Платон против Гомера в «Битве за Грецию»: сравнительный анализ социально-философских воззрений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 26.05.2019

Статья просмотрена: 982 раза

Библиографическое описание:

Глущенко, Е. С. Платон против Гомера в «Битве за Грецию»: сравнительный анализ социально-философских воззрений / Е. С. Глущенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 580-583. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59493/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проводится анализ основных положений социально философских взглядов и концепций Гомера и Платона. Отметается, что главное сражение за умы греков произошло в IV веке до. н. э. в Афинах, когда Платон описал «идеальное государство». Указывается, что Платон выступал против поэтического восприятия гомеровской Греции, таким образом обосновывается вывод о историческом переходе мировоззрения от «мифа к логосу».

Ключевые слова: Древняя Греция, Гомер, миф, «Илиада», Платон, государство, философия, критика.

The greatest battle for Greece took place in the IV century before. A.D. in Athens, it was a battle for the minds of the Greeks. Plato wanted to remake Homeric Greece in his own image. Plato's hypocrisy against poetry is his method, the «Ideal state» his response to Homer and the Greece he created.

Keywords: ancient Greece, Homer, myth, Iliad, Plato, state, philosophy, criticism.

«Илиада» Гомера, написанная за 1000 лет до нашей эры, представляет собой историю Троянской войны. Поэма считается «эпической», но для древних греков она была историей народа. Работа Гомера настолько отражала менталитет греков, что они основывали на этом произведении свой образ жизни, свои мировоззренческие приоритеты и даже свою философию. Древняя Греция была создана Гомером. Это та самая Греция, в которой жил Платон и его наставник Сократ. Платон увидел, силу оказываемого влияния Гомера на людей, и осознал недостатки в гомеровской философии. Идеальное государство Платона было во многом ответом Гомеру и созданной им Греции: Платон хотел переделать Грецию по своему представлению о социальной жизни древних греков.

Чтобы понять противоречивость между социально-философскими воззрениями Гомера и Платона по отношению к Греции, нужно сначала понять, на что была похожа Греция по писаниям Гомера. «Илиада» — это история нескольких дней боев во время Троянской войны. Общеизвестно, что поводом к началу Троянской войны стала Елена (она была самой красивой женщиной в мире), хотя к концу книги даже некоторые воины задаются вопросом, зачем они сражаются? Гомеровские герои вдохновляли греков долгие века. Греческий герой был храбрым, не боялся умереть, храбрым (даже в борьбе против богов), он был сильным и уважаемым, честь, мужество была высшей ценностью и добродетелью для героя [1].

Гомеровский «герой» противопоставлен тому, кому не хватает таких героических качеств. Но героями «Илиады» любуются не только потому, что они герои, но и потому, что у них отсутствуют такие качества как — позор (а стыд хуже смерти!). Герой — это тот, кто сражается до самой смерти и приветствует смерть с мечом в руках, трус предпочел бы потерять свою честь и спасти свою жизнь. Характерные качества, которые превозносятся в «Илиаде», — это те качества, которые греки высоко ценят, а те, которые унижены в «Илиаде», осуждаются греками.

Огромное влияние, которое оказал Гомер, лучше всего видно, пожалуй, во всех других работах Платона: очень немногие из них не упоминают Гомера хотя бы один раз. Это потому, что Гомер вызвал отклик у греков, и Платон знал, что его успех будет зависеть от его позиции по отношению к Гомеру. Платон не пренебрегал Гомером, на самом деле во многих своих произведениях он упоминает поэта и во многом с ним соглашается. Хотя в своей работе «Государство», Платон ясно дает понять, что «Илиада» произведение, которое сформировало Древнюю Грецию, и которое пришло время заменить.

Критика Платона поэзии как жанра ясно прослеживается в «Государстве», очень легко сказать, что Платон не имеет отношения к Гомеру, за исключением того, что он критикует жанр поэзии в целом. Но если присмотреться повнимательнее, мы можем увидеть, что Платон направляет свои атаки непосредственно на Гомера. Так в Книге II («Государство») Сократ объясняет, что детям во вновь образованной республике нельзя лгать о богах. Он продолжает объяснять, что ссоры, ложь и изменение формы, которые Гомер изображает в богах, не могут быть правдой и не должны преподаваться. Далее он говорит, что «… бог в целом прост и правдив в делах и речи, и он сам не меняет и не обманывает других иллюзиями, речами или посылкой знаков ни в бодрствовании, ни во сне» [2, с. 144].

Чтобы осознать, что Платон имеет в виду именно Гомера, необходимо взглянуть на более широкий контекст работы «Государство».

Первая строка книги такова: «Вчера я ходил в Пирей…» [2, с. 79]. Странная формулировка этого предложения происходит из другого гомеровского эпоса «Одиссея», в котором Одиссей спускается в ад [3]. В этом же смысле Сократ в этом платоновском диалоге спускается в «Аид» Афин, говоря метафорически в отношении интеллектуального состояния тех, с кем он будет вести диалог. Тот факт, что эта линия часто используется в одной из книг Гомера, вполне может указывать на то, что он спускается в эту гомеровскую Грецию, надеясь спасти некоторых от ее влияния.

«Спуск» не имеет полного смысла до Книги VII («Государство»), когда Платон объясняет аллегорию пещеры. Пример пещеры довольно прост, но его последствия звучат всюду по всей книге. Аллегория начинается с заключенных, которые связаны в пещере головой, прикрепленной к задней стене. За входом находится огонь, который отбрасывает тени на стену, с которой сталкиваются. Заключенные, убеждены, что происходящее действительно происходит перед ними, а не снаружи. Даже звуки, которые они слышат, они интерпретируют как идущие от стены пещеры. Смысл здесь в том, что те, кто находятся в пещере, воспринимают ложную реальность, которая, по их мнению, является истинной. В конце концов, один из заключенных в пещере освобождается и посещает внешний мир, он сначала очень поражен всем, что видит, в конце концов, он осознает, что это истинная реальность, и начинает ценить ее. Однако, когда он возвращается, чтобы рассказать своим друзьям об истинном мире, они начинают смеяться над ним, и призывают его вернуться к единственной реальности, которую они когда-либо знали.

Хотя эта аллегория имеет последствия для метафизики Платона и социально-политического строя, который он надеется создать, афиняне, несомненно, обвиняют его в том, что их нынешняя «гомеровская Греция» не является истинной реальностью. Поскольку книга начинается со ссылки на Гомера и со спуска в Аид, не так уж и сложно понять, что спуск в эту Грецию совершил сам Гомер. Именно через этот объектив следует интерпретировать комментарии Сократа в отношении поэзии, поскольку они направлены в большей степени на Гомера, чем на жанр в целом. Это не отменяет того факта, что Платон критикует поэзию и призывает от неё отказаться.

Платон, не имел в виду (буквально) всего, что он писал о поэзии. В Книге X («Государство») показана самая агрессивная атака Платона на поэзию. Платон видит каждый шаг, удаленный от «идеи» вещи, деградацию этой идеи. Итак, у мастера есть идея стола, он его строит, этот стол теперь не совсем тот стол, который он воспринимал (представлял), а примерный. Затем приходит художник и рисует стол, это еще один шаг от того, что Платон считал бы самым чистым смыслом стола. Он также говорит, что чем дальше человек продвигается по цепочке, тем менее и менее значимым человек занимается. Та же проблема с поэзией. Поэт, в некотором смысле, художник, которой настолько далек от того, о чем пишет, что на самом деле наносит вред своим читателям, говоря авторитетно о вещах, в которых он не обучен. В результате получается обман: «Например: художник нарисует сапожника, плотника или любого другого художника, хотя он ничего не знает об их искусстве; и, если он хороший художник, он сможет обманывать детей или простых людей, когда он показывает им свою картину плотника на расстоянии, и они будут воображать, что смотрят на настоящего плотника» [2, с. 393].

Важно помнить, что Платон использовал «искусство» или «поэзию» так, чтобы они охватывали весь спектр художественной литературы. Платон был философом, и его работа была, в значительной степени идеалистической рефлексией. С этого момента можно считать, что Платон в критике использует свой субъективный опыт. Он осуждает ту самую среду, которую сам же и использует, или надо полагать, что он не имеет в виду именно то, что говорит о художественной литературе. Как видно, Платон не против художественной литературы в целом, а скорее против тех, кто пишет авторитетно по темам, которыми они не владеют. Это также может указывать на то, что Платон чувствовал, что у него было достаточно знаний, чтобы говорить с авторитетом по темам, которые он рассматривал в «Государстве».

