Формирование межэтнической толерантности как профессионально важного качества у будущих социальных работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 25.05.2019

Статья просмотрена: 444 раза

Библиографическое описание:

Актянова, Д. Д. Формирование межэтнической толерантности как профессионально важного качества у будущих социальных работников / Д. Д. Актянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 471-473. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59530/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются теоретические основы формирования профессионально важной для социальных работников личностного качества — межэтнической толерантности. Влияние личностно-ориентированных технологий образования на развитие межэтнической толерантности, как следствие — формирование развитой личности будущего специалиста по социальной работе.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, профессиональная деятельность, личностно-ориентированные технологии профессионального обучения, социальный работник.

Концептуальная идея нашего исследования в данной статье состоит в том, что будущий социальный работник обязан не только развить врожденные способности в процессе обучения в ВУЗе, но и приобрести новые профессионально важные личностные качества, которые должны обеспечить формирование развитой личности с высоким уровнем межэтнической толерантности как основой высокого профессионализма.

Профессия социального работника предусматривает вмешательства социальной работы в отношения людей различной этнической принадлежности, способствует позиционным социальным изменениям, решению проблем между людьми, принадлежащих к различным этническим группам.

Поэтому миссия социального в работника в рамках межэтнического взаимодействия между людьми заключается в том, чтобы каждый человек, не зависимо от национально принадлежности, мог бы реализовать свой потенциал, вести полную и насыщенную жизнь, а также минимизировать дисфункцию социальных отношений [3, с. 29].

Современный социальный работник должен обладать комплексом личностных качеств для эффективного выполнение актуальных профессиональных задач, но в нашем исследовании будут выделены наиболее значимых качеств социального работника, которое служит базовой основой построение межэтнической толерантности в отношении между людьми.

Основополагающим документом, раскрывающим сущность и содержание понятия толерантности, является Декларация принципов толерантности. Согласно данному документу толерантность представляет собой «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности» [6, с. 53]. В данном документе подчеркивается, что развитию толерантности как добродетели способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Однако толерантность не рассматривается как уступка, а, напротив, «выражается в активном отношении, формируемом на основе признания универсальных прав и основных свобод человека» [6, с. 54].

Образовательное учреждение является одним из важнейших институтов воспитания межэтнической толерантности у будущих специалистов по социальной работе. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в системе образования провозглашает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

Анализируя содержательную сущность межэтнической толерантности, И. Гриншпун выделяет параметры, раскрывают толерантность как некую характеристику индивида, а именно:

− объективная толерантность, что отражается в дифференцированном отношении к различным объектам и воздействий различного типа;

− диапазон толерантности, который определяет условное обозначение степени толерантности как индивидуальной характеристики и определяется через количество допустимых воздействий;

− устойчивость толерантности, отражающий ее временную характеристику;

− динамичность толерантности, то есть множественность диапазона во времени и параметры этой изменчивости. [4 с. 35].

Если говорить о толерантности как индивидуально-качественных характеристиках личности человека, то стоит выделить два аспекта: толерантность как тенденцию (потребность) и толерантность как возможность (способность).

В любом случае толерантность можно сформировать и развить. Определим основные аспекты межэтнической толерантности в процессе формирования готовности к профессиональной деятельности будущих социальных работников, а именно:

  1. Формирование самосознания через содержание профессионального образования и воспитания, личностно-ориентированных технологий профессиональной деятельности, развитие навыков межэтнического толерантного поведения. Формирование межэтнической толерантности происходит по средствам социальных установок. Которые закладываются в процессе обучения будущего социального работника в ВУЗе.
  2. Воспитание чувств с помощью сопереживания, сочувствие или противопоставления, то есть обучение социальным навыкам, которые находятся в основе этого процесса, должно осуществляться на рациональном, эмоциональном и духовном уровнях. Главным компонентом здесь является глубокое знания о межэтнической толерантности, об направленности на формирование навыков профессионального поведения будущего социального работника.

Знание о толерантности помогают убедить будущего социального работника в правильности его решений, пониманию границ толерантности, а также систематизирует информацию о возможных и необходимых поведенческих действия с тем или иным представителем этнической группы. Там, где речь идет о морально-эстетических ценностных ориентации, которые, несомненно, закладываются и являются решающими факторами в образовании будущих социальных работников.

Поэтому учебным заведениям принадлежит роль ведущих социальных институтов, обязанных способствовать формированию профессионального мировоззрения, воспитанию толерантности, ценностного отношения к каждому человеку.

Межэтническая толерантность основывается на терпеливом, внимательном отношении и убеждений других людей, является одним из средств разрешения проблем личности и решения конфликтных ситуаций. Однако одни знаний недостаточно, чтобы являться мощным стимулом проявления толерантности при разрешении конфликтных ситуациях между этническими группами. С этой целью у будущего социальных работников необходимо развивать определенные способности:

− умение вести диалог, общаться, внимательно выслушивать другого, уверенно выражать свои взгляды и т. д.;

− умение объективно смотреть на проблемы и признавать позицию другого;

− умение пользоваться моделями профессионального разрешения конфликтов и т. д. [5, с. 58].

