Тьюторство как модель современного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 23.05.2019

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Симчера, М. И. Тьюторство как модель современного образования / М. И. Симчера. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 528-530. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59451/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тьютор в современном российском образовании — это новая профессия, однако в европейской истории данная профессия возникла еще в XII веке. Специальная позиция тьютора была введена в английских университетах для удержания открытости университетского образовательного пространства. В настоящее время такой принцип снова приобретает актуальность.

К основному содержанию работы тьютора в сфере образования можно отнести поиск, отбор и применение разных ресурсов с целью развития ребенка при учете его особенностей, возможностей, а также ограничений среды, в которой он находится. Многообразие ситуаций и особенностей самого ребенка делает практически невозможным разработку универсальных методов и средств по сопровождению развития учащегося. А при выборе форм образования и при реализации индивидуальных образовательных программ, возможно, только создать определенный общий стандарт для тьюторской деятельности [5].

Принципиально важным является то, что тьютор не должен транслировать учащемуся собственные ценности в образовании, он не выдает какие-либо пошаговые рекомендации. Главным является то, на что именно направлена его работа, то есть на оказание помощи родителям совместно с ребенком сделать выбор самостоятельно в ситуации чрезмерной избыточности образовательных ресурсов. Результат работы тьютора в этом случае — это осознанный выбор родителей, уверенность в правильности выбора, принятие ответственности за этот выбор, но не содержание конкретного выбора. Для этого самому тьютору важно не только иметь представление о том, какие рода ресурсы доступны для каждого конкретного учащегося, но и знать, какие возможности существуют для возможности реализации индивидуальной образовательной программы школьника.

Согласно проведенному анализу литературы и источников, функция тьютора состоит в том, что сначала он выясняет запрос от родителей ученика, а также от педагогов на помощь, в дальнейшем — определяет адресность этого запроса и обсуждает возможные формы представления помощи.

Так, тьютор помогает педагогам и родителям учащегося в самоопределении, предоставляет им разнообразную информацию для принятия решений (адреса сайтов, книги, статьи), организует встречи и консультации с родителями и др.) [3].

Важно на этом этапе одинаково глубоко раскрыть для родителей как положительные, так и отрицательные стороны тьюторства, если речь идет о полном переходе на домашнее образования. Именно, обсуждение трудностей семейного образования заставит родителей задуматься над тем, на какие изменения семья принципиально готова и не готова идти.

Например, выбирая семейное обучение для учащегося, родители с самого начала должны понимать, каким образом будут совмещены обучение ребенка и их собственная профессиональная карьера. Помимо этого, есть риск того, что ребенок будет чрезмерно «опекаем» своими родителями, а это, в свою очередь, препятствует росту его самостоятельности. Зачастую можно говорить о «перекосах» в сторону интеллектуального развития ребенка в ущерб его физическому развитию. Доступной информации о типичных ошибках и трудностях при семейном образовании довольно много, однако задача тьютора состоит в том, чтобы эта информация стала более доступной для конкретных родителей. Таким образом, еще раз отметим, что тьютор сопровождает выбор родителей, но не делает этот выбор за них.

При решении родителей продолжать обучение ребенка дома, составляется специальная индивидуальная образовательная программа. При этом тьютором отслеживается процесс работы, учитывается выполнение следующих требований:

– цель обучения при индивидуальном образовательном треке должна быть максимально конкретна (достижима),

– операциональная (т. е. может быть разложена на конкретные шаги),

– измеряемая.

В общеобразовательной школе существуют определенные, нормативно заданные характеристики динамики ученика, а также есть готовые эффективные методики обучения и контроля результатов такого обучения. Ведь критериями оценки могут стать как положительные результаты тестирований, так и награждение учащегося медалями, грамотами. Поэтому задача тьютора прояснить вместе с родителями, что в таком случае становится для родителей в их понимании измерителем образовательного результата.

В отличие учебного процесса, построенного для всех учащихся, индивидуальная образовательная программа способна учитывать склонности, потребности, а также индивидуальные возможности школьника. При этом, чем меньше возраст ребенка, тем в меньшей степени он будет непосредственно оказывать влияние на программу собственного образования. В связи с этим тьютору важно правильно оценить, насколько образ ребенка в понимании его родителей отличается или совпадает с тем, как ребенок может проявлять себя на самом деле [2].

Таким образом, можно говорить о том, что в процессе разработки индивидуальной образовательной программы для ребенка у родителей довольно часто происходит переоценка собственного родительского опыта, а также своего взгляда на обучение, воспитание развитие, происходит формирование новых ценностей и убеждений. Тьютор, в свою очередь, задавая в каждой конкретной ситуации осмысление различных ресурсов по осуществлению выбора, сопровождает родителей к формированию их собственной точки зрения.

