Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций. Оно предполагает формирование человека с развитыми экологическим сознанием и экологической культурой, способного жить в гармонии с окружающей средой.
Ключевые слова: экологическое воспитание, проектная деятельность, окружающая среда, бережное отношение к природе, экологическая культура.
Во все времена, независимо от политических режимов и социально-экономических условий, образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется большое внимание. Деятельность всех социальных институтов, и, в первую очередь, системы образования, направлена на формирование новой, современной личности. Сегодня на фоне глобальных экологических проблем, стоящих перед человечеством, одной из целей системы образования становится экологическое воспитание подрастающего поколения, формирование у него экологической культуры.
Экологическое воспитание — целенаправленное, систематическое и идеологическое воздействие социальных институтов на экологическое сознание личности, систему его экологических позиций, установок и ценностных ориентаций.
Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н. А. Северцова, К. А. Тимирязева, В. Н. Сукачева, В. И. Вернадского. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина — основателя учения об эволюции органического мира.
Экологически образованная личность, зная, какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
Педагогу необходимо, чтобы ребенок понял, что природа — это первооснова красоты и величия, ему надо внушить, что любить природу — значит творить добро, а младший школьный возраст наиболее благоприятен для целенаправленного формирования ответственного отношения к природе. И здесь неоценимую пользу приносит дополнительное образование, которое обладает целым рядом преимуществ перед школьным.
Работая в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центре эколого-биологического образования», считаю, что умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее. При ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их экологического воспитания, экологически-грамотного отношения к природе. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому так важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности, донести до ребенка важность сохранения живой природы.
Охрана живой природы и всего ее биологического разнообразия невозможна без создания специальных территорий с ограниченной хозяйственной деятельностью, специально предназначенных для сохранения естественной природы — особо охраняемых природных территорий. Конечно, сохранение некоторой (при разумном хозяйстве — значительной) части природного биологического разнообразия возможно и вне особо охраняемых природных территорий, но очень многие виды растений и животных, а тем более сложно организованные природные экосистемы требуют для выживания и развития специальной охраны мест их обитания.
Территория Старооскольского городского округа — это уникальный по своим минеральным и земельным ресурсам регион Белгородской области. В то же время территория испытывает значительную экологическую нагрузку. Это прежде всего связано с развитием горно-металлургического комплекса, перерабатывающей промышленности, Старооскольский городской округ расположен в северо-восточной части Белгородской области на Средне-Русской возвышенности в регионе с высокоразвитым горнодобывающим производством железорудного бассейна КМА, строительной индустрией и интенсивным сельским хозяйством.
В Старооскольском крае существует семнадцать объектов, находящихся под охраной государства. В рамках проекта по исследованию особо охраняемых природных территорий, педагогами экологического центра были созданы экспедиционные отряды, членами которого стали учащиеся объединений по интересам эколого-биологического центра.
Целью работы моего экспедиционного отряда стало изучение памятника природы Всероссийского значения дуба-долгожителя, возраст которого 400 лет.
Этот природный памятник уникален, невосполним, ценен в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях.
В ходе экспедиции нами были изучены исторические факты, связанные с дубом-долгожителем. Для участников экспедиции стало настоящим открытием, что с нашим дубом тесно переплетены судьбы известных всему миру людей — Михаила Григорьевича Эрденко, который был виртуозным скрипачом и профессором Московской консерватории, Василия Яковлевича Ярошенко, уроженца села Обуховка Старооскольского округа, общественного деятеля, поэта, писателя, человека Мира. Не оставил нас равнодушным и тот факт, что в ста метрах от дуба находится усадьба управляющего графов Орловых-Давыдовых. Усадьба — еще один объект, находящийся под охраной государства. По сохранившимся сведениям, которые мы получили в Старооскольском краеведческом музее, обитатели усадьбы часто проводили пикники под развесистыми ветвями дуба.
Не менее важной была работа по изучению почвенного состава, растительного и животного мира на прилегающей к природному памятнику территории. Особое внимание уделялось растениям и животным, занесенным в Красные книги Белгородчины и России.
Опираясь на данные, полученные в ходе исследований природного памятника, нами были составлены паспорт и интерактивная карта объекта. Доступ к этой информации может получить любой человек, интересующийся природным наследием своей Родины.
Выполнение в природной обстановке исследовательского проекта дало возможность учащимся активно приобщиться к изучению природного объекта, имеющего огромное региональное и Всероссийское значение. А также принять участие в научно-практических конференциях, получить новые знания, умения и навыки в проведении природоохранных мероприятий, активной пропаганде о необходимости сохранения природных памятников среди своих сверстников и жителей округа.
Использование различных социально-педагогических технологий экологического воспитания способствует повышению уровня экологической культуры учащихся, пробуждению интереса к определенным экологическим проблемам, формированию у них нравственных качеств, проявляющихся в позитивных свойствах личности, таких как доброта, забота о близких, ответственность за свои действия по отношению к окружающей природе, воспитанию любви к своей Родине, чувства сопричастности к решению существующих экологических проблем.
Проблема охраны природы давно уже вышла за рамки каждой отдельной страны. Земля — общий дом всего человечества и забота о ней — долг тоже всего человечества.
Таким образом, развитие и пропаганда экологической культуры в повседневной жизни, создание положительного опыта и собственных позитивных традиций, развитие осознанного, ответственного личного поведения в соответствии с жизненными ситуациями, решение задач в процессе проектной, исследовательской и природоохранной деятельности стало главной целью работы педагогов нашего «Центра эколого-биологического образования». Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личности, каждого россиянина. Проектная деятельность, конкурсы, массовые мероприятия с привлечением родителей, а также просветительская и агитационная деятельность самих учащихся призваны стать продолжением и дополнением учебной работы по экологическому воспитанию учащихся.
Литература:
- Протасов В. Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие. — 3-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 672 с.: ил. ISBN 5–279–02462–7
- Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с. ISBN 5–7695–0870–1
- Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология: Учебное пособие. — М.: 1998. — 455 с.
- Величковский Б. Т., Суравегина И. Т., Ципленкова Т. Т. Здоровье и окружающая среда. — М.: Экология и образование, 1992. — 158 с.