Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Перебейносов, В. Л. Взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье / В. Л. Перебейносов, Ю. О. Юртаева, О. Д. Стародубец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 310-311. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59561/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассмотрено понятие неблагополучной семьи, ее особенности и влияние на развитие ребенка. Также представлены результаты исследования взаимосвязи девиантного поведения подростков и воспитания в неблагоприятной семье, представлены данные, полученные на основании анализа уголовных и административных дел.

Ключевые слова: девиации, неблагоприятная семья, подростковый возраст, социальный статус, полная семья, неполная семья, зависимости, правонарушения, развитие, девиантное поведение.

Семья в жизни каждого человека играет наиважнейшую роль. От того, в какой семье воспитывался ребенок, зависит его мировоззрение, установки, правила, нормы, привычки и идеалы. Основы всех сфер жизни закладываются именно в семье.

Подростковый возраст характеризуется множеством различных перестроек и изменений в жизни ребенка. Именно в этом возрасте присутствует наибольшая вероятность возникновения различных форм девиантного поведения. И очень многое, здесь, зависит от ситуации в семье.

Многочисленные исследования показывают, что именно нарушение семейных отношений чаще всего является причиной формирования их девиантного поведения (И. А. Горьковая, В. Л. Хайкин, Э. Г. Эйдемиллер, А. Я. Варга и др.). Исследователи сходятся в том, что отклоняющееся поведение от принятых в данном социуме нравственных и социально-психологических норм наблюдается чаще всего у детей из неблагополучных семей. В различных типах неблагополучных семей дети по-другому адаптируются происходящему в окружающем мире, все факторы которого воздействуют на социализацию личности [1, с. 168].

В научной литературе нет четкого определения понятия «семейное неблагополучие». Поэтому в разных источниках наряду с названным понятием можно встретить понятия «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «негармоничная семья», «семья группы риска», «асоциальная семья».

Неблагополучная семья, по определению Л. Я. Олиференко — это такая семья, в которой ребенок переживает дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, насилие, пренебрежение, голод — т. е. неблагополучие. Под неблагополучием понимается его разные проявления: психическое (угрозы, подавление личности, навязывание асоциального образа жизни и др.), физическое (жестокие наказания, побои, насилие, принуждение к заработку денег разными способами, отсутствие пищи), социальное (выживание из дома, отбирание документов, шантаж и др.)» [2, с. 127]

Функции жизнедеятельности в неблагополучных семьях искажены в психологическом и в социальном аспектах. Часто, дети из таких семей не чувствуют эмоционального благополучия, социальная адаптация затруднена, нарушения дисциплины и поведения в школе. Эти показатели наблюдаются из-за отсутствия должного внимания со стороны родителей: неправильный уход, отсутствие заботы и контроля, различные формы семейного насилия и игнорирование психологического состояния ребенка. Также, в неблагополучных семьях высокий процент различного рода зависимостей у одного или нескольких членов семьи: алкоголизм, наркомания, игромания. Особенности развития детей в таких семьях заключаются в том, что паттерны поведения накладываются на их будущее, и, как следствие, девиантное поведение проявляется уже в подростковом возрасте. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

При проведении исследования была поставлена следующая цель: определить взаимосвязь девиантного поведения подростков и воспитания в неблагополучной семье.

Гипотеза исследования: дети с девиантным поведением, чаще всего, воспитываются в неполной семье.

Исследование проводилось на базе отдела по делам несовершеннолетних г. Благовещенска.

Выборка исследования: 20 человек в возрасте от 12 до 17 лет.

Для проведения исследования было взято 20 случайных уголовных и административных дел подростков в возрасте от 12 до 17 лет. Для анализа было взято 3 основных характеристики: полная или неполная семья; уровень дохода семьи и авторитетность родителей для ребенка.

После анализа документации были получены следующие данные:

В результате анализа документации уголовных дел было выявлено, что 75 % исследуемых подростков с девиантным поведением воспитываются в неполных семьях. Что подтверждает гипотезу, выдвинутую перед проведение исследования. Неполные семьи, зачастую, характеризуются определенного рода трудностями, возникающими из-за отсутствия одного из членов семьи. Однако, нижеперечисленные проблемы не являются обязательными, а скорее, вероятность их возникновения больше. С данными трудностями, в том числе, может столкнуться и полная семья:

− Неверное представление о ролевых функциях отсутствующего члена семьи. Например, мужчины, мужа, отца.

