Сегодня успешность деятельности любой организации и ее конкурентоспособность все в большей степени зависит не от используемых технологий, а от профессионального потенциала сотрудников и их стремления полноценно реализовать их в своем труде. Соответственно, особую важность приобретает изучение характер отношения работников к выполняемой деятельности. Исходным методологическим моментом такого изучения выступает рассмотрение сущности и форм проявления такого отношения как психологического явления.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой отношение трактуется как «взаимная связь разных величин, предметов, действий» [1, с. 473]. В философском словаре понятие «отношение» трактуется как «категория, характеризующая взаимозависимость элементов определенной системы» [2, с. 470]. Изучение тех или иных взаимосвязей находится в фокусе внимания множества наук, в силу чего категория «отношение» является междисциплинарной. В этом плане психология занимает, наверное, особое место. С одной стороны, в её рамках существует близкое приведенным выше определение отношения как «взаиморасположения объектов и их свойств» [3, с. 258]. При этом в психологии «термин отношение подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но, прежде всего, ее субъективную позицию в этом окружении» [4, с. 326].
С другой стороны, в рамках отечественной психологии категория «отношение» играет важнейшую методологическую роль и является одним из центральных её понятий. Согласно В. Н. Мясищеву, сущность личности раскрывается через систему её отношений [5, с. 48]. Он ученый предложил ставшее классическим определение психологических отношений как «целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [6 с. 16]. Аналогичную точку зрения мы находим у Б. Ф. Ломова, считавшего, что «отношения выступают в роли своего рода «костяка» субъективного мира личности» [7, с. 331]. В силу этого именно специфика отношений уровень и характер активность человека по отношению различным объектам, людям и явлениям.
При изучении отношения человека к работе важно принимать во внимание сущностные черты психологических отношений как таковых. Прежде всего, это «оценочность» отношений (неразрывно связанная с их избирательностью). Мы в жизни также часто можем наблюдать людей, которые явно любят свою работу или воспринимают её как «каторгу». Например, при оценке понятия «моя профессия» работниками железнодорожного транспорта с помощью семантического дифференциала было выявлено приписывание ему ряда негативных характеристик, даже таких как «гнилая», «тупая», «печальная» и т. д. (что можно считать проявлением негативного отношения) [8, с. 54]. При этом отношения могут иметь различную степень интенсивности и устойчивости во времени [9, с. 333].
Отношение к работе (как и отношения в целом) формируется на основе всего жизненного и профессионального опыта человека. Это подтверждается, например, данными исследования Е. С. Малашкиной. Оно показало, что у учителей эмоциональное отношение к профессиональной деятельности прямо коррелирует с чувством успешности в профессиональной деятельности [10, с. 13]. Согласно М. В. Сокольской, негативное отношение к профессии запасных диспетчеров обусловлено их неуверенностью в получении работы, а у действующих диспетчеров — неудовлетворительными условиями труда и последствиями частых организационных изменений [11, с. 55].
Отечественными авторами высказано методологически важное положение о взаимосвязи отношений человека, которые «не разрозненны и не рядоположены, а составляют единую сформированную его опытом индивидуальную иерархическую историческую систему» [12, с. 48]. Это можно отнести и собственно отношению к работе. По мнению В. А. Зобкова, даже отношение к содержанию деятельности включает более частные отношения (к её мотивам, целями, условиями, результатами и т. п.) [13, с. 24]. В. А. Малашкина, в свою очередь, выделяет ряд аспектов отношения к профессиональной деятельности:
– отношение к объекту профессиональной деятельности (предмет труда, внешние средства, условия труда);
– отношение к субъекту профессиональной деятельности;
– отношение к процессу профессиональной деятельности
– отношение к другим профессионалам [14, с. 8–9].
Рассматривая отношения человека в контексте психологии, также следует обратиться и к такому явлению как социальная установка. Так для её обозначения в английском языке используется слово «attitude», чаще всего, переводимое именно как «отношение». Под социальной установкой понимают «готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту» [15, с. 419].
Такое понимание весьма близко пониманию отношения ведущими авторами. В. П. Позняков не использует понятие «установка», но, по сути, говорит именно о ней. Во-первых, он определяет психологические отношения именно как «особые состояния сознания, которые предшествуют реальному поведению личности и выражают готовность к этому поведению» [16, с. 6]. Во-вторых, он выделяет в структуре отношения три стороны, соответствующие структурным компонентам установки — когнитивный («знания и представления об объектах отношения»), эмоциональный (переживания по поводу объекта и его эмоциональная оценка) и поведенческий (в котором отношение реализуется) [17, с. 7].
Данные положения важны и для рассмотрения отношения к работе. Так, именно отношение определяет то, к какому поведению человек будет устойчиво «предрасположен» при взаимодействии со своей работой — избегать всего, что так или иначе связано с ней работой или же активно в неё вовлекаться. При этом особенности будут зависеть от того:
– в какой мере человек информирован о своей работе (вряд ли устойчивое отношение сформируется на основе отрывочных фактов о деятельности и её условиях) и характер имеет эта информация (позитивный, негативный или противоречивый);
– какие эмоции преимущественно ассоциируются у человека с его работой (например, удовольствие или скука).
В. П. Позняков выделяет в составе отношения особый компонент — «ценностный (оценочный»). Он проявляется «в оценке значимого объекта отношения, исходя из субъективной иерархии значимых для личности ценностей» [18, с. 8]. Такой подход достаточно близок пониманию установки как «субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения» [19, с. 419]. В данном случае речь может идти о том, какое место занимает работа в целом или её конкретные формы в жизни сотрудника.
