В данной статье речь ведется о композиционном строении, эмоциональном влиянии и действенности монологов в живой речи, считающимися самыми важными средствами сценической речи, рассматривается разнообразие их в процессе исполнения. Даются методические рекомендации по улучшению работы над монологами.
Ключевые слова: легенда, миф, проза, поэтика, драма, эпос, поэма, внутренний и внешний монологи, монологическая речь, заратуштра.
Вот уже в течение нескольких веков из уст в уста переходят, как бесценное наследие рассказы, легенды, мифы, сказания и поэмы, рассказывающие о богатой истории нашего народа. В таких поэтических произведениях жизненные условия, традиции, вера, преданность и любовь к своей стране проявляются не как художественная выдумка, а наоборот они стали основой благодаря отраженным в них добрым делам, героизму ратному труду, совместному старанию нашего славного народа.
Ознакомившись с такими историческими произведениями, где созданы герои как Ширак из рода саков, который один одолел целое войско Иранского шаха Доро II и сам погиб, мать массагетов Томарис, освободившая своего сына и народа от ига кровопийцы Кира, трагическая смерть Спитамена, который боролся против ига Македонского, можно сделать вывод о том, что они стали символами героизма, преданности, стойкости, непоколебимости. Но есть и такие герои произведений, которые были безразличны к судьбе своего народа, что вызывает сожаление, хотя все эти произведения и их герои заставляют читателя задумываться над проблемами жизни, мыслить.
В литературных произведениях глубокое раздумье этих героев дается с помощью такого литературного приема, как монолог. Понятие «монолог» с греческого слова «logos» означает речь одного героя произведения. Психологическая речь героя, как правило, составляет основу художественного произведения. События произведения разворачиваются вокруг него.
Сюжет, события художественного произведения раскрывается в диалогах, а в монологах выражаются внутренние переживания, душевный трепет, волнения героя, этот процесс считается самораскрытием персонажа.
Эти волнующие переживания чаще всего выражаются глубоким чувственным драматизмом в больших и маленьких монологах. Если монолог интересен, даже если он длинный, зритель с удовольствием слушает его и понимает смысл этого текста, и призывает его сочувствовать герою. Поэтому именно монолог является основной направляющей силой художественного произведения, то есть важное место занимает психологическая речь героя в усилении драматического состояния, переживаемого персонажем.
Студенты Государственного института искусств и культуры Узбекистана в течение трех лет систематически изучают предмет «Сценическая речь», поэтапно усваивают работу над художественным словом, в результате чего они могут исполнять монологи, богатые противоречиями и творческими изменениями. Такие монологи встречаются в драмах, написанных для сцены.
В других художественных произведениях также встречаются монологи, направленные себе и к другим персонажам, они также проанализированы и интерпретированы в научных исследованиях. Определены их своеобразные черты.
Исходя из исторического возникновения и развития монолога их можно разделить на следующие виды:
Монологи, применяемые в драматических произведениях, написанных для сцены, в них герой рассказывает зрителю о трудностях, безвыходных положениях, безнадежности и отчаянии, с которыми он столкнулся, и призывает их сочувствовать его состоянию. Монолог является логической составной частью драматического произведения, основной частью, которая дает возможность разрешить все проблемы.
Без монолога героя невозможно представить себе сценического произведения, глубоко содержательные, малые по размеру, монологи являются основным критерием содержательности драматического произведения.
Острый сюжет, сложный драматизм отражаются в монологе основного героя, при этом вводная часть произведения начинается со страстного монолога героя. Этот процесс быстро развивается, и ведет героя к завершению событий, которые составляют основу сценического произведения. Монологи, применяемые для этой цели, служат завязкой сценического произведения.
Монологи, применяемые в середине сценического произведения, становятся опорный точкой для кульминации произведения. Во многих произведениях монологи применяются именно для этих целей. А также монологи героев служат как завершающая часть в изображении славных побед, целей и идей, составляющих основу сценического произведения.
Монологическая речь героев в прозаических и поэтических произведениях. Подобная речь появилась на основе народно-поэтических произведений. Монологическая речь состояла из мужественных обращений к окружающим или к врагам героев художественных произведений исторически-боевого духа. Речи основных центральных героев легенд, повестей, поэм без причин не появляются, им дают толчок различные притеснение, попирание национальных и вековых традиций, они становятся причиной появления народных героев, которые восстанут против этого зла.
Герой как честный, любящий народ человек, своей эмоциональной речью (монологом) ведет за собой народную массу, масса доверяет ему и воодушевляется. Соотношение боевой подготовки и действенной речи всегда обеспечивали победу над любым врагом. Поэтому монологическая речь имеет точный смысл, обосновывающийся действенными фактами, излагающейся на основе определенного плана. Монологическая речь обогащается сравнительно короткими предложениями, имеющими эмоциональную силу влияния.
Заратуштра призывает к следующему: «Доброе намерение, доброе слово, доброе дело — это великая философия, которую я осознал. Эй, люди, желающие осуществить доброе дело! Забудьте гнев, ведите себя достойно и терпеливо перед невежеством!» Этим призывом он наставляет быть преданными друг-другу, перебороть все зло своей добротой, благосклонностью, высшим счастьем является победить зло с помощью доброй мысли и добрым делом. Эти слова Заратуштры, взятые из произведения «Авеста» не отражают боевую речь, направленную на врага, поэтому появляется вопрос: могут ли быть примером эти слова монологической речи? Ответ таков: в речи возвеличиваются высшие ценности, отображается результат отрицательных поступков, которые приводят к негативным суматохам, и строки, воспевающие светлое будущее, могут стать примером монологической речи.
Заратуштра призывает своих родственников объединиться во имя единой цели, удерживать себя от проявления таких отрицательных качеств, как гнев, ярость, злоба, чёрствость. Они учат быть человеком добрым, терпеливым и сильным. Слова и дела человека, в душе которого занимают место добрые намерения, занимают важное место и составляют основу человеческой философии.
Монолог может исполнять молодой парень, мудрый старец, опытный полководец, смелая женщина. Горькие и жестокие удары внешней среды становятся причиной появления на страницах истории легенд, овеянных героизмом и стойкостью или возмущением в душе людей, в том числе, ограбление народов массагета иранским шахом, кровопийцей Киром, захват им земель массагетов, хитростью взятие в плен Спарангиса — сына Томарис и другие моральные удары, завершаются местью царицы Томарис.
Повествователь точно и кратко рассказывает сюжет этой печальной героической повести, художественно разнообразно изображает средство выражения, передает волнения участников, изъясняет общие детали художественного состояния, которые вводят зрителя в эту атмосферу.
Основная суть легенды перенесена на монологическую речь главного героя, и все внимание приковывается к этой речи: «Эй, хвастливый царь из Мидии! Эй, кровопивец Кир, не хвались своими грязными делами. Ты одолел моего сына не в честном бою, ты поймал его хитростью, напоив хмельным напитком… Теперь слушай меня … Отдай мне моего сына, и уходи на свою землю, и хвались там тем что ты захватил лишь одну третью часть войска массагетов. Если не согласишься, клянусь богом-Солнца, я тебя досыта напою твоей же кровью.
Эй, трусливый подлец, я тебя победил в честном бою, но ты хитростью заманил моего сына и разлучил меня с ним. Ты всю жизнь хотел насытиться кровью, я сдержу свою клятву, тебя досыта напою кровью. Только так можно наказать завоевателей чужой земли!» Эта героическая речь Томарис, направленная к Киру, и составляет основу всей легенды. Данной речью она не пугала своего врага, не преследовала цели этими звучными словами не просто выгнать своего врага из своей земли, а она хотела, чтобы враг, услышав ее речь, подумал, что нельзя проливать лишнюю кровь и ушел, чтобы другие матери обеих сторон не лишались своих сыновей. Этим он предупреждает, что злодеяния Кира не останутся безнаказанными. Зритель хорошо понимает, что эти слова скорее всего были клятвами. Поэтому в течение многих веков потомки матери Томарис не забывают ее слова, звучащие в наших ушах как монологическая речь и перед нашими глазами, предстает героический облик женщины.
Студент, который занимается исполнением художественного слова, должен усвоить монолог и монологическую речь. Монолог выполняет функции выражения своих мыслей по поводу внутренних переживаний, мучений, активного отношения происходящим, управления своими переживаниями, расширения объекта влияния, стремления к своей цели. Усвоив своеобразные черты монолога, студент может достичь желаемого результата в исполнении роли.
Назидательные слова, отражающие целую жизнь известных личностей. Существуют еще такие монологи, которые существенно отличаются от монологов драматических, прозаических и поэтических произведений, исполнительская интерпретация их также изучаются на уровне монолога и представляются зрителю. Подобные монологи обогащаются художественными вымыслами на основе легенд и мифов, однако авторы художественную ценность таких произведений обогащают историческими фактами и материалами.
Исполнение подобных произведений в речи, позволяет излагать целый жизненный путь известного человека, который передается героем как рассказ. Факторы, являющиеся причиной рассказа героем о своей болезненной истории, объединяют в единое целое образ и исполнителя, призывают чувствовать как единое целое внутренний и внешний мир героя.
Читателя не могут оставить безразличными рассказы о несладкой жизни великих полководцев, жизни и творчестве царей и поэтов, ученых и мудрецов, где отражены их тернистый путь, испытания, жизненные сложности. Многие их монологи дошли до нас как поэтическое произведение, и они звучат как обращение, наставление, нравоучение потомкам.
Народный поэт Узбекистана Сирожиддин Сайид в своем стихотворном рассказе «Слово Захириддина Мухаммада Бабура» рассказывает о нелегком детсве Бабура — о том, что после смерти отца Умаршайха Мирзо молодой Бобур Мирзо сел на трон, об управлении государством, о дворцовых предательствах, о скитаниях в чужих странах, о тоске по родине. Это произведение написано не для сцены, оно не является частью драмы, оно является стихотворным монологом, маленьким произведением, имеющим свой композиционный строй. Этот стихотворный монолог студент анализирует и изучает на основе исполнительских закономерностей. На художественных, культурно-просветительских мероприятиях местного и Республиканского масштаба он может исполнить роль Захириддина Мухаммада Бабура, как сценический эпизод представить зрителю. Работа над такими стихотворными монологами не только расширяет художественный кругозор исполнителя, но и расширяет круг зрителей.
Анализируя живую речь героев в произведениях, можно заключить, что студент, работая над монологами, готовит себя к полноценному исполнению более важных в его жизни последующих ролей. Каждый монолог имеет свое место, свою аудиторию, поэтому студент с усердием должен усвоить каждый монолог отдельно, и должен обеспечить целостность в своем исполнении. Прежде, чем начать работу над произведением, студенту нужно ознакомиться с целым произведением, его художественным уровнем, выявить те стороны и мотивы, которые он хочет высказать зрителю. Он должен находиться в постоянном поиске для того, чтобы мастерски исполнить монолог — и все это должно стать высшей целью студента, лишь в этом случае можно надеяться на то, что он достигнет больших профессиональных высот.
Литература:
- Бартоу А. Актёрское мастерство: американская школа. — М.: Нью-Йорк. Cinemotion. 2015. — 406 стр.
- Сундукова В. Н. Элементы системы К. С. Станиславского. — Т. УМЭД, 2010. — 56 стр.