Данная статья посвящена выявлению преимуществ медиации для разрешения семейных конфликтов, касающихся интересов детей. Ниже приведены обоснования необходимости популяризации процедуры медиации в разрешении семейный споров, касающихся споров по вопросам детей. Высказано ряд предположений о возможном направлении развития исследования по данной теме.
Ключевые слова: медиация, семейная медиация, семейные споры, семейные конфликты.
Медиация — процесс, посредником которого является нейтральное третье лицо при разрешении конфликта между двумя и более противоборствующими сторонами.
Медиация положила свое начало во второй половине XX века. Прежде всего, ее развитие зародилось в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании, а затем уже она медленно стала распространяться и по Европе [3].
Семейная медиация является одной из самых распространенных сфер, где чаще всего возникают разногласия между людьми. Семейные конфликты отличаются тем, что приносят душевные страдания и боль. Эмоции мешают людям сосредоточиться и решить, что же делать дальше. Семейная медиация учитывает высокую эмоциональность семейных конфликтов и очень эффективна в различных запутанных жизненных ситуациях.
Так с помощью семейной медиации можно разрешать большинство конфликтов, возникающих в семейных отношениях, как например:
− споры между родителями и детьми;
− споры между супругами;
− споры между близкими родственниками [5].
Медиация, в отличие от консультации психолога, более предметно-ориентирована, т. к. в медиации рассматриваются конкретные проблемы и варианты их решения. Задача медиатора состоит не в том, чтобы вынести какое-то решение, наоборот — решение вырабатывается самими участниками конфликта. Медиатор лишь создает возможность для каждой стороны:
− услышать другую сторону, т. е. понять, что именно хочет донести до вас вторая сторона,
− выразить свои чувства,
− выявить истинные интересы каждой из сторон,
восстановить и укрепить связи между конфликтующими сторонами.
Семейные конфликты вовлекают в себя не только двух субъектов, к примеру, супругов, но и, в частности, детей.
Когда ребенок живет с родителями, которые очень часто конфликтуют друг с другом, даже если ему никто ничего не говорит, он способен чувствовать напряжение, агрессию и беспокойство, а поэтому неоднократно спрашивает родителей, что не так, сорятся ли они из-за него.
Когда ребенок не понимает, что происходит, то, сказанные слова родителями способны как успокоить его, отодвинув от тяжелых мыслей, так и наоборот, предоставить ребенку новую почву для волнений. Бывает так, что некоторые вещи родителям трудно сказать своему чаду, так как эти слова способны принести ребенку немало страданий, если дело касается расставания родителей, развода, деления имущества, и, главное, перед ребенком может вставать вопрос, с кем бы ему хотелось бы остаться после развода своих матери и отца. Бывают ситуации, когда родителям тяжело говорить о том, что их ребенок был приемным, что, однозначно, сильно ударит по его психике, жизненным ценностям и по вере в свою семью [6].
В таких ситуациях многие взрослые думают, что лучше вообще ничего не говорить ребенку. Но такой образ мыслей создан для того, чтобы защитить взрослых, а не детей. Взрослому очень непросто обратиться к ребенку, зная, что сказанные слова принесут ему боль.
Однако собственные ощущения ребенка будут соответствовать настроению его окружения. Это несогласие, пожалуй, самое худшее, что может произойти с ребенком, особенно до овладения речью. Когда родители ничего не говорят, ребенок испытывает хаос и пустоту, одиночество, но, когда говорят ложь, ребенок организуется вокруг этой лжи и эта ложь будет отрицанием чувств, которые он испытывает. Ребенок до овладения речью не способен критиковать то, что ему сказано. То, что сказано взрослым, — правда.
Проблема в том, что родители часто говорят неправду своим детям, и ребенок порой предпочтет организовать себя, свою жизнь, будет самостоятельно выбирать друзей и знакомых, связать свои ощущения, чтобы найти в них правдивый для себя смысл, чтобы не потерять любовь взрослого.
Самым тяжелым периодом для детей является время фактического расставания, а не развода их родителей. При расставании общение между родителями нарушается, а дети не понимают, что происходит. Они испуганы и растеряны, подавлены. Маленькие дети часто думают, что один из родителей ушел из дома по их вине. Исследования показывают, что больше половины детей, чьи семьи в разводе, не способны видеться с обоими родителями, с которыми они не проживают. Половина детей из распавшихся семей даже не знают, где этот родитель (чаще всего отец) проживает [2].
Дети, пережившие расставание или развод, чаще, чем дети из полных семей испытывают проблемы со здоровьем (и нуждаются в дополнительной помощи в школе, у них мало друзей, заниженная самооценка, проблемы с учебой, чаще социофобы.
Дети полны сочувствия. Развод родителей приносит много страданий детям и им с этим надо жить.
Цель семейной медиации при расставании пары — помочь им сохранить свои родительские обязанности. Медиация дает возможность отделить статус мамы или папы от горечи и грусти, которые следуют за потерей статуса жены или мужа [1].
Детское счастье хрупко, дефицит любви на протяжении детских лет не может быть компенсирован в более поздний период. Развод родителей — это одна из самых тяжелых ситуаций для ребенка. Расставание родителей может оставить глубокий след в душе ребенка и негативно повлиять на его будущее.
Важно правильно подготовить ребенка к переменам в его жизни, объяснить, что мама и папа по-прежнему любят своего сыночка/дочечку и всегда будут рядом, даже если не будут больше жить вместе.
Семейная медиация направлена на защиту интересов ребенка, на помощь ему в сложившейся ситуации. Для этого необходима и помощь самих родителей, при условии, что судьба своего собственного ребенка им не безразлична.
В этот период ребенку очень нужна поддержка его окружения. В этих новых условиях он должен чувствовать, что трагедии не произошло, что он не лишился любимых людей.
Не стоит забывать, что супружеские отношения прекращаются, однако родительские отношения продолжаются.
Литература:
- Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — СПб.: Питер, 2011. — 464 с.
- Куратова, А. А. Особенности процедуры медиации в семейных спорах / А. А. Куратова. — М.: ЮНИТИ, 2010. — С. 99–111.
- Мета, Г. Медиация — искусство разрешать конфликты / Г. Мета. — Пермь: ООО «Ресурс», 2009. — 176 с.
- Носырева, Е. И. Перспективы развития альтернативного разрешения споров в Российской Федерации / Е. И. Носырева // Законодательство. — 2000. — No 10. — С. 19.
- Паркинсон, Л. Семейная медиация / Л. Паркинсон. — М.: СФЕРА, 2007. — С. 76–212.
- Фриман, Г., Химмельстайн, Дж. Вызов конфликту / Г. Фриман, Дж. Химмельстайн. — Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования, 2010. — 61 с.