Формирование экологического сознания и культуры учащихся в процессе проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 29.05.2019

Статья просмотрена: 208 раз

Библиографическое описание:

Лапина, Н. А. Формирование экологического сознания и культуры учащихся в процессе проектной деятельности / Н. А. Лапина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 511-513. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59574/ (дата обращения: 16.11.2024).



Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций. Оно предполагает формирование человека с развитыми экологическим сознанием и экологической культурой, способного жить в гармонии с окружающей средой.

Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, окружающая среда, бережное отношение к природе, экологическая культура.

Во все времена, независимо от политических режимов и социально-экономических условий, образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание. Деятельность всех социальных институтов, и, в первую очередь, системы образования, направлена на формирование новой, современной личности. Сегодня на фоне глобальных экологических проблем, стоящих перед человечеством, одной из целей системы образования становится экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование у него экологической культуры.

Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций.

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н. А. Северцова, К. А. Тимирязева, В. Н. Сукачева, В. И. Вернадского. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина — основателя учения об эволюции органического мира.

Экологически образованная личность, зная, какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.

Педагогу необходимо, чтобы ребенок понял, что природа — это первооснова красоты и величия, ему надо внушить, что любить природу — значит творить добро, а младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования ответственного отношения к природе. И здесь неоценимую пользу приносит дополнительное образование, которое обладает целым рядом преимуществ перед школьным.

Работая в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре эколого-биологического образования», считаю, что умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому так важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности, донести до ребенка важность сохранения живой природы.

Охрана живой природы и всего ее биологического разнообразия невозможна без создания специальных территорий с ограниченной хозяйственной деятельностью, специально предназначенных для сохранения естественной природы — особо охраняемых природных территорий. Конечно, сохранение некоторой (при разумном хозяйстве — значительной) части природного биологического разнообразия возможно и вне особо охраняемых природных территорий, но очень многие виды растений и животных, а тем более сложно организованные природные экосистемы требуют для выживания и развития специальной охраны мест их обитания.

Территория Старооскольского городского округа — это уникальный по своим минеральным и земельным ресурсам регион Белгородской области. В то же время территория испытывает значительную экологическую нагрузку. Это прежде всего связано с развитием горно-металлургического комплекса, перерабатывающей промышленности, Старооскольский городской округ расположен в северо-восточной части Белгородской области на Средне-Русской возвышенности в регионе с высокоразвитым горнодобывающим производством железорудного бассейна КМА, строительной индустрией и интенсивным сельским хозяйством.

В Старооскольском крае существует семнадцать объектов, находящихся под охраной государства. В рамках проекта по исследованию особо охраняемых природных территорий, педагогами экологического центра были созданы экспедиционные отряды, членами которого стали учащиеся объединений по интересам эколого-биологического центра.

Целью работы моего экспедиционного отряда стало изучение памятника природы Всероссийского значения дуба-долгожителя, возраст которого 400 лет.

Этот природный памятник уникален, невосполним, ценен в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях.

В ходе экспедиции нами были изучены исторические факты, связанные с дубом-долгожителем. Для участников экспедиции стало настоящим открытием, что с нашим дубом тесно переплетены судьбы известных всему миру людей — Михаила Григорьевича Эрденко, который был виртуозным скрипачом и профессором Московской консерватории, Василия Яковлевича Ярошенко, уроженца села Обуховка Старооскольского округа, общественного деятеля, поэта, писателя, человека Мира. Не оставил нас равнодушным и тот факт, что в ста метрах от дуба находится усадьба управляющего графов Орловых-Давыдовых. Усадьба — еще один объект, находящийся под охраной государства. По сохранившимся сведениям, которые мы получили в Старооскольском краеведческом музее, обитатели усадьбы часто проводили пикники под развесистыми ветвями дуба.

Не менее важной была работа по изучению почвенного состава, растительного и животного мира на прилегающей к природному памятнику территории. Особое внимание уделялось растениям и животным, занесенным в Красные книги Белгородчины и России.

Опираясь на данные, полученные в ходе исследований природного памятника, нами были составлены паспорт и интерактивная карта объекта. Доступ к этой информации может получить любой человек, интересующийся природным наследием своей Родины.

Выполнение в природной обстановке исследовательского проекта дало возможность учащимся активно приобщиться к изучению природного объекта, имеющего огромное региональное и Всероссийское значение. А также принять участие в научно-практических конференциях, получить новые знания, умения и навыки в проведении природоохранных мероприятий, активной пропаганде о необходимости сохранения природных памятников среди своих сверстников и жителей округа.

Использование различных социально-педагогических технологий экологического воспитания способствует повышению уровня экологической культуры учащихся, пробуждению интереса к определенным экологическим проблемам, формированию у них нравственных качеств, проявляющихся в позитивных свойствах личности, таких как доброта, забота о близких, ответственность за свои действия по отношению к окружающей природе, воспитанию любви к своей Родине, чувства сопричастности к решению существующих экологических проблем.

Проблема охраны природы давно уже вышла за рамки каждой отдельной страны. Земля — общий дом всего человечества и забота о ней — долг тоже всего человечества.

Таким образом, развитие и пропаганда экологической культуры в повседневной жизни, создание положительного опыта и собственных позитивных традиций, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе проектной, исследовательской и природоохранной деятельности стало главной целью работы педагогов нашего «Центра эколого-биологического образования». Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина. Проектная деятельность, конкурсы, массовые мероприятия с привлечением родителей, а также просветительская и агитационная деятельность самих учащихся призваны стать продолжением и дополнением учебной работы по экологическому воспитанию учащихся.

Литература:

  1. Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 672 с.: ил. ISBN 5–279–02462–7
  2. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. ISBN 5–7695–0870–1
  3. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебное пособие. — М.: 1998. — 455 с.
  4. Величковский Б. Т., Суравегина И. Т., Ципленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. — М.: Экология и образование, 1992. — 158 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, экологическая культура, окружающая среда, природа, Белгородская область, дополнительное образование, живая природа, идеологическое воздействие, природный памятник, проектная деятельность.


Похожие статьи

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Правовая культура и способы ее повышения

Следует отметить, что важным фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание населения. Оно должно учить соблюдать нормы права, уважать закон, участвовать в жизни государства. Как и любое другое воспитание, правовое воспитание на...

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций

В условиях современного развития российского общества происходят коренные изменения в образовательной парадигме: образовательным учреждением должны даваться не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться ряд профессионально зн...

Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии

Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими...

Похожие статьи

Формирование среды для культурно-эстетического образования

В статье рассмотрена одна из важных сторон развития общества — формирование среды для культурно-эстетического образования. Автор рассматривает комплексный подход к образовательному процессу, цели и задачи которого направлены на целостную образователь...

Вопрос ценностного самоопределения ребенка в контексте современной системы образования

Воспитание является неотъемлемой частью современной системы образования. Одна из главных задач воспитания — ориентирование ребенка в системе ценностей. Решающее значение в процессе ценностного самоопределения ребенка должно отводиться педагогическому...

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через формирование бережного отношения к природе

Целью духовно-нравственного воспитания является уровень бережного отношения ребенка к природе и окружающей действительности, основанной на поддержании равновесия между ним и окружающей средой, его компетентном участии и внесении в мир нравственных ид...

Экологическое образование и воспитание обучающихся

Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Правовая культура и способы ее повышения

Следует отметить, что важным фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание населения. Оно должно учить соблюдать нормы права, уважать закон, участвовать в жизни государства. Как и любое другое воспитание, правовое воспитание на...

Физическое воспитание как инструмент развития духовной культуры личности и личностных качеств студентов

В данной статье рассматривается физическое воспитание как способ формирования личности студентов. Определяется понятие духовности в контексте физической культуры личности. Рассматривается влияние правильно организованного, эффективного занятия физиче...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ

В статье рассматривается нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения, через внедрение в образовательный процесс современных образовательных технологий (проектная технология). Автором отмечаетс...

Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций

В условиях современного развития российского общества происходят коренные изменения в образовательной парадигме: образовательным учреждением должны даваться не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться ряд профессионально зн...

Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии

Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими...

Задать вопрос