В данной статье рассматриваются понятие конкурентоспособности и ее значение для предприятия, методы повышения конкурентоспособности в современных экономических условиях.
Ключевые слова: конкурентоспособность, повышение конкурентоспособности, предприятие, выпускаемая продукция, эффективность.
На современном этапе экономического развития конкурентоспособность является важным элементом в экономике многих стран. Данное понятие стало одним из наиболее часто используемых в научной литературе. В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первом месте стоит задача повышения собственной конкурентоспособности. В наше время в условиях рынка невозможно добиться стабильного успеха в предпринимательстве, если не рассчитать эффективность развития предприятия, не оценивать положение рынка в целом и место конкурентов на нем, не проводить анализ конкурентоспособности и сведений о личных перспективах своей организации.
Конкурентоспособность предприятия — это характеристика, отражающая отличия развития данной организации от развития организаций-конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности. Когда предприятие имеет высокую конкурентоспособность, это сопровождается желанием и готовностью потребителей повторно приобретать продукцию данной организации, отсутствием различных претензий к фирме (со стороны общества, партнеров и собственников) и престижностью работы на нем.
Определений конкурентоспособности очень много и из всего многообразия толкования данного понятия, можно отметить следующие характерные свойства:
– на конкурентные преимущества предприятия влияют экологическая и социальная среда;
– конкурентоспособность предприятия демонстрирует, насколько развита компания в сравнении с ее конкурентами по степени удовлетворения спроса на ее продукцию и по эффективности производственной деятельности;
– конкурентоспособность организации повышает ее привлекательность для инвесторов;
– конкурентоспособность — это способность одного объекта превзойти своего конкурента по всем критериям;
– конкурентоспособность предприятия — это способность предприятия выстоять на рынке с аналогичными товарами конкурентов;
– конкурентоспособность предприятия изменяется во времени, ее изменения зависят от различных факторов;
– конкурентоспособность фирмы характеризует значения и эффективность использования всех его ресурсов.
Повышение конкурентоспособности — актуальная проблема в настоящее время. Решение данной проблемы тесно связано с усовершенствованием разработки, изготовления, реализацией и техническим обслуживанием продукции. Благодаря этим усилиям, можно добиться: снижения издержек производства, повышения качества продукции, стимулирования маркетинговых кампаний, увеличения экономичности и оперативности послепродажного обслуживания.
Конкурентоспособное предприятие имеет стратегический подход в управлении конкурентоспособности. Существует 4 вида стратегий:
– эксплерентная — связана с созданием новых или радикальным преобразованием старых сегментов рынка;
– виолентная — состоит в максимизации объемов выпуска и технического оснащения производства;
– патиентная — нацелена на выпуск узкоспециализированной продукции высокого качества;
– коммутантная — состоит в скрупулезном удовлетворении всех малых и скоротечных потребностей, заявленных на рынке.
Существует определенная система обеспечения конкурентоспособности предприятия. В теории вопрос обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции рассматривается одновременно как процесс и как структура. Обеспечение конкурентоспособности как процесс — это реализация связанных между собой научных подходов, способов, принципов и мероприятий, разрабатываемых по всем критериям управления и стадиям жизненного цикла управляемых объектов и нацеленных на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Система обеспечения конкурентоспособности как структура — это система, состоящая из внешнего окружения предприятия и ее внутренней структуры, направленной на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Одной из самых важнейших задач предприятия является создание концепции комплексного подхода повышения конкурентоспособности организации. В целях повышения конкурентоспособности предприятия, необходимо проведение следующих мероприятий:
– обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции в целевых секциях рынка. Под конкурентоспособностью товара имеется ввиду возможность быть привлекательным в глазах потребителей на фоне иной продукции той же категории или того же направления.
– повышение производительности предприятия и его подразделений до высокого уровня в данной отрасли;
– постоянное использование новых технологий;
– изготовление продукта такого качества, которое отвечает отечественным и мировым стандартам;
– изготовление продукции только из высококачественного сырья и материалов;
– проведение обучения и повышения квалификации кадров;
– систематическое проведение экономического анализа с целью выявления сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами.
Стоит отметить, что конкурентоспособное предприятие должно обладать следующими преимуществами: экономическое положение фирмы; конкурентоспособность товара; уникальность выпускаемой продукции; рентабельность продаж; индивидуальный имидж предприятия; быстрая адаптация под изменения рынка; эффективное управление.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной деятельности в области хозяйства и прибыльной практической реализации данной деятельности в конкурентной среде рынка. Чтобы разработать методы повышения конкурентоспособности организации, нужно выполнить ее оценку, следовать принципам и факторам, влияющим на эффективность деятельности предприятия, а также выбрать необходимый подход и воспользоваться соответствующими методами. Все это обеспечит организации стабильное и устойчивое функционирование в перспективе.
Литература:
1. Кудрявцев, К. А. Способы повышения конкурентоспособности предприятий // Креативная экономика. — 2010. — № 12(48).
2. Антонов, Г. Д. Управление конкурентоспособностью предприятия/ Г. Д. Антонов, О. П. Иванова. — М.: Инфра-М, 2012.
3. Головачев, А. С. Конкурентоспособность предприятия/ А. С. Головачев. — М.: Высшая школа, 2012.