Рассматриваются преимущества модернизации учебно-диагностического стенда тахограф. Предложены направления совершенствования разработанного учебно-диагностического стенда.
Ключевые слова: тахограф; учебно-диагностический стенд; безопасность движения.
Advantages of modernization of the educational and diagnostic stand the tachograph are considered. The directions of improvement of the developed educational and diagnostic stand are offered.
Keywords: tachograph; educational and diagnostic stand; traffic safety.
Тахографы в настоящее время широко применяются в сфере грузовых, пассажирских перевозок. Автотранспортное средство категории N2, N3, М2 и М3, не оборудованное тахографом, либо оборудованное вышедшим из строя тахографом, считается технически неисправным. (Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13 февраля 2013 г. N 36 г. Москва).
Тахографом называется прибор, который предназначен для контроля соблюдения водителем режима труда и отдыха. Тахограф, также называют «черный ящик», является хранилищем данных, характеризующих совершенные дорожно-транспортные происшествия (ДТП). При помощи тахографа можно узнать скорость, при которой транспортное средство двигалось незадолго до ДТП, а также другие данные, такие как: моменты остановки, ускорения транспортного средства. Эти данные полезны для моделирования схемы протекания ДТП. С уверенностью можно сказать, что тахограф является блоком управления работы водителя, контролирующим и записывающим периоды вождения и отдыха.
На современных автомобилях последнее время используются два типа тахографов: аналоговые (механические и электронные) и цифровые.
Стоит заметить, что аналоговые тахографы в данный момент уже запрещены к использованию, в виду того, что их легко можно обмануть, однако, как показал опрос водителей большегрузных ТС, не все еще заменили аналоговые тахографы на цифровые.
Цифровые тахографы отличаются от аналоговых по способу записи информации и степени ее защищенности. Цифровой тахограф обеспечивает регистрацию в некорректируемом виде данных о скорости и маршруте движения транспортного средства, времени периодов труда и отдыха водителя транспортного средства созданием квалифицированной электронной подписи, присоединяемой к защищаемым данным, и разграничение доступа к защищаемой информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.
Принцип работы любого тахографа основывается на обработке электрических импульсов от датчика скорости, установленного на коробке передач автомобиля, либо от датчиков ABS. Так же происходит фиксации времени нахождения транспортного средства в движении.
В данный момент, перечень функции цифровых тахографов расширяется большими темпами. Цифровые тахографы Российского производства постоянно модернизируются, и расширяют свой функционал, за счет возможности подключения к ним дополнительного оборудования. Например, к тахографу компании АТОЛ можно подключить стороннее оборудование, такое как, GPS модуль АТОЛ Smart Box, СКАУТ МТ-700 ATOL PRO OPEN и другое. При помощи данного дополнительного оборудования, тахограф дооснащается ГЛОНАСС трекером, с возможностью удаленного отслеживания местоположения ТС, его скорости, считывания карты водителя управляющего данным транспортным средством, просмотром уровня топлива в баке и множеством других функции в зависимости от модификации и способе подключения самого тахогрофа.
Так же, следует отметить, что отличительной особенностью тахографов Российского производства является расширенная возможность регистрации движения транспортного средства. Это стало возможным за счет встроенного акселерометра и модуля приема ГЛОНАСС сигнала.
Для использования на территории РФ тахографов отвечающим требованиям ЕСТР необходимо иметь карту допуска на осуществление международных автомобильных перевозок. Если допуска на международные перевозки нет, а в автомобиле стоит тахограф ЕСТР, то это считается нарушением закона. На многих транспортных средствах зарубежного производства, с завода установлены именно такие тахографы. При эксплуатации таких автомобилей на территории РФ, необходимо произвести замену на тахограф со СКЗИ.