Рассматривая отношение человека к своей работе, следует учитывать, что оно неразрывно связано с отношением к иным сферам жизни. Например, позитивное отношение к семье потенциально может влиять на отношение к выполняемой деятельности — ухудшать (если работа связан с существенным дисбалансом между ней и иными сферами жизни) или улучшать (если работа она позволяет обеспечить семье достойный уровень жизни и семья ценит человека как профессионала).
Отношение к работе может иметь различный «знак» и степень выраженности. С этой точки зрения можно говорить о позитивных и негативных формах отношений. К числу позитивных можно отнести «вовлеченность в работу» и «увлеченность работой». Единого мнения о соотношении этих тесно связанных между собой явлений пока нет. Анализ публикаций позволяет связать вовлеченность с субъективной значимостью работы, стремлением человека в ней активно участвовать. Вовлеченность является основой для увлеченности работой как глубокой погруженности в неё, вызванной выраженным интересом к ней и переживанием ярко выраженных позитивных эмоций.
Такое отношение к работе прямо влияет на продуктивность и качество деятельности сотрудников, способствует проявлению творчества и инициативы и ориентации на высокие достижения. Также оно является предпосылкой снижения текучести кадров и желания сотрудников оставаться в организации на длительное время, способствует поддержанию оптимального психологического климата в коллективе, формированию благоприятного внешнего имиджа организации.
При этом следует учитывать, что «субъективные отношения накладывают определенный отпечаток на все психические процессы» [20, с. 331]. Так считается, что для увлеченных работой сотрудников характерно лучшее состояние физического здоровья, менее выражена психосоматическая проблематика, они лучше противостоят профессиональным стрессам и синдрому выгорания [21, c. 331; 22, с. 13, 44]. Это подтверждается, например, тем, что позитивность отношения учителей к различным аспектам своей деятельности значимо связана с уменьшением выраженности ряда психологических защит, снижением уровня внутренней конфликтности и самообвинения [23, с. 14].
Также необходимо отметить, что сегодня достаточно широкое распространение приобретают формы отношения к работе, которые можно назвать деструктивными, так как они ведут к негативным последствиям, как для сотрудника, так и для организации.
Во-первых, высокая увлеченность выполняемой деятельностью, стремление к достижениям или «победе» в конкуренции приводят к развитию такого вида личностно-профессиональных деформаций как трудовая зависимость (полная поглощенность человека работой). Истощая психические и физические ресурсы сотрудника, трудоголизм мешает ему полноценно реализовать свой потенциал в рамках работы, а также оказывает негативнее влияние на его социальное окружение, прежде всего на его семью.
Во-вторых, в условия экономического кризиса возрастает число людей, которые выполняют свою работу не потому что она для них значима и интересна, а только ради сохранения своей занятости и обеспечения материального благополучия. Следствием отчужденного отношения к деятельности выступают снижение эффективности труда, деструктивное профессиональное поведение (опоздания, прогулы, несоблюдение организационных норм вплоть до намеренного нанесения ущерба организации), а также резкое усиление негативных переживаний из-за обязанности заниматься нелюбимым делом.
На основе сказанного можно сделать вывод, что изучение отношения сотрудников к своей работе является весьма важным и актуальным для совершенствования управления персоналом и работы организации в целом.
При этом внимание следует уделять как позитивным, так и деструктивным формам такого отношения, а в качестве основы для оценки отношений опираться на разработанные в психологической науке теоретические подходы к сущности, параметрам и типологии отношений.
Литература:
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. — 22-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1990. С. 473.
- Философский энциклопедический словарь./ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Советская энциклопедия. 1983. С. 470.
- Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 258.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Нау-ка, 1984. С. 326.
- Мясищев В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психо¬логии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С. 48.
- Мясищев В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психо¬логии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С. 16.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Нау-ка, 1984. С. 331.
- Сокольская М. В. Психосемантический анализ отношения к профессии операторов — поездных диспетчеров // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 4. — С. 54.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Нау-ка, 1984. С. 333.
- Малашкина Е. С. Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности. Дисс. … канд. психол. наук. М.. 2006. С. 13.
- Сокольская М. В. Психосемантический анализ отношения к профессии операторов — поездных диспетчеров // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 4. — С. 55.
- Мясищев В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Издательство «Институт практической психо¬логии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. С. 48.
- Зобков В. А. Психология отношения учащихся к деятельности. Автореф. дисс…. доктора психол. наук. М. 1993. С.24.
- Малашкина Е. С. Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности. Дисс. … канд. психол. наук. М.. 2006. С. 8–9
- Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 419.
- Позняков В. П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2. № 2. С. 6. URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/g17/t2–2/s17–2-01.html
- Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 5. С. 7.
- Позняков В. П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции // Социальная и экономическая психология. 2017. Том 2. № 2. С.8. URL: http://soc-econom-psychology.ru/cntnt/bloks/dop-menu/archive/g17/t2–2/s17–2-01.html
- Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. С. 419.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Нау¬ка, 1984. С. 331
- Барабанщикова В. В., Климова О. А. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях. // Национальный психологический журнал. 2015. № 1(17). С. 53; Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-Центр. 2015 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Нау¬ка, 1984. С. 331
- Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой. Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-Центр. 2015. С. 13, 44.
- Малашкина Е. С. Феномен отношения учителя к профессиональной деятельности. Дисс. … канд. психол. наук. М.. 2006. С. 14.