Понятие и сущность профессионального самоопределения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 4805 раз

Библиографическое описание:

Юсупова, Б. С. Понятие и сущность профессионального самоопределения / Б. С. Юсупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 315-317. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59435/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье говорится о понятии и сущности профессионального самоопределения. Рассматриваются уровни и этапы профессионального самоопределения. К вопросам профессионального самоопределения психологи подходят по-разному. Одни считают, что вопросы принятия решения о выборе профессии, специальности и места работы возникают перед личностью в течение всей ее жизни. Отсюда профессиональное самоопределение на разных стадиях развития личности решается по-разному.

Развитие личности профессионала рассматривается как интеграция двух процессов: развития личности в онтогенезе (на всем жизненном пути) и ее профессионализации (с начала периода самоопределения до завершения активной трудовой деятельности). Именно на этих позициях и строятся модели профессионального развития и классификации стадий развития человека.

Ключевые слова: профессинальное самоопределение, самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция.

Происходящие в казахстанском обществе сдвиги находят отражение в усложнении процессов социализации, противоречивых тенденциях в создании и поведении молодежи. С одной стороны, у молодежи доминирует стремление к богатству, а с другой − она ощущает невозможность его достижения легальными способами и через традиционную трудовую деятельность.

В этих условиях жизненные цели молодежи и планируемые средства их достижения являются важным фактором ее социальной активности и в то же время важным индикатором фундаментальных перемен, происходящих в казахстанском обществе. Критериями ее социального развития являются в первую очередь приобретение и изменение собственного социального статуса, что связано с профессиональным самоопределением формирование гражданской идентичности в процессе достижения социальной зрелости и социальной субъектности.

При трактовке понятия «самоопределение» некоторые исследователи исходят из содержания глагола «самоопределиться», что значит осознать себя, свои общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно. По другой трактовке, самоопределение − это центральный фактор становления зрелой личности, понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Следовательно, самоопределение свидетельствует о достижении личностью достаточно высокого уровня развития.

Термин самоопределение имеет множество определений. Давайте разберем несколько из них. Ниже представлены термины «самоопределения» в таблице 1.

Таблица 1

Значение термина «самоопределение»

Содержание

Характеристика

Определить свое место в жизни, обществе, осознать свои общественные, классовые, национальные интересы.

Представлены три типа самоопределения человека:

− к цели и смыслу своей жизни;

− к нормам общественного поведения и к своему вкладу в жизнь общества;

− к нормам профессиональной деятельности

Самоопределение как процесс определения своего положения и в мире направлено во вне, но подразумевает и определённую внутреннею работу.

Направлено во вне означает, что человек определяет свой способ участия во внешней действительности. Определенная внутренняя работа, связанная с самоопределением, состоит в выработке приемлемого для себя, своего способа участия во внешних событиях.

Человек не только находиться в определенном отношении к миру, но и сам определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека.

Сознательное самоопределение человека возникает лишь в случае, когда человек определяет свое отношение к миру. Человек, не определяющий свое отношение к внешнему миру, становится либо рабом своих стихийных потребительских инстинктов, либо легкой жертвой манипуляторов. Формирующих нужное для них «отношение», либо объектом «силового» воздействия со стороны представителей социума, требующих от индивида принятия и соотнесения общественным нормам.

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоакутализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция. При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию с трудовой деятельностью. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляется себя «через увлеченность значимой работой». К. Ясперс связывает самореализацию с «делом», которое делает человек. И. С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения − в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность». [1, с.6]

По К. А. Абульхановой — Славской, самоопределение понимается как осознание личностью своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим членам), зависит самоопределение и общественная активность личности. [2, с.9]

С. Н. Чистякова рассматривает самоопределение как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций (профессионально-трудовых, нравственных, личностных), овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам. [3, с.19−23]

С точки зрения психологии (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев и др.), самоопределение рассматривается как процесс, в котором формируется личность, способная к самостоятельному, активному построению собственной жизнедеятельности. Внешние воздействия на личность реализуются лишь опосредованно через внутренние условия. В этом, по мнению ученых, состоит смысл принципа детерминизма, выраженного в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему. Авторы доказывают, что проблема самоопределения не может быть решена в отрыве от вопросов взаимоотношения человека с окружающим миром, так как отношение человека к самому себе, является ключевым моментом в понимании феномена самоопределения и в значительной степени зависит от его отношения к окружающим и окружающих к нему. [4, с.65−67]

