В условиях глобализации экономики для осуществления важных, приоритетных задач стратегического развития страны необходимо, эффективно привлекая инвестиции в экономику, находить источники финансирования национальных проектов.
In the globalization conditions for realization important tasks in priority of strategic development of the country, it is necessary to attract an investment into economy efficiently, which requires proper approach and review financial national proect.
Назвав 2019 год годом активных инвестиций и социального развития, Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев четко выразил свое убеждение в актуальности привлечения инвестиций в экономику нашей страны.
В настоящее время в условиях глобализации мировой экономики и в период проведения экономических реформ, в нашей стране особенно остро стоит проблема привлечения иностранных инвестиций для финансирования национальных проектов, решение которых прямо зависит от инвестиционного сотрудничества и инвестиционной политики государства.
Как известно, в инвестиционном процессе участвуют 4 составляющие:
− инвесторы;
− страна, в которой находится инвестор;
− получатели инвестиций;
− государство, получающее инвестиции.
При этом каждый участник имеет свои собственные интересы: так например, интерес инвестора заключается в получении максимальной доходности и завоевании рынка сбыта; страна, в которой находится инвестор, будет отстаивать свои политические интересы, расширяя сферы влияния, проводить открытую или протекционистскую политику; для получателя инвестиций важно проведение модернизации производства, получение первоначального капитала и, естественно, его увеличение; государство, получающее инвестиции решает задачи повышения эффективности экономики своей страны, регулирования инвестиционного процесса и реализацию национальных проектов.
Рис. 1. Мотивационная схема интересов участников инвестиционного процесса
Так как инвестиционные процессы и их решения зависят от тщательно спланированных и привлеченных к использованию крупных денежных средств, которые предопределяют будущее предприятия и успех инвестиционных проектов и выбора источников финансирования, то эти решения являются стратегическими.
Для осуществления поставленных важных, приоритетных задач стратегического развития страны, Узбекистан активно вовлекается в единую систему мирового производства, определяет свое место в сформированном международном инвестиционном сотрудничестве. Происходят интеграционные процессы, выравнивающие условия для экономической деятельности и устраняющие национальные барьеры для хозяйствующих субъектов на основе развития свободной торговли, международных валютных, фондовых и кредитных рынков, валютно-финансовой интеграции. Экономическая интеграция обеспечивает взаимодействие национальных экономик в целях решения совместных экономических проблем.
В Послании Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Ш. М. Мирзиёев сказал: «… мы будем последовательно продолжать активную инвестиционную политику, являющуюся важным условием развития нашей экономики». В 2019 году планируется освоить почти 138 триллионов сумов инвестиций из всех источников, что на 16 процентов больше, чем в 2018 году. По сравнению с текущим годом объем прямых иностранных инвестиций увеличится почти в 1,5 раза и достигнет 4,2 миллиарда долларов. За счет этого будет введено в строй 142 современных предприятий. [1]
Следует особо отметить, что осуществляемые сегодня в Узбекистане реформы и их результаты признаются ведущими международными рейтинговыми агентствами.
В нашей стране, как правило, инвестиционный проект предполагает наличие определенного объекта инвестиционной деятельности, реализацию одной формы инвестиций; осуществление капитальных вложений в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы. Также огромное внимание уделяется в инвестиции, направленные на повышение эффективности производства, создание новых производств и инвестиции в ценные бумаги.
В настоящее время в этих условиях экономическая система нашей страны становится все более открытой, а капиталы, товары, рабочая сила, знания, технологии и финансовые ресурсы все более свободно перемещаются через границу. Следовательно, глобальный воспроизводственный процесс оказывает все большее воздействие на движение инвестиционных ресурсов в разных регионах и странах мира. Заметим, что в процессах глобализации мировой экономики международные потоки инвестиционного капитала играют значительную роль, в сравнении с международной торговлей товарами и услугами. Международный поток капиталов способствует тому, что национальные экономики становятся все более зависимыми. Таким образом, преобладающая доля ввоза и вывоза прямых инвестиций приходится на зону индустриального ядра мировой экономики. Узбекистан был и остается весьма привлекательной страной для иностранных инвесторов. Поэтому при наличии благоприятного инвестиционного климата Узбекистан в состоянии освоить большие объемы капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию производства в соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынков. В Узбекистане основными сферами притяжения инвестиций является финансово-банковский сектор, сфера услуг, прежде всего информационных, фармацевтика, биотехнология, электронная промышленность, наукоемкое и техноемкое машиностроение. Сохраняют свою привлекательность такие стратегические отрасли, как нефте- и газодобыча, некоторые секторы машиностроения, а также отдельные подотрасли аграрно-промышленного комплекса.
Для улучшения инвестиционного климата нашей страной проводятся мероприятия:
− по снижению налогового бремени и периода окупаемости инвестиций путём предоставления налоговых каникул;
− активного участия государства в развитии инфраструктуры (строительство дорог, коммуникаций, систем энерго-, водоснабжения и т. п.);
− участие иностранных компаний в местных тендерах на равных правах и предоставление информационных услуг государством;
− снижение излишней бюрократизации в оформлении проектных работ и применение антимонопольных мер и т. п.. [2]
В настоящее время опубликован проект закона «Об инвестициях и инвестиционной деятельности» для открытого обсуждения. Этот законопроект разрабатывается в целях совершенствования действующего разрозненного инвестиционного законодательства и войдет как единый унифицированный акт, обеспечивающий единство инвестиционного пространства, в котором предусмотрены следующие нововведения:
− предотвращение антиинвестиционных действий;
− ведение единого правового режима;
− пересмотр ключевых понятий;
− гарантии от дискриминации от неблагоприятного изменения в законодательстве и т. д.
Для широкого привлечения иностранных инвестиций нам нужно принять меры по демонстрации инвестиционного потенциала нашей страны.
В достижении положительных результатов в этом вопросе большое значение имеет качественное формирование для инвесторов, выразивших желание вкладывать свой капитал в нашу экономику, предварительных инвестиционных проектов по регионам и отраслям.
В этой сфере необходимо решить организационные и правовые вопросы размещения участников свободных экономических зон и малых промышленных зон, предоставления им льгот и преференций.
Такие возможности необходимо предоставлять в первую очередь предпринимателям и иностранным инвесторам, выпускающим экспортоориентированную продукцию, наладившим инновационную и высокотехнологичную производственную деятельность.
Литература:
- Ш. М. Мирзиёев. Послание Олий Мажлису Республики Узбекистан. газета «Халк сузи» № 271–272 29.12.18г
- Бобылева А. З. Финансовые управленческие технологии. Учебник Москва: Инфра-М, 2007. — 234 с.