В работе автором рассматриваются актуальные вопросы антикоррупционного законодательства России. Автор анализирует новеллы законодательства, а также указывает на проблемные вопросы антикоррупционного законодательства РФ.
Ключевые слова: антикоррупционное законодательство, коррупция, Россия.
Сегодня коррупция является проблемой, которая препятствует стабильному развитию государства. Коррупция, как общественное явление, имеет многогранный, многоплановый характер и тесно связано своей историей с появлением аппарата государственного управления. Следует отметить, что долгое время легального понятия коррупции в законодательстве России не существовало, научные трактовки данного понятия весьма разнообразны и различны.
На заседании Совета при президенте России по противодействию коррупции 26 января 2016 года Президент РФ [7] отметил, что в целом граждане хорошо оценивают антикоррупционную политику в стране, но принятых мер недостаточно. Свидетельством этому служит независимая экспертиза, которую ежегодно проводит международная организация Transparency International (далее — TI). По результатам исследования TI Россия по уровню коррупции занимает 131 место из 176 возможных, разделяя данную позицию с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной [12].
Данные факты говорят о низком уровне эффективности антикоррупционных мер, принимаемых в России, а также о централизации основных усилий на борьбе с коррупцией, а не на административно-правовой профилактике коррупционных проявлений.
Современное антикоррупционное законодательство России представлено федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства, Международными правовыми актами и законодательством субъектов Федерации, а именно (ФЗ «О противодействии коррупции» [4], ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [3], Национального плана противодействия коррупции и Национальной стратегии противодействия коррупции и др.).
Следует отметить, что Федеральный закон «О противодействии коррупции» написан в соответствии с требованиями международных антикоррупционных договоров, в которых участвует Россия. Ими являются: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [6] (ETS № 173) и Конвенция ООН против коррупции [1].
Основным направляющим антикоррупционного законодательства РФ являются: противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней.
Сама коррупция определяется путем перечисления примерных противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции — незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.
Среди предусмотренных мер по борьбе с коррупцией законодательство РФ закрепляет такие, как: устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение оплаты труда и соцгарантий государственным и муниципальным служащим; создание механизмов общественного контроля за работой органов власти; антикоррупционная пропаганда; обеспечение независимости СМИ; ужесточение требований к госслужащим и др. [11].
Рассмотрев теоретические вопросы антикоррупционного законодательства, перейдем к его проблемам и новеллам.
В настоящие время уголовная политика в сфере противодействия коррупции является неотъемлемой составной частью антикоррупционной политики России как целостной системы последовательных мер по ключевым направлениям противодействия коррупции [8].
В целях совершенствования законодательства по борьбе с коррупцией летом 2016 года был принят федеральный закон № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [2].
Новый закон ужесточает санкции за совершение таких преступлений, как «Получение взятки», «Дача взятки» и «Посредничество во взяточничестве».
Статьи 290, 291 УК РФ изложены в новой редакции, согласно которой признаются преступлениями случаи, когда деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера предоставляются не самому взяткополучателю, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу [5].
В статье 204 УК РФ «Коммерческий подкуп» законодательный орган указывает, что фактическим получателем предмета коммерческого подкупа может быть и иное физическое или юридическое лицо.
Также вводятся квалифицирующие признаки коммерческого подкупа: «Значительный размер», то есть размер предмета коммерческого подкупа, превышающий 25 тыс. рублей; «Крупный размер», то есть размер предмета коммерческого подкупа, превышающий 150 тыс. руб.; «Особо крупный размер», то есть размер предмета коммерческого подкупа, превышающий 1 млн. рублей. Изменяются и санкции за совершение деяний, предусмотренных ст. 204 УК РФ.
Одной из наиболее существенных новелл рассматриваемого закона является введение уголовной ответственности за посредничество в коммерческом подкупе, под которым понимается непосредственная передача предмета коммерческого подкупа, либо иное способствование в достижении или реализации соглашения (ст. 204.1 УК РФ).
Особо стоит отметить введение таких составов преступлений как мелкий коммерческий подкуп (ст. 204.2 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
По нашему мнению, введение в УК РФ составов преступлений, предусмотренных ст. 204.2, 291.2 УК РФ является главной заслугой данного закона. Так, по мнению И. Н. Куксина и М. В. Мархгейм появление данных составов стоит расценивать исключительно как положительный момент в Российском уголовном законодательстве [9].
В заключение необходимо отметить, что проанализированные изменения уголовного законодательства направлены на дифференциацию уголовной ответственности за коррупционные преступления, а также на достижение целей наказания в отношении лиц, их совершивших.
Следует отметить, что коррупционные действия носят латентный характер, поэтому правоохранительным органам и органам исполнительной власти тяжело ее вычислить. Также исследованный упор многих авторы и аналитики делается на верхушечную коррупцию, но явно недооценивается низовая коррупция. Закон о контроле за расходами чиновников и соотнесении их с реальным заработком, при всей его значимости, касается ограниченного круга лиц. В то время как коррупционные схемы формируются значительно ниже, там, где выделяются квоты и лицензируется деятельность, оказываются услуги в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства [10]. Еще интересен тот факт, что в стране началась активная борьба с коррупционерами, а порядок, который создает условия для воровства, не меняется.
Корни проблемы политики в России лежат прежде всего в экономики. Процесс коррупции начался с разгосударствления собственности. В этот период времени государство не просто отмалчивалось, а являлось источником криминальной приватизации. Таким образом, бюрократии и бизнес слилось в одно целое, что и повлияло на смыкание государственной власти с криминальным бизнесом.
Литература:
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года) // http://www.un.org (дата обращения 27.01.2018).
- Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета, № 149, 08.07.2016.
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 21.10.2013) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета, № 133, 22.07.2009.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // Российская газета, № 266, 30.12.2008.
- Фетисов Д. И., Шимбарева Н. Г. Новеллы антикоррупционного уголовного законодательства РФ // Юридический факт. 2017. № 6 (6). С. 56–59.
- Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999) // Собрание законодательства РФ, 18.05.2009, № 20, ст. 2394.
- Заседание Совета по противодействию коррупции 26 января 2016 // http://kremlin.ru/events/president/news/51207 (дата обращения 27.01.2018).
- Кашепов В. П., Кошаева Т. О. Криминализация — инструмент уголовно-правового воздействия на коррупционную преступность // Коррупция: природа, проявления, противодействие / Отв. ред. академик РАН Т. Я. Хабриева. М.: ИД «Юриспруденция», 2012. С. 170.
- Куксин И. Н., Мархгейм М. В. Системной коррупции — системный отпор: на пути к реализации// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016. № 8 (75)
- Магомадов Н. С. Коррупция в современном российском обществе: состояние и борьба с ней // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 497–499.
- Миронова О. А. Антикоррупционное законодательство РФ // Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов крымского федерального округа к законодательству Российской Федерации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к годовщине вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации. Краснодарский университет МВД России Крымский филиал. 2015. С. 452–460.
- Статистика Transparency International // https://www.transparency.org/ (дата обращения 27.01.2018).