В настоящее время существует ряд проблем, связанных с внедрением Российских тахографов в транспортные средства, оборудованные с завода тахографами отвечающими требованию ЕСТР. Это, в частности, проблема в том что при установке тахогрофа с СКЗИ в замен ЕСТР мастерские сталкиваются с тем что машины перестают нормально переключать скорости (в случаях с АКПП), появляются ошибки системы ABS, ошибки системы управления двигателем, перестают включаться пониженные передачи (в случай с МКПП), пропадает тяга при разгоне, и даже были случай когда на автомобилях не запускался двигатель после замены тахографа. Это все связано с тем, что установленный заводом тахограф ЕСТР на машинах иностранного производства, выполняет не только функции предназначенные тахографу, но и служит второстепенным блоком управления двигателем. Именно с него двигатель берет данные о пробеге, и различные коэффициенты необходимые для правильной работы всей технической части транспортного средства. Для нормальной работы ТС после замены тахографа на Российский, необходимо все данные коэффициентов и настроек перенести с предыдущего на новый.
Сейчас процедура замены тахографа происходит в большее количество действий чем могло бы быть, если была бы возможность делать все непосредственно в кабине ТС, а именно:
- Демонтаж установленного заводом тахографа ЕСТР;
- Проверка цепи питания тахографа;
- Перемещение с демонтированным тахографом к месту нахождения двух стендов;
- Подключение демонтированного тахографа и нового к учебно-диагностическим стендам «тахограф»;
- Перенос настроек и неизменных коэффициентов с прежнего на новый и последующееих сохранение;
- Отключение тахографов;
- Перемещение с новым к транспортному средству на котором выполняется замена;
- Установка нового тахографа со СКЗИ;
- Калибровка нового тахогрофа.
Для решения поставленных задач предлагается применить учебно-диагностический стенд «тахограф» созданный на кафедре «Автомобильного транспорта» ВПИ (филиал), который позволяет проводить обучение пользователей тахографов, проверять их работоспособность, выявлять отказы элементов.
На данный момент стенд является не мобильным, так как для его работы необходимо наличие питания от сети 220 В. В результате применить его непосредственно на автомобиле не представляется возможным.
Так как вся цепь приборов стенда работает от 12/24В, но конструктивно стенд устроен так что питание на приборы подается от 220В через преобразователь, то мы можем произвести модернизацию стенда, повышающую его мобильность, а именно, выполнить возможность подключения стенда к любому ТС на прямую к 12/24В через прикуриватель, исключая преобразователь. За счет этого переносить неизменяющиеся данные, установленные заводом, можно будет, находясь прямо в автомобиле, не перенося тахографы в места где есть возможность подключения к сети 220В, что сократит временные затраты на установку контролирующего устройства.
В результате после выполнения данной модернизации, мы получим возможность замены тахграфов ЕСТР на СКЗИ всего лишь в 6 действий:
- Демонтаж установленного заводом тахографа ЕСТР;
- Проверка цепи питания тахографа;
- Установка нового тахографа со СКЗИ;
- Подключение демонтированного тахографа к учебно-диагностическому стенду «тахограф»;
- Перенос настроек и неизменных коэффициентов с прежнего на новый и последующееих сохранение;
- Калибровка нового тахогрофа.
Подводя итог,в результате данного улучшения ожидается, более ускоренная и эффективная установка тахографов, что позволит мастерским справляться с поставленными задачами на много быстрее. Помимо того, выполняя данную процедуру замены тахографа при помощи модернизированного учебно-диагностического стенда «тахограф», мастеру понадобиться только один стенд, что играет немаловажную экономическую роль для мастерских.
Литература:
- Павлов и. О тахографах — от новинок до проблем// Основные средства. — 2012 -№ 8. с. 68–70.
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 13 февраля 2013 г. N 36 г. Москва «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства».
- Евсеев Р. И. Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. 2018. № 4 (10). С. 286–291.
- Кравченко, П. А. Об инновационных технологиях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения / П. А. Кравченко // Транспорт Российской Федерации. — 2015. — № 5(30). — С. 68–71.
- Моисеев, Ю. И. Перспективные направления развития технологий на автомобильном транспорте [Электронный ресурс] / Ю. И. Моисеев, А. А. Рыбанов, А. А. Сухов // NovaInfo.Ru: электрон. журнал. — 2016. — № 46, ч. 2. — C. 32–34. — Режим доступа: http://novainfo.ru/article/6072.