− В отцовских семьях — отсутствие материнской ласки. Без которого ребенок не получает должного уровня нежности, ощущения любви и принятия. В таких условиях ощущения доверия к миру и безопасности в нем не формируется в полной мере или может формироваться искаженно.

− Внимание и контроль. Зачастую, в неполных семьях родитель занят множеством проблем, которые накладываются на семью (финансовые, временные, медицинские и т. д.). В таких условиях трудно дать ребенку необходимую степень внимания и контроля. Получается, что в некоторых случаях воспитания ребенка оставлено за пределами родителей.

− Состояние здоровья. Врачами-педиатрами замечено, что дети из неполных семей значительно чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям [3].

Также было выявлено, что 80 % респондентов имеют низкий уровень дохода в семье, в среднем — 5 тысяч рублей на одного человека, что является суммой, которая меньше прожиточного минимума более чем в 2 раза. Во всех семьях из нашего исследования родители не пользуются авторитетом для собственных детей, выявлено отсутствие контроля и внимания со стороны родителей.

Исходя из проведенного нами исследования и анализа материалов исследований других авторов, можно сказать о том, что основной причиной виктимизации детей, с самого раннего детства, является пренебрежение к потребностям ребенка, отсутствие должного уровня внимания и заботы. Родителям гораздо сложнее уделять ребенку большое количество времени, внимания и любви в одиночку. Поэтому, неполная семья является одним из факторов риска возникновения девиаций в подростковом возрасте. Это не значит, что супруги должны оставаться в браке только из-за ребенка, напряженная обстановка в семье и отсутствие любви между отцом и матерью также не являются благоприятными факторами для здоровья ребенка.

Литература:

  1. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. — М.: Мир, 2014. — 320 с.
  2. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. / В. М. Целуйко — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. — 272 с.
  3. Шульга Т. М., Работа с неблагополучной семьей. Пособие по курсу «Семьеведение». М., 2005., — с. 127
Основные термины (генерируются автоматически): семья, девиантное поведение, ребенок, неблагополучная семья, неполная семья, подростковый возраст, девиантное поведение подростков, неблагоприятная семья, отсутствие любви, полная семья.


Похожие статьи

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Статья посвящена обзору проблем подростковой сепарации в контексте нарушения детско-родительской привязанности. Рассмотрены наиболее острые последствия подросткового бунта: суицид, побег из дома, буллинг, ориентация на ровесников. В статье также пров...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики

В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовер...

Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде

В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социаль...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ

В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ и их ...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Похожие статьи

Привязанность и ее влияние на процессы сепарации

Статья посвящена обзору проблем подростковой сепарации в контексте нарушения детско-родительской привязанности. Рассмотрены наиболее острые последствия подросткового бунта: суицид, побег из дома, буллинг, ориентация на ровесников. В статье также пров...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Проявление агрессивного поведения детей школьного возраста с задержкой психического развития

В данной статье исследуется проявление агрессивного поведения у детей школьного возраста с задержкой психического развития. В статье будут проанализированы основные причины такого поведения, возможные стратегии работы с такими детьми и влияние окружа...

Особенности взаимоотношений в семьях с подростками, склонными к деструктивному поведению

В статье представлен анализ специальной литературы по проблеме взаимоотношений родителей и детей с деструктивным поведением. Обсуждаются вопросы распространенности деструктивного поведения в подростковом возрасте, роль взаимоотношений родителя и ребё...

Предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних: система и субъекты профилактики

В данной научной статье рассмотрены основные элементы системы предупреждения девиантного поведения, приведены примеры разных форм девиантного поведения несовершеннолетних и опасность проявления негативного девиантного поведения как для самого несовер...

Изучение социальных девиаций в современной подростково-молодежной среде

В статье определены социально-психологические особенности подростков и молодежи как социально-возрастных групп; установлены средовые факторы, влияющие на становление личности подростков и молодых людей; проанализированы особенности проявления социаль...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Особенности психической травматизации в детском возрасте, ее влияние на жизненные взаимодействия и жизненную перспективу молодой личности

В статье приведены особенности психической травматизации в детском возрастном периоде, раскрыто содержание таких понятий, как психотравма развития, жизненные взаимодействия и жизненная перспектива личности, их взаимосвязь. Выведена типология жизненны...

Влияние стилей семейного воспитания на сепарацию людей с ОВЗ

В статье рассматриваются основные стили семейного воспитания в семьях, где родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья, основные причины формирования семейных отношений, анализируются основные ошибки в семейном воспитании детей с ОВЗ и их ...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Задать вопрос