Указанные знания и способности могут применяться при осуществлении профессиональной деятельности, поэтому для этого необходимо:

− готовить студентов к тому, чтобы они рассматривали недоразумение как обычное жизненное явление, учить преодолевать разногласия путем общения;

− знакомить студентов с особенностями преимуществ и недостатков участия в конфликтных ситуациях, предоставляя, таким образом, возможность каждому индивиду контролировать свое поведение;

− инициировать воспитательные процессы путем моделированная конфликтных ситуаций с поиском оптимальных вариантов их решения при условии соблюдения толерантного поведения;

− информировать о последствиях толерантного поведения и отсутствия этого качества;

− находить альтернативные способы урегулирования конфликтов.

Изучение методико-теоретических основ воспитание межэтнической толерантности у студентов потребует анализа таких предпосылок развития этой нравственной свойства личности:

  1. Самопознание, необходимое для коррекции поведения в сложных, кризисных ситуациях и повседневной жизни. Анализ результатов самопознания позволит сформировать у студентов такие умения, как идентификация (отождествление себя и своего поведения с другими людьми) и рефлексия — способность сосредоточиться и проанализировать самого себя.
  2. Самооценка, от которой зависят взаимоотношения студента с окружающими, его самокритичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
  3. Знание потенциальных трудностей (интеллектуальных, мотивационных, нравственных, эмоциональных) и барьеров (психологических, психофизиологических, специфических) умение их преодолевать, определить свой коммуникативный потенциал и строить свои взаимоотношения с другими на принципах взаимопонимания, неконфликтности, глубокой эмпатии.
  4. Образование и культура без предубеждений и стереотипов, на основе партнерства, сотрудничества является средством воздействия, залогом утверждения и активным фактором овладение навыками толерантности.

Как отмечает Б. Вульфов, процесс воспитания межэтнической толерантности предполагает целенаправленную организацию положительного опыта толерантности, то есть создание пространства прямой или опосредованного взаимодействия с другими за поведением людей, иными словами — совместному взаимодействию [6, с. 57].

Воспитание толерантной личности нового времени подвластно только педагогу с высоким инновационным потенциалом, определяемым как совокупность социокультурных и творческих характеристик личности, которая демонстрирует готовность совершенствовать педагогическую деятельность в их практических формах.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Статья 34.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Вульфов Б. З. Основы педагогики: Учеб. пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов; Ун-т рос. акад. образования. — [2. изд., испр. и доп.]. — М.: Изд-во УРАО, 2000. — 614
  4. Гриншпун И. Б. Понятие и содержательные характеристики толерантности (к вопросу о толерантности как психическом явлении) / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.- метод. Ст. -М.: Изд. МПСИ; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2002–368с. — С.31–40.
  5. Лебедева Н. М. Этническая толерантность в России и способы ее укрепления. — М.: МГИМО, 2010. 151 с.
  6. Поленова, М. Е. Изучение условий формирования толерантности в процессе профессиональной подготовки специалистов по социальной работе / М. Е. Поленова, И. К. Свищева. // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве. — Одесса, 2012. — Т.15, вып.2.-С. 52–59.
Основные термины (генерируются автоматически): межэтническая толерантность, будущий социальный работник, толерантность, профессиональная деятельность, Российская Федерация, социальная работа, социальный работник, процесс обучения, развитая личность, толерантное поведение.


Ключевые слова

профессиональная деятельность, социальный работник, межэтническая толерантность, личностно-ориентированные технологии профессионального обучения

Похожие статьи

Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов

Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...

Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста

В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентност...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности

Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников

В статье раскрывается значение и роль практики в профессиональном становлении и развитии студентов направления «социальная работа» в связи с переориентацией высшего образования на формирование личности будущего специалиста нового типа, способного быт...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Похожие статьи

Межкультурная компетенция как действенный фактор профессионального самоопределения будущих педагогов

Статья посвящена изучению межкультурной компетенции как действенного фактора профессионального самоопределения будущих педагогов. Также в статье представлен констатирующий эксперимент по исследованию уровня сформированности межкультурной компетенции ...

Процесс воспитания в профессиональном образовании будущего специалиста

В статье автор представляет собственный взгляд на процесс воспитания будущих специалистов в рамках профессионального образования. Определяется значение воспитания в формировании профессиональной компетентности в целом, и метакогнитивной компетентност...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Подготовка студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся в условиях глобального общества

В статье исследуется проблема подготовки студентов психолого-педагогических специальностей к развитию творческой активности обучающихся, как способа гармонизации межнациональных отношений. Описываются основные психолого-педагогические условия развити...

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности учащихся

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогического сопровождения проектной деятельности учащихся на примере учебно-издательской деятельности школьников. Автор описывает модель организации учебно-издательской деятельности учащихся,...

Комфортная профессиональная среда как фактор мотивации педагога к инновационной деятельности

Статья посвящена вопросу влияния комфортной профессиональной среды на совершенствование личности педагога и его инновационную активность.

Роль практики в формировании профессионального становления будущих социальных работников

В статье раскрывается значение и роль практики в профессиональном становлении и развитии студентов направления «социальная работа» в связи с переориентацией высшего образования на формирование личности будущего специалиста нового типа, способного быт...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Задать вопрос