Одной из актуальных проблем современной архитектуры является сохранение и использование историко-культурного наследия. Одним из решений данной проблемы может служить организация тематических туристических маршрутов.
Ключевые слова: перечисляются ключевые слова. архитектура, основы устойчивого туризма, норвежский опыт, малые исторические города.
Одна из важнейших проблем современной архитектуры — это сохранение и максимальное использование историко-культурного наследия, природных ландшафтов. Данное направление успешно развивается в развитых странах. Актуальна эта проблема для Российской Федерации, поскольку она имеет особую историю развития и много объектов историко-культурного наследия. Одной из форм использования историко-культурного наследия и природных ландшафтов является организация туристических маршрутов.
В Российской федерации существует самый известный туристический маршрут — «Золотое кольцо», которому в 2017 году исполняется 50 лет. Этот термин, появившийся ввёл искусствовед и журналист Юрий Бычков. В «Советской культуре» он опубликовал очерки о городах Древней Руси, объединив их общим названием «Золотое кольцо». Серия маршрутов Золотого кольца проходит по городам, сохранившим уникальные памятники истории, культуру и ремёсла. Состав городов каждого тура меняется, но в основе — восемь главных. Однако, сам маршрут «Золотого кольца», а именно дорога от города до города, на сегодняшний день, не решена с точки зрения организации пространства и наполнения его архитектурными объектами.
В Норвегии имеются примеры удачного решения подобных комплексов. «Национальные туристические дороги» (National Tourist Routes) — проект Норвежского управления государственных дорог (Norwegian Public Roads Administration) по использованию существующей разветвленной дорожной сети как туристических маршрутов, по которым можно попасть в самые живописные районы Норвегии. [1] Для привлечения туристов дороги снабжаются инфраструктурой по проектам ведущих норвежских и зарубежных архитекторов, в том числе бюро «Снёхетта», Петера Цумтора, Сами Ринталы, Рейульфа Рамстада, Тодда Сондерса. Проект «Национальные туристические дороги» существует 20 лет. Авторы проекта решили соединить великолепные ландшафты Норвегии туристическими маршрутами. В результате было найдено 18 маршрутов, которые различаются между собой: одни идут по фьордам, другие — по горам, третьи позволяют полюбоваться водопадами, и так далее.
Главной задачей при строительстве и проектировании новых сооружений было сохранить существующий ландшафт и максимально использовать уже существующую дорожную сеть. Первые сооружения, которые были воплощены — маленькие смотровые площадки, но спустя несколько лет, начали возводить более эффектные постройки. В том числе крупные парковки, магазины сувениров, кафе.
Рис. 1. Тодд Сондерс. Смотровая площадка Стегайстен на маршруте Ауралан 2006. Фото © Kjetil Rolseth
Рис. 2. Сторсезандетский мост на маршруте «Атлантическая дорога», 1989. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen
Руководство «Национальных туристических дорог Норвегии», привлекает внимание архитекторов по всему миру, проводя открытые конкурсы и приглашая именитых архитекторов. Нотационный подход, выбранный за основу при проведении реконструкции, предполагает строительство контрастно противопоставляемых объектов при использовании современных принципов построения формы, современных строительных материалов, технологий и конструкций. Таким образом, современная архитектура, помещенная в ландшафт, контрастирует с окружающей средой, тем самым подчеркивая красоту природных ландшафтов.
Особое внимание уделяется вопросам экологии, особенно в нетронутой человеком природной среде. Норвежское законодательство в обязательном порядке требует от новых проектов «устойчивости», т. е. использование долговечных материалов или натурального дерева, минимального потребления энергии и отсутствия влияния на экологическую среду. Отличительной особенностью большинства объектов является возможность их легкой замены. Благодаря этому обеспечивается обновление архитектурных объектов на туристических маршрутах.
На сегодняшний день в Российской федерации, проектирование зданий и сооружений осуществляется на основе Архитектурно планировочного задания, выдаваемого органом местного самоуправления, в котором не затронуты вопросы качества самого архитектурно-художественного решения. Однако, принимаемые для осуществления композиционные решения застройки должны исходить из рационального природопользования, соответствия композиции исходным географическим и геологическим условиям с учетом их перспективной динамики, условий включения в застройку природных или искусственных ландшафтов, имеющейся энергоинформационной обстановки и ее динамики с учетом создаваемой застройки.
Существующие нормативные акты Российской Федерации не решают проблемы новой застройки в исторически сложившихся городских ансамблях, что приводит к утрате уникальной архитектурной среды, объектов культурного наследия.
Положительный опыт Норвегии возможно применить и к уже существующему в России туристическому маршруту — «Золотое кольцо». Дополнив самым маршруты новыми архитектурными объектами, подчеркивающими красоту природы и богатство ландшафтов: возвышенности, низменности, озера не только на территории самих объектов маршрута, но и по маршруту следования.
Литература:
- «Национальные туристические дороги» в Норвегии: новые объекты Code arkitektur и Петера Цумтора [Электронный ресурс] / Журнал «Speech»/ М., 2016 URL: https://archspeech.com/article/nacional-nye-turisticheskie-dorogi-v-norvegii-novye-ob-ekty-code-arkitektur-i-peter-cumtor (дата обращения 19.04.2019)
- Барабошина, Н. В. Малые города России: как остаться в истории [Электронный ресурс] / Н. В. Барабошина // Ярославский педагогический вестник, 2012. № 3. Том I (Гуманитарные науки).
- Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды. / М. Ю. Лимонад — МаВр-ГУЗ, 2012