Очевидно, что Платон пытался покончить с гомеровскими идеалами, которые пронизывали Афины, но что именно он стремился поставить на их место? Подобно тому, как Гомер стремился поставить себя в центр греческих идеалов, так и Платон пытается показать Греции, что философия и созерцание — единственный верный способ управлять городом. Платон стремится видеть города, управляемые государями-философами, которые единственные способны управлять городом, основываясь на их непоколебимой оценке того, что хорошо, а что плохо.

Намерения Гомера, если вы посмотрите на «Илиаду», не являются очевидными, сложно сказать, что он продвигает себя, хотя на деле может быть и так. С другой стороны, Платон без проблем объясняет, что в его городе такие люди, как он, будут руководить. В государстве Платона правят философы.

Платон считает, что философы — единственные, кто способен управлять городом, потому что их любовь направлена на мудрость. Политики и правители, которые существуют в Афинах, согласно Платону, не ориентируются на то, что является правдой, а скорее на прихоть мнений. Из-за этого они склонны колебаться от понятия к понятию и вести дела государственные плохо. Философы, с другой стороны, твердо придерживаются своих желаний — непоколебимой мудрости, которая всегда способна править городами справедливо и эффективно.

Эта идея «государя-философа», является центральной, она находится в самом центре книги и окружена поддерживающими аргументами с обеих сторон. До этого момента Платон демонстрирует философскую силу в создании и поддержании города, которым правит справедливость, наряду с кратким нападением на гомеровские идеологии, пронизывающие Афины. После середины книги Платон подробно описывает различные типы правительств (те, которые работают, и те, которые не работают) и заключительную атаку на Гомера и поэтов.

Вскоре после Платона, Аристотель (в «Никомаховой этике») писал о том, как достичь истинного счастья — по его словам, философия — единственный путь. Он пишет: «Кажется, что у философии есть удовольствия, которые прекрасны своей чистотой и стабильностью» [4, с. 78]. Это соответствует его утверждению о том, что каким бы ни был источник счастья, он должен быть как чистым, так и неизменным. Что касается самодостаточности, Аристотель утверждает, что «созерцание, по-видимому, является единственной деятельностью, которую любят ради себя» [4, с. 81]. Вывод из этики заключается в том, что единственные люди, которые по-настоящему счастливы, это те, кто направляет свою энергию на созерцание.

Спустя две тысячи лет после Платона и Аристотеля Ницше написал книгу «За гранью добра и зла», в которой он предлагает философскую элиту, которая правит миром. Не исключено, что философы (которые, как известно, не получили лучшего общественного признания) хотели бы улучшить свое положение. Тем не менее, тот факт, что это наследие философов, пытающихся претендовать на своё, место под солнцем, является свидетельством работы Платона «Государство».

Это очень значимая концепция, которую следует учитывать в христианском мировоззрении. Везде, в каждом поколении есть те, кто пытается определить людей, (указать им на их место в жизни) некоторые более открыто, некоторые менее.

Платон был мудрым и явно не мог быть слишком резким с почитаемым поэтом Гомером. В то же время Платон очень серьезно относится к удалению гомеровских идеологий и замене их своими. Платон понимал, что поэзия ведет к хаосу и будоражит умы. Такая концепция чрезвычайно важна для понимания «Государства».

Если мы оценим намерения Платона по отношению к Гомеру, мы увидим, что Платон не является строгим защитником анти-искусства, скорее он был человеком с определенной миссией, намеревающийся определить свою культуру.

Платон во многом достиг своей цели определения будущего Греции. Без сомнения Гомер написал знаменитейший эпос о древней Греции, но на сегодняшний день его слова очень смутно волнуют большинство современных читателей. При этом Платон не только написал книгу, которая навсегда изменила Грецию, но и определил следующие два столетия философской мысли. Его стремления к городу, справедливо управляемому государями-философами, так и не были полностью реализованы, но за годы, прошедшие с тех пор, идеи «Идеального Государства» Платона по-прежнему живы и находят отклик в умах людей.

