В статье рассматривается понятие экономической безопасности страны. Исследуется ее внутренняя структура, а также угрожающие ей факторы. Выделяются принципы формирования экономической безопасности в Российской Федерации в современных условиях.
Ключевые слова: экономическая безопасность, валовой внутренний продукт, экономическая независимость, импортозамещение, научно-технический потенциал.
Под экономической безопасностью страны понимается такое состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз, при котором вероятность реализации пессимистического сценария минимальна.
Внутренняя структура экономической безопасности страны состоит из трех взаимосвязанных компонентов, таких как:
– стабильность и постоянство национальной экономики, что предполагает защиту имущества, создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, принятие мер для ликвидации коррупции, сокращение разрыва между богатыми и бедными слоями населения и т. д.
– экономическая независимость, на усиление которой непосредственно влияет импортозамещения. Однако в современных условиях мирового хозяйствования и международного разделения труда этот компонент не носит абсолютного характера из-за взаимозависимости национальных экономик. Достижение экономической независимости возможно за счет повышения конкурентоспособности продукции и, как следствие, укрепление позиций на международном рынке.
– способность к прогрессу и саморазвитию. Данный компонент находит свое отражение в создании благоприятного климата для инвестиций; политики, направленной на повышение уровня образования населения, который в свою очередь, влияет на количество инноваций в стране.
Таким образом, для успешной политики формирования экономической безопасности должна быть основана на трех принципах: независимость, стабильность экономики страны и устойчивые темпы её роста.
Соответственно, все факторы, влияющие на любой из трех компонентов, имеют воздействие на уровень экономической безопасности.
Применительно к России можно выделить следующие наиболее актуальные угрозы экономической безопасности:
– большая зависимость от экспорта нефтегазопродуктов (54 % в общей структуре экспорта за 2018 г. [2] или 333,5 млрд. долл. в абсолютном выражении);
– высокая доля импорта высокотехнологичной продукции, не имеющей отечественных аналогов (31 % или 119,6 млрд. долл. в 2018 г. пришелся на статью «Машины, оборудование и аппаратура» [2]. Наиболее часто импортировались «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» — 62 %. На долю «Электрических машин и оборудования», а также «Звукоаппаратуры, телеаппаратуры; их частей» пришлось 38 %);
– в структуре торговых партнеров большими объемами товарооборота с Россией выделяется Китай (по результатам 2018 г. 52 млрд. долл. или 21,9 % от общего объема импорта и 56 млрд. долл. или 12,5 % от совокупного экспорта России составила продукция КНР). Такая зависимость от одного контрагента может являться существенной угрозой;
– с 2014 г. продолжается политический кризис, который затрагивает, в том числе и экономические отношения стран. Слабая конкурентоспособность России (43-е место среди 140 участников в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ [5]) позволяет странам западной Европы, Северной Америки, Австралии и Японии без ощутимого ущерба для своей экономики постоянно расширять санкционный список, который главной целью имеет сдерживание экономического развития России, посредством ограничения доступа к иностранным инвестиционным ресурсам;
– на протяжении последних пяти лет (с 2014 г. по 2018 г.) перманентно наблюдается падение реальных доходов населения, за счет чего в стране снижается инвестиционная активность и растет социальная напряженность [6].
Анализируя наиболее актуальные угрозы для экономической безопасности России можно сделать вывод о том, что в современных условиях наиболее подвержены негативному влиянию принципы экономической независимости и способности к прогрессу и саморазвитию экономики, частично обезопасить которые можно с помощью политики импортозамещения. Таким образом, именно на эти составляющие структуры безопасности следует обратить внимание в рамках создания сильной национальной экономики.
Можно также оценить влияние названных угроз на уровень экономической безопасности посредством анализа ряда экономических показателей, таких как:
– показатели экономического роста, в т. ч. ЧНД (чистый национальный продукт), ВНП (валовый национальный продукт), ВВП (валовый национальный продукт) (в т. ч. ВВП на душу населения [1]) и НД (национальный доход);
– показатели, отражающие динамичность экономики, такие как уровень безработицы [1], уровень инфляции [1], государственный долг, профицит/дефицит бюджета;
– показатели, характеризующие уровень и динамику развития научных технологий, в том числе доля внутренних затрат в валовом внутреннем продукте на исследования и разработки [1], затраты на исследования и разработки в абсолютном выражении и т. д.;
– уровень развития внутреннего рынка, определяемый наличием/отсутствием криминально-коррупционных угроз, уровнем развития инфраструктуры, уровнем развития институтов и т. д.
– положение государства в мировой экономике, обуславливающееся конкурентоспособностью страны, ППС (паритетом покупательной способности), курсом валюты, а также соотношением и объемами экспортно-импортных операций.
