В статье рассматриваются теоретические основы формирования профессионально важной для социальных работников личностного качества — межэтнической толерантности. Влияние личностно-ориентированных технологий образования на развитие межэтнической толерантности, как следствие — формирование развитой личности будущего специалиста по социальной работе.
Ключевые слова: межэтническая толерантность, профессиональная деятельность, личностно-ориентированные технологии профессионального обучения, социальный работник.
Концептуальная идея нашего исследования в данной статье состоит в том, что будущий социальный работник обязан не только развить врожденные способности в процессе обучения в ВУЗе, но и приобрести новые профессионально важные личностные качества, которые должны обеспечить формирование развитой личности с высоким уровнем межэтнической толерантности как основой высокого профессионализма.
Профессия социального работника предусматривает вмешательства социальной работы в отношения людей различной этнической принадлежности, способствует позиционным социальным изменениям, решению проблем между людьми, принадлежащих к различным этническим группам.
Поэтому миссия социального в работника в рамках межэтнического взаимодействия между людьми заключается в том, чтобы каждый человек, не зависимо от национально принадлежности, мог бы реализовать свой потенциал, вести полную и насыщенную жизнь, а также минимизировать дисфункцию социальных отношений [3, с. 29].
Современный социальный работник должен обладать комплексом личностных качеств для эффективного выполнение актуальных профессиональных задач, но в нашем исследовании будут выделены наиболее значимых качеств социального работника, которое служит базовой основой построение межэтнической толерантности в отношении между людьми.
Основополагающим документом, раскрывающим сущность и содержание понятия толерантности, является Декларация принципов толерантности. Согласно данному документу толерантность представляет собой «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [6, с. 53]. В данном документе подчеркивается, что развитию толерантности как добродетели способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Однако толерантность не рассматривается как уступка, а, напротив, «выражается в активном отношении, формируемом на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [6, с. 54].
Образовательное учреждение является одним из важнейших институтов воспитания межэтнической толерантности у будущих специалистов по социальной работе. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в системе образования провозглашает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Анализируя содержательную сущность межэтнической толерантности, И. Гриншпун выделяет параметры, раскрывают толерантность как некую характеристику индивида, а именно:
− объективная толерантность, что отражается в дифференцированном отношении к различным объектам и воздействий различного типа;
− диапазон толерантности, который определяет условное обозначение степени толерантности как индивидуальной характеристики и определяется через количество допустимых воздействий;
− устойчивость толерантности, отражающий ее временную характеристику;
− динамичность толерантности, то есть множественность диапазона во времени и параметры этой изменчивости. [4 с. 35].
Если говорить о толерантности как индивидуально-качественных характеристиках личности человека, то стоит выделить два аспекта: толерантность как тенденцию (потребность) и толерантность как возможность (способность).
В любом случае толерантность можно сформировать и развить. Определим основные аспекты межэтнической толерантности в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности будущих социальных работников, а именно:
- Формирование самосознания через содержание профессионального образования и воспитания, личностно-ориентированных технологий профессиональной деятельности, развитие навыков межэтнического толерантного поведения. Формирование межэтнической толерантности происходит по средствам социальных установок. Которые закладываются в процессе обучения будущего социального работника в ВУЗе.
- Воспитание чувств с помощью сопереживания, сочувствие или противопоставления, то есть обучение социальным навыкам, которые находятся в основе этого процесса, должно осуществляться на рациональном, эмоциональном и духовном уровнях. Главным компонентом здесь является глубокое знания о межэтнической толерантности, об направленности на формирование навыков профессионального поведения будущего социального работника.
Знание о толерантности помогают убедить будущего социального работника в правильности его решений, пониманию границ толерантности, а также систематизирует информацию о возможных и необходимых поведенческих действия с тем или иным представителем этнической группы. Там, где речь идет о морально-эстетических ценностных ориентации, которые, несомненно, закладываются и являются решающими факторами в образовании будущих социальных работников.
Поэтому учебным заведениям принадлежит роль ведущих социальных институтов, обязанных способствовать формированию профессионального мировоззрения, воспитанию толерантности, ценностного отношения к каждому человеку.
Межэтническая толерантность основывается на терпеливом, внимательном отношении и убеждений других людей, является одним из средств разрешения проблем личности и решения конфликтных ситуаций. Однако одни знаний недостаточно, чтобы являться мощным стимулом проявления толерантности при разрешении конфликтных ситуациях между этническими группами. С этой целью у будущего социальных работников необходимо развивать определенные способности:
− умение вести диалог, общаться, внимательно выслушивать другого, уверенно выражать свои взгляды и т. д.;
− умение объективно смотреть на проблемы и признавать позицию другого;
− умение пользоваться моделями профессионального разрешения конфликтов и т. д. [5, с. 58].
Указанные знания и способности могут применяться при осуществлении профессиональной деятельности, поэтому для этого необходимо:
− готовить студентов к тому, чтобы они рассматривали недоразумение как обычное жизненное явление, учить преодолевать разногласия путем общения;
− знакомить студентов с особенностями преимуществ и недостатков участия в конфликтных ситуациях, предоставляя, таким образом, возможность каждому индивиду контролировать свое поведение;
− инициировать воспитательные процессы путем моделированная конфликтных ситуаций с поиском оптимальных вариантов их решения при условии соблюдения толерантного поведения;
− информировать о последствиях толерантного поведения и отсутствия этого качества;
− находить альтернативные способы урегулирования конфликтов.
Изучение методико-теоретических основ воспитание межэтнической толерантности у студентов потребует анализа таких предпосылок развития этой нравственной свойства личности:
- Самопознание, необходимое для коррекции поведения в сложных, кризисных ситуациях и повседневной жизни. Анализ результатов самопознания позволит сформировать у студентов такие умения, как идентификация (отождествление себя и своего поведения с другими людьми) и рефлексия — способность сосредоточиться и проанализировать самого себя.
- Самооценка, от которой зависят взаимоотношения студента с окружающими, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
- Знание потенциальных трудностей (интеллектуальных, мотивационных, нравственных, эмоциональных) и барьеров (психологических, психофизиологических, специфических) умение их преодолевать, определить свой коммуникативный потенциал и строить свои взаимоотношения с другими на принципах взаимопонимания, неконфликтности, глубокой эмпатии.
- Образование и культура без предубеждений и стереотипов, на основе партнерства, сотрудничества является средством воздействия, залогом утверждения и активным фактором овладение навыками толерантности.
Как отмечает Б. Вульфов, процесс воспитания межэтнической толерантности предполагает целенаправленную организацию положительного опыта толерантности, то есть создание пространства прямой или опосредованного взаимодействия с другими за поведением людей, иными словами — совместному взаимодействию [6, с. 57].
Воспитание толерантной личности нового времени подвластно только педагогу с высоким инновационным потенциалом, определяемым как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, которая демонстрирует готовность совершенствовать педагогическую деятельность в их практических формах.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Статья 34.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Вульфов Б. З. Основы педагогики: Учеб. пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов; Ун-т рос. акад. образования. — [2. изд., испр. и доп.]. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 614
- Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.- метод. Ст. -М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002–368с. — С.31–40.
- Лебедева Н. М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления. — М.: МГИМО, 2010. 151 с.
- Поленова, М. Е. Изучение условий формирования толерантности в процессе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе / М. Е. Поленова, И. К. Свищева. // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве. — Одесса, 2012. — Т.15, вып.2.-С. 52–59.