Литература:

  1. Гомер Илиада. СПб: Наука, 2008. 574 с.
  2. Платон Собрание сочинений в 4 т. Т.3. М.: Мысль, 1994. 654 с.
  3. Гомер Одиссея. М.: Эксмо, 2018. 480 с.
  4. Аристотель Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. 830 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Гомера, Греция, Афины, древняя Греция, книга, Троянская война, художественная литература, гомеровская Греция, истинная реальность, самое дело.


Ключевые слова

государство, миф, Древняя Греция, философия, платон, критика, Гомер, «Илиада»

Похожие статьи

Проблема «антропологической катастрофы» и пути выхода из нее

В статье описывается ситуация «антропологической катастрофы». Автор предлагает для выхода из этой кризисной ситуации сопоставить западную и восточную философские традиции, на примере двух выдающихся мыслителей Авиценны и Гегеля, с целью поиска единых...

Модель организации поместного хозяйства в трактате Ксенофонта «Домострой»

В период кризиса полиса в значительной мере изменился подход к управлению домашним хозяйством. Своё отображение изменения нашли в трактате Ксенофонта «Домострой», который содержит важные сведения о роли хозяина и хозяйки в доме, культуре возделывания...

Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, испо...

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

К вопросу об образах власти в эпоху «каролингского ренессанса»

В статье рассматривается проблема трансформации образов власти в литературе «каролингского ренессанса». Автор изучает эволюцию представлений о светской власти в контексте социально-политических изменений, происходивших в конце VIII-X веков во франкск...

Орел против Чудовища: к изучению основного мифа меотов

В статье автор рассматривает сцену, представленную на пластине из меотского (синдского) захоронения V в. до н. э. Удалось доказать, что здесь изображен сюжет основного мифа индоевропейцев: бог-громовержец победил хтонического бога в их противостоянии...

Похожие статьи

Проблема «антропологической катастрофы» и пути выхода из нее

В статье описывается ситуация «антропологической катастрофы». Автор предлагает для выхода из этой кризисной ситуации сопоставить западную и восточную философские традиции, на примере двух выдающихся мыслителей Авиценны и Гегеля, с целью поиска единых...

Модель организации поместного хозяйства в трактате Ксенофонта «Домострой»

В период кризиса полиса в значительной мере изменился подход к управлению домашним хозяйством. Своё отображение изменения нашли в трактате Ксенофонта «Домострой», который содержит важные сведения о роли хозяина и хозяйки в доме, культуре возделывания...

Традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского»

В статье рассматриваются традиции житийной литературы в повести Л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Отмечается связь произведения с житиями на жанровом, идейно-образном, композиционном уровнях. Автор приходит к выводу о том, что писатель, испо...

Деконструкция древнегреческой трагедии в романе «Тайная история» Д. Тартт

В статье исследуется влияние античной культуры на сюжет и композицию романа «Тайная история» Донны Тартт. Писательница активно использует античный код, переосмысляя сюжет древнегреческих трагедий. Восприятие античной культуры проявляется через повест...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Русская романтическая поэзия первой половины XIX века

Статья посвящена описанию роли теме, «Тема поэта и поэзии в творчестве В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова». Эти три русских поэта принадлежат первой трети XIX века. Обзорные главы по ним располагаются в учебниках, энциклопедиях один з...

«Мениппова сатира» в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова признан одним из величайших литературных произведений XX века. Роман характеризуется глубоким философским смыслом, сложной иерархической структурой образов, уникальным мифологическим текстом. ...

Женские образы в романе «Война и мир» в аспекте экофеминистской литературной критики

Предмет статьи составляют отношения между женщинами и природой, женщинами и мужчинами, мужчинами и природой в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Рассматриваются женские образы в романе, выявляется тесная связь между женщинами и природой в свете эко...

К вопросу об образах власти в эпоху «каролингского ренессанса»

В статье рассматривается проблема трансформации образов власти в литературе «каролингского ренессанса». Автор изучает эволюцию представлений о светской власти в контексте социально-политических изменений, происходивших в конце VIII-X веков во франкск...

Орел против Чудовища: к изучению основного мифа меотов

В статье автор рассматривает сцену, представленную на пластине из меотского (синдского) захоронения V в. до н. э. Удалось доказать, что здесь изображен сюжет основного мифа индоевропейцев: бог-громовержец победил хтонического бога в их противостоянии...

Задать вопрос