На сегодняшний день рынок розничной торговли РФ входит в десятку крупнейших и быстроразвивающихся европейских рынков. Также, данный рынок является одним из главных источников роста российской экономики. По данным исследования «Мировой сектор розничной торговли: коренные преобразования и оживление коммерческой деятельности» подготовленные «Deloitte» — международной компанией оказывающей услуги в области консалтинга и аудита, ведущие позиции занимают три компании из США по объему продаж:
– Wal-Mart Stores Inc. ($486 млрд.);
– Costco Wholesale Corporation ($118 млрд.);
– Kroger ($115 млрд.).
Из европейских компаний лидируют:
– Schwarz Unternehmenstreuhand KG ($99 млрд. Германия);
– Aldi ($85 млрд. Германия);
– Carrefour ($84 млрд. Франция).
X5 Retail Group занимает 47-ю позицию, Магнит 51-ю, Дикси 201-ю, а Лента 157-е место среди быстрорастущих розничных компаний. Все они переместились на позиции выше по сравнению с предыдущим годом. [1]
Исходя из данных Росстата, можно выявить, что обороты всего и в оборотах розничной торговли торгующих организаций показывают из года в год стабильный рост (средний процент ежегодного прироста оборота розничной торговли торгующих организаций с 2010 по 2014 года составлял 13,75 %). Однако, в 2014 году и следующие годы произошел кризис в российской экономике и наложение санкций, что конечно не могло не отразиться на рынке розничной торговли и ритейла РФ в частности. Средний ежегодный прирост оборота розничной торговли торгующих организаций с 2014 по 2018 год составил 4,31 %. Снижение среднего прироста составило почти 10 %. Статистика и динамика оборота за 2010–2018 гг. приведены в таблицы 1 и на рисунке 2. [2]
Таблица 1
Оборот розничной торговли вРоссийской Федерации за 2010–2018гг., вмлн. руб.
Годы |
Всего |
В том числе |
Оборот розничнойторговли торгующих организаций |
Продажа на розничных рынках иярмарках |
Ежегодный прирост всего розничного оборота вРФ,% |
Ежегодный прирост оборот розничной торговли торгующих организаций,% |
|
Продовольственными товарами |
Непродовольственными товарами |
||||||
2010 |
16 512 047 |
8 002 168 |
8 509 879 |
14 457 154 |
2 054 893 |
13,10 |
13,43 |
2011 |
19 104 337 |
9 104 324 |
10 000 012 |
16 898 443 |
2 205 893 |
15,70 |
17,51 |
2012 |
21 394 526 |
9 961 362 |
11 433 165 |
19 126 305 |
2 268 222 |
11,99 |
14,33 |
2013 |
23 685 914 |
11 143 009 |
12 542 905 |
21 453 829 |
2 232 084 |
10,71 |
9,71 |
2014 |
26 356 237 |
12 380 806 |
13 975 432 |
24 057 249 |
2 298 988 |
11,27 |
11,42 |
2015 |
27 526 793 |
13 412 264 |
14 114 529 |
25 358 189 |
2 168 604 |
4,44 |
1,00 |
2016 |
28 240 885 |
13 716 580 |
14 524 305 |
26 298 361 |
1 942 524 |
2,59 |
2,90 |
2017 |
29 745 536 |
14 402 841 |
15 342 695 |
27 879 585 |
1 865 951 |
5,33 |
5,63 |
2018 |
31 579 372 |
15 055 431 |
16 523 941 |
29 799 469 |
1 779 903 |
6,17 |
7,70 |
Аналогичные данные можно представить в виде диаграммы (Рисунок 1).
Рис. 1. Динамика оборота розничной торговли в Российской Федерации за 2010–2018 гг.
На сегодняшний день около четверти предприятий розничной торговли в РФ убыточные, либо проявляется недостаток денежных средств, а их активы недостаточно ликвидны для поддержания финансовой устойчивости. Российские предприятия трудно адаптируются в связи с изменениями в конъюнктуре рынка. Грамотное управление финансовыми ресурсами не только поможет максимизировать прибыль, но и в долгосрочной перспективе может создать финансовую устойчивость.
Данная проблема является одной из основополагающей в экономике. Низкая финансовая устойчивость предприятий снижает платежеспособность, сдерживает развитие и может привести к банкротству. Также низкая финансовая устойчивость делает предприятия розничной торговли менее инвестиционно привлекательными.
Одна из основных задач в управлении финансами торгового предприятия является — достижение финансовой устойчивости, независимости и стабильности. Рациональное распределение собственных ресурсов может гарантировать наличие собственных средств на дальнейшее развитие предприятия — стабильные показатели рентабельности обеспечивают процесс расширенного воспроизводства. [3]
На сегодняшний день нет единого мнения по определению понятия «финансовая устойчивость». В отечественной финансово-экономической литературе авторы по-разному характеризуют данный термин.
– Финансовое равновесие — А. В. Грачев;
– Стабильность финансового положения — М. Н. Крейнина;
– Равновесие активов и пассивов — Г. В. Савицкая;
– Сбалансированность запасов и источников их финансирования — В. В. Ковалев;
– Долгосрочная платёжеспособность — Н. А. Русак и В. А. Русак;
– Превышение доходов над расходами — В. В. Бочкарев.
Наиболее значимыми с точки зрения оценки финансовых аспектов деятельