На сегодняшний день такие субъекты инновационной деятельности, как интернет-ритейлеры нуждаются в методическом обеспечении, чтобы можно было целенаправленно управлять инновационно-технологическим развитием. Каждой организации необходимо иметь чётко сформулированные рекомендации по управлению [3].
В данной статье представлена разработка методики управления инновационно-технологическим развитием организации с рекомендациями.
Ключевые слова: инновации, инновационная деятельность, методика, управление инновационно-технологическим развитием.
Методика управления инновационно-технологическим развитием должна включать перечень и описание работ и документов, которые необходимы для управления инновационно-технологическим развитием и должна основываться на таких элементах, как системность, единство всех элементов и целостность [1].
Целью разработки методики является руководство по управлению инновационно-технологическим развитием в международных организациях.
Отсюда задачами разработки методики будут:
– Определение содержания работ и их последовательности по организации инновационной деятельности в организации;
– Формирование стратегии управления инновационно-технологическим развитием;
– Разработка, соответствующей организационной структуры, которая обеспечит координацию деятельности всех служб организации по вопросам управления инновационно-технологическим развитием;
– Формирование методических рекомендаций по определённым аспектам управления инновационно-технологическим развитием организации;
– Обеспечение системности и целостности инновационной деятельности организации.
Данная методика должна включать в себя следующие элементы: в методических рекомендациях необходимо отметить понятие «инновация», «инновационная деятельность» с позиции государственного регулирования, так и с позиции самой организации.
Необходимыми документами, которые определяют управление инновационно-технологическим развитием организации являются [5]:
– Положение о инновационно-технологическом развитии, где прописаны будут цели, задачи, направления развития организации;
– Стратегия инновационно-технологического развития;
– Положения о подразделениях, которые отвечают за инновационно-технологическое развитие;
– Проекты и программы инновационно-технологического развития.
Таким образом предложена следующая методика управления инновационно-технологическим развитием:
- Определение и формулировка миссии и целей управления инновационно-технологическим развитием. На данном этапе разработка любого стратегического направления развития начинается с определения миссии. Миссия — это главная цель организации. Видение и формулировку миссии должно осуществлять высшее руководство организации
Миссия должна содержать информацию о принципах и целях работы, о рынках, на которых работает организация, о том, что будет вызывать доверие как у поставщиков, так и клиентов и потребителей.
Формулировка миссии должна отражать 3 компонента [2]:
– Что организация будет производить;
– Для кого предназначена продукция;
– С помощью каких технологий потребности будут удовлетворяться.
Цель организации — это конечный желаемый результат. Цели определяются для осуществления миссии организации. Реализация стратегии управления инновационно-технологическим развитием должна начинаться с формулировки общих целей организации. Цели должны быть измеримы и иметь срок достижения [6].
- Стратегический анализ. На данном этапе происходит анализ внутренней и внешней среды, анализ рисков, оказывающих влияние на инновационно-технологическое развитие, оценка инновационного потенциала.
Внешнюю среду следует проанализировать с точки зрения влияния на нее таких элементов, как рынки, конкуренты, потребители, провести оценку инновационного климата [4]. Необходимо определить риски внешней среды (политические, экономические, социальные, природные и др.).
Внутреннюю среду необходимо проанализировать через совокупность таких средств, как финансовый анализ, анализ персонала, анализ НИОКР, инновационного потенциала организации, а также анализ системы управления инновационным развитием. Рассмотреть внутренние риски (производственные, технологические, экономические и др.)
В конце необходимо воспользоваться методом Swot анализ, который помогает рассмотреть сильные, слабые стороны, а также угрозы и возможности организации. Данный анализ поможет выявить слабые стороны организации и применить их к стратегии управления инновационно-технологическим развитием для усиления данных позиций.
- Определение стратегического направления развития на основе проведённого анализа внешней и внутренней среды
- Реализация стратегии. На данном этапе происходит принятие управленческих решений и осуществление стратегических действий. Здесь же необходимо разработать программы и планы с указанием мероприятий, целей, сроков, а также ответственных за каждый план или программу лиц.
- Оценка эффективности процесса реализации.
Таким образом в данной статье была представлена методика (руководство) по управлению инновационно-технологическим развитием в организациях.
Литература:
- Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер; пер. с англ. М. Котельниковой. — М.: ФАЙР-ПРЕСС, 1998.-288 с.
- Ендовицкий Д. А. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта / Д. А. Ендовицкий, С Н Коменденко. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 272 с.
- Гареева Н. А. Инновационно-технологическое развитие предприятия: оценка и перспективы // Креативная экономика. — 2017. — Том 10. — № 6. — с. 651–674.
- Морозова Д. И. Современные подходы к инновационному развитию: моногр /. Н.Новгород: Изд-во ВВАГС, 2016. 160 с. URL: http://gmanagement.ru/index.php/ru/arxiv/08–2016r/337-morozova-082016 — (дата обращения: 20.02.2019)
- Елецких Г. Г. Технологические инновации как фактор повышения конкурентоспособности организации // Вопросы инновационной экономики. — 2017. — Том 2. — № 1. — с. 3–10.
- Карпова В. Б. Инновационные процессы, как фактор роста конкурентоспособности предприятия: проблема управления // Инновации. 2018. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-sreda-kak-obekt-sotsiologii-innovatiki-problema-upravleniya (дата обращения: 25.02.2019).