрудняется из-за недостаточного развития речи, маленького объема знаний, а также из-за ограниченного общения с окружающими [5, с.88].

Особенности эмоционального развития глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста имеют характеристику различной степени выраженности и вариативности. Характеризуются ограниченностью или отсутствием сведений об эмоциях; затруднениями в использовании эмоционально–экспрессивных средств языка; трудностями в вербализации различных эмоций, в установлении причинно-следственных связей появления эмоциональных состояний у человека [3, с.33].

Результаты обследования детей с помощью метода «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» показали недостаточность объема знаний об основных эмоциях, трудности их вербализации. Изучение успешности распознавания эмоций показало, что наиболее распознаваемыми эмоциями оказались эмоции радости и гнева (испытуемые чаще употребляли слово «злой», хмурили брови, также при распознавании эмоции радости дети улыбались). Для детей оказалось наименее знакомыми слова, обозначающие эмоции интереса и удовольствия.

Высоким уровнем знаний об основных эмоциях обладают 45 % исследуемых, 35 % имеют средний уровень и 20 % — низкий.

На рис. 1 представлены данные уровня знаний об эмоциях.

Рис. 1

При исследовании адекватности эмоциональных реакций, исследуемые так же показали наиболее низкие результаты. Всего лишь 20 % показали высокий уровень, средний и низкий уровень составили 40 %.

В таблице 1 представлены описательные статистики показателей по всей группе испытуемых. В данной таблице указаны средние значения по методикам: «Несуществующее животное», «Эмоциональная идентификация», «Карта Стотта».

Таблица 1

набл.

Среднее

Минимум

Максим.

Ст.откл.

Несуществующее

животное

40

0,55

0

1

0,32

Эмоциональная

идентификация

40

4,75

0

8

1,89

Карта Стотта

40

0,63

0

1

0,42

У детей были выявлены особенности эмоциональной сферы: не знание эмоций, неправильное дифференцирование эмоциональных состояний, затруднения в понимании и использовании эмоций. Также дети не способны понимать чувства других людей. У детей недостаточно сформированы навыки распознавания мимики на лице, им незнакомо сочувствие и проявление помощи друг к другу. Так же у детей с нарушением слуха отмечаются затруднения в распознавании похожих эмоций, которые имеют разную номинативную характеристику. Таким детям тяжело адаптироваться и социализироваться в обществе, тяжело вести учебную деятельность.

При развитии эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха целесообразно применять методы арт-терапии и игровой терапии, так как с их помощью можно снизить напряжение, страхи, повысить уровень уверенности в себе.

Необходимо учить детей позитивно относиться к себе, обучать описывать свое настроение, развивать умение правильно выражать собственные чувства через мимику. Обучить детей выходу негативных эмоций можно через игры и различные упражнения.

Литература:

  1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — с. 3–203
  2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. с. — 134; 170
  3. Додонов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
  4. Речицкая Е. Г., Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом / Е. Г. Речицкая, Т. Ю. Кулигина — М.: Книголюб, 2006. — 208с.
  5. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение / С. Г. Шевченко — М.: Просвещение, 1999. -112с.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение слуха, эмоциональная сфера, младший школьный возраст, ребенок, эмоция, самостоятельное овладение, снижение слуха.


Похожие статьи

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

В статье описывается опыт проведения диагностической работы по развитию социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Похожие статьи

Экспериментальное исследование особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

В статье рассматриваются особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальным нарушением. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у д...

Изучение социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста

В статье описывается опыт проведения диагностической работы по развитию социальных эмоций у детей младшего дошкольного возраста.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Гностическая деятельность младших школьников с задержкой психического развития

Данная статья описывает изучение зрительного и слухового гнозиса у младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Гнозис — это способность воспринимать, осознавать и понимать информацию, получаемую через зрительные и слуховые каналы. В р...

Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости

В статье рассматриваются особенности эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста c УО, а также методы диагностики их дефектов.

Причины и характер коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассмотрены специфические особенности коммуникативных умений и социальных возможностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Также описаны своеобразные черты взаимоотношений у детей с данной категорией нарушенн...

Психолого-педагогические методы помощи в формировании у детей с расстройствами аутистического спектра коммуникативных навыков

Данная статья посвящена психолого-педагогическим особенностям формирования у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Представлен анализ различных методов помощи детям с РАС в освоении коммуникации.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения

В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...

Задать вопрос