Самоопределение же П. П. Соболем считается стороной самореализации. В нем, по утверждению автора, главным является индивидуальный выбор цели и способов ее достижения на данном отрезке, этапе жизни субъекта и самоограничение, которое не является препятствием развития личности. Главной функцией самоопределения считается выбор направленности деятельности, на основе которой осуществляется самореализация. [2, с10]

Е. А. Климов, анализируя понятие «профессиональное самоопределение», подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, а постоянно чередующиеся выборы. Наиболее актуальным выбор профессии становится в отрочестве и ранней юности, но и в последующие годы возникает проблема ревизии и коррекции профессиональной жизни человека. Выбор профессии отражает определенный уровень личных притязаний, основанных на оценке человеком своих способностей и возможностей.

Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический уровень (перестройка сознания и самосознания);

2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

И. С. Кон рассматривает процесс профессионального самоопределения, связывая его с развитием возрастных особенностей личности. Он выделяет четыре основных этапа формирования процесса профессионального самоопределения.

Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, предварительный выбор профессии.

Четвертый этап − практическое применение решения, собственно выбор профессии. [5, с.23−24]

Рассмотрев понятие и сущность профессионального самоопределения можно сделать следующий вывод:

  1. Профессиональное самоопределение — это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.
  2. Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
  3. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
  4. Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена места жительства, аттестация, увольнение с работы и др.
  5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактуализации.

Литература:

  1. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. − М.: МГППИ, 1999. − 97 с.
  2. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения/ Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 304 с.
  3. Сафин В. Ф. Психология самоопределения личности: Учеб.пособие/Сверд. пед. ин−т. Свердловск, 1986.−142 с.
  4. Чистякова С. Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения / С. Н. Чистякова// Педагогика. — 2005. — № 1.- С.19–26
  5. Шевкиева Н. Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения / Автореф. дисс. … канд. психологич. наук. — Ставрополь: 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное самоопределение, выбор профессии, самоопределение, самореализация, жизнь, казахстанское общество, отношение, профессиональная деятельность, сознательное самоопределение человека, способ участия.


Ключевые слова

самореализация, самоосуществление, профессинальное самоопределение, самоакутализация, самотрансценденция

Похожие статьи

Фактическое расширение зоны ближайшего развития в процессе целенаправленного обучения

Настоящая статья посвящена изучению понятия «зона ближайшего развития», разработанного Л. С. Выготским в 1930-е гг., а также его восприятию через призму современной психологии и педагогики. Поскольку оформленная теория интеллектуального развития пред...

Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии

В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса

Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выраже...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Похожие статьи

Фактическое расширение зоны ближайшего развития в процессе целенаправленного обучения

Настоящая статья посвящена изучению понятия «зона ближайшего развития», разработанного Л. С. Выготским в 1930-е гг., а также его восприятию через призму современной психологии и педагогики. Поскольку оформленная теория интеллектуального развития пред...

Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии

В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Ценностные ориентации как основа профессионального самоопределения

Целью данной статьи является рассмотрение роли ценностных ориентаций в структуре профессионального самоопределения студентов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъяв...

Исследование самосознания личности детей младшего подросткового возраста на основании применения качественного контент-анализа

Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом фор...

Проблема профессионального самосознания педагога

В статье понимается вопрос о таком явлении, как самосознание учителя. Рассмотрены основные характеристики и компоненты самосознания, способствующие профессиональному росту педагога. Кроме того, в статье раскрывается процесс формирования профессиональ...

Психолого-педагогические аспекты адаптации студента в вузе

В статье рассматривается процесс психолого-педагогической адаптации студента, в вузе представляющий собой сложный многоаспектный процесс, который необходимо строить в концепции комплексного подхода, включающего в себя социальный, психологический, пси...

Профессиональное совершенствование педагога — залог эффективности образовательного процесса

Статья посвящена рассмотрению необходимости профессионального совершенствования профессорско-преподавательского состава современного вуза. Особый акцент делается на значимости формирования у педагога акмеологических компетенций, находящих свое выраже...

Профессиональная направленность студентов СПО как фактор развития профессионального самосознания

В статье исследуется проблема развития направленности студентов СПО как фактора развития их профессионального самосознания. Экспериментальным путем доказывается, что направленность личности в целом, а также мотивация ее профессионального выбора опред...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Задать вопрос