На этапе планирования конкретных действий для организации учебной деятельности происходит подбор форм и технологий обучения, а также источников и способов получения необходимой учебной информации. Также в данном случае имеет место организация деятельности самих родителей, педагогов, количество педагогов, место и время проведения занятий, расписание и т. д.

Одно из важных ресурсов для организации индивидуального обучения для родителей каждом этапе может стать смежный специалист (к примеру, юрист, психолог, педагог и т. д.). В связи с этим тьютору необходимо принимать во внимание составление ресурсной карты, которая включает в себя умение приглашать в качестве ресурса специалистов других областей, а также способность передавать затем данное умение родителям школьника.

Такое умение включает в себя:

– представление о том, какого рода помощь, а также кто может ее оказать; носителем каких знаний является тот или иной специалист;

– знание своих ограничений и затруднений, понимание необходимости обращения за помощью;

– формулирование вопросов и получение ответов [4].

В силу того, что реализация может и не отразить ожидаемый результат, возможно внесение корректив, изменений, приводящих иногда даже к отказу от первоначальной идеи тьюторского сопровождения.

Согласно мнению Н. Д. Никандрова, Т. И. Пуденко, тьюторское сопровождение школьника реализуется на основе таких принципов, как:

– индивидуализации, который означает определенную направленность образования на организацию учебной деятельности с учетом личностных и индивидуальных особенностей, запросов, интересов учащихся;

– непрерывности, который предполагает обеспечение цикличного, последовательного, своевременного взаимодействия с учащимся в его познавательном развитии;

– гибкости, который способствует включению в учебную деятельность тьюторских способов и приемов работы с обучением учащегося, в соответствии с его индивидуальными потребностями;

– открытости, который позволяет субъектам образовательного взаимодействия реагировать на необходимость включения новых социальных ролей, при необходимости — смену позиций, реализацию подготовки не только к конкретному, но и дополнительным вариантам [6].

Тьюторское сопровождение школьника включает в себя целый ряд функций, при эффективном осуществлении которых обеспечивается выявление и успешная реализация образовательных целей. К таким функциям относятся:

– диагностическая, которая направлена на сбор данных об интересах, предпочтениях, намерениях учащихся, а также об их склонностях, сильных и слабых сторонах;

– проектировочная, которая направлена на определение ресурсов и возможностей, необходимых для преодоления имеющихся у школьников проблем, функция предусматривает подбор соответствующих способов и процедур по тьюторскому сопровождению;

– реализационная, которая направлена на оказание помощи в процессе решении возникающих проблем и затруднений;

– аналитическая, которая направлена на анализ и коррекцию, как процесса, так и результатов обучения и развития учащихся [1].

Основной задачей учителя-тьютора в общеобразовательной школе является оказание помощи учащемуся при фиксации, реализации, а также осознании познавательного интереса. При этом учитель-тьютор выявляет индивидуальные проблемы учеников, осуществляет обучение школьников различным способам работы с индивидуально построенной учебной программой, производит совместный анализ ресурсов и способов, применяемых во время работы, а также организует рефлексию учащимся своей деятельности.

Применение тьюторского сопровождения в виде дидактического средства обучения и развития учащихся способно обеспечить приобретение таких качественных характеристик, свидетельствующих об устойчивости познавательного интереса, как:

– осознанность выбора,

– длительность познавательного интереса,

– глубина познавательного интереса (приобретение проектной или исследовательской позиции учащегося).

Вместе с этим, тьюторское сопровождение учащегося общеобразовательной школы во многом обеспечивает адекватный уровень готовности школьника к его дальнейшему обучению в старшей школе, вузе.

Литература:

  1. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. М.: Академия, 2000. — 158 с.
  2. Идея тьюторства — идея педагогического поиска: (Идентификация пространства полагания) / Н. В. Рыбалкина // Тьюторство: идея и идеология. — Томск, 2010.
  3. Ковалева Т. М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции — М., ИТОиП РАО, 2012.
  4. Ковалева Т. М. О возможном соотношении системы развивающего обучения и педагогики развития // Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности. — Красноярск, 2012.
  5. Ковалева Т. М. Практика работы с процессом индивидуализации (анализ локальных практик) // Школа и открытое образование: концепции и практики индивидуализации: Сборник научных трудов по материалам 4 Всероссийской научной тьюторской конференции. — М., 2011.
  6. Никандров Н. Д. Православные традиции: семья и школа в современной России / Н. Д. Никандров // Образование, 2005. — № 4. — С. 20–29.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, познавательный интерес, индивидуальная образовательная программа, общеобразовательная школа, оказание помощи, учебная деятельность, педагог, развитие учащихся, семейное образование, сопровождение школьника.


Задать вопрос