Таблица 1
Макроэкономические показатели экономической безопасности Российской Федерации за 2014–2018г. [2]
Показатель |
2013г. |
2014г. |
2015г. |
2016г. |
2017г. |
2018г. |
ВВП втекущих ценах, млрд. руб. |
79199.7 |
79058.5 |
83094.3 |
86014.2 |
92101.3 |
103875.8 |
Доля внутренних затрат на исследования иразработки вВВП,% |
1,03 |
1,07 |
1,1 |
1,1 |
1,11 |
- |
Темпы инфляции,% |
6,58 |
6,45 |
11, 36 |
5,4 |
2,5 |
4,3 |
Дефицит/профицит федерального бюджета, млрд. рублей [3] |
-55,1 |
-323 |
-2819,5 |
-3142 |
-1349,1 |
2 746 |
Совокупный государственный долг,% кВВП. [3] |
10,6 |
13,2 |
13,5 |
13,2 |
14,6 |
14,9 |
Импорт, млрд. долл. |
315,3 |
287 |
182,9 |
179,8 |
227,5 |
237,1 |
Импорт, в% кпредыдущему году |
90,9 |
91,02 |
63,72 |
98,3 |
126,53 |
104,22 |
Экспорт, млрд. долл. |
525,9 |
497,4 |
343,5 |
280,7 |
357,8 |
448,9 |
Уровень безработицы,% |
5,5 |
5,5 |
5,6 |
5,5 |
5,2 |
4,9 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в% кпредыдущему году |
- |
99 |
96,8 |
94,2 |
98,8 |
- |
Анализируя данные по основным макроэкономическим показателям последних 6 лет, можно сделать ряд выводов об уровне экономической безопасности России и динамике его изменения.
С 2013 г. отмечается перманентный рост номинального ВВП, однако в то же время реальный ВВП демонстрирует снижение на наблюдаемом промежутке (Рис. 2.3.), с особенно заметным провалом в 2015 г., когда он снизился на 3,7 % по сравнению с предыдущим годом.
Рис. 1. Динамика изменения номинального ВВП, млрд. руб. [2]
Данный факт обусловлен несколькими обстоятельствами:
– во-первых, в наблюдаемом периоде наблюдались высокие темпы инфляции (с пиковым показателем в 11,36 % в 2015 г.);
– во-вторых, в 2014 г. резкое ослабление курса рубля и отсутствие значительного его укрепления, способствовало увеличению доходов от экспорта продукции, выраженном в национальной валюте.
Следует отметить, что с 2013 г. наблюдается постоянный незначительный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в % от ВВП, что позволяет сделать вывод о том, что государство видит приоритетной задачу развития научно-технического потенциала в рамках обеспечения экономической безопасности страны.
В 2018 г. впервые за последние 6 лет был зафиксирован профицит государственного бюджета. Этого результата стало возможно достичь благодаря существенным изменениям в макроэкономической политике последних лет, в т. ч. таргетированию инфляции, введению плавающего валютного курса, а также адаптации государственного бюджета к низким ценам на нефть.
Рис. 2. Динамика изменения реального ВВП, в % к предыдущему году. [2]
Однако на фоне этого улучшения экономической ситуации, одновременно с 2013 г. фиксируется перманентное увеличение государственного долга, выраженного в % от ВВП с 10,6 % в 2013г. до 14,9 % в 2018 г. Это невысокая доля, по сравнению с рядом экономически развитых стран в 2018 г [4].: Япония 250,91 %, Италия 131,47 %, Португалия 127,33 %, США 107,48 %, Бельгия 106,52 %, Франция 98,84 %, Испания 98,47 %,Сингапур 97,93 %, однако в современных условиях это увеличение может усилить нагрузку на экономику, так как кредитный рейтинг России у ведущих западных рейтинговых агентств оценивается достаточно низко (Moody`s — Baa3 (stable); S&P — BBB- (stable); Fitch — BBB- (positive)), потому что при дальнейшем снижении западные кредиторы могут потребовать досрочного погашения займов.
Показатель уровня безработицы в стране стабилен и на протяжении последних 6 лет меняется незначительно в пределах от 4,9 % до 5,6 %. Однако данный показатель не достаточно репрезентативен при оценке на ситуации на рынке труда, так как его некоторое снижение обусловлено во-первых, снижением в структуре трудоспособного населения доли людей, не имеющих образования и молодых, а во-вторых большим количеством (20,1 % от общего количества трудоспособного населения или 14,6 млн. человек [2]) занятых в неформальном секторе. Так на протяжении последних лет наблюдается снижение реальных доходов населения. Эти явления негативно влияют на уровень экономической безопасности, посредством недополучения налогов государством.
На наблюдаемом промежутке наблюдается положительное сальдо торгового баланса. При этом следует отметить, в 2018 г. 54 % или 242,4 млрд. долл. было получено от экспорта минеральных продуктов, что характеризует зависимость экономики России от сырьевого экспорта. Согласно данным Всемирного банка доля высокотехнологичного экспорта России в структуре мировых поставок продукции высоких технологий не превышает 0,6 %. [5]
Таким образом, анализ макроэкономических показателей экономической безопасности страны позволяет сделать вывод о ее низком уровне в настоящее время. Российская Федерация продолжает сильно зависеть от мировых цен на нефть и газ, так как эти статьи экспорта приносят наибольший доход от внешнеторговых операций стране, вследствие чего такой принцип обеспечения экономической безопасности, как «экономическая независимость» в должной степени не реализуется.
Так же начавшийся в 2014 г. политический кризис резко негативно повлиял на экономическую ситуацию в России, вследствие чего страна получила проблемы с доступом к внешним рынкам, в т. ч. финансовым, что имело ряд последствий, в т. ч. ослабление курса национальной валюты, ускорение темпов инфляции, падение реальных располагаемых доходов население и т. д.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gsk.ru (дата обращения 10.05.2019)
- Официальный сайт Министерства Финансов РФ. URL: https://www.minfin.ru (дата обращения 8.05.2019)
- Официальный сайт Международного Валютного Фонда. URL: https://www.imf.org
- Официальный сайт Всемирного экономического форума. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-competitiveness-report-2017–2018 (дата обращения 10.05.2019)
- Официальный сайт информационного агентства РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/25/01/2019/5c4af2c39a7947badf2d4e74 (дата обращения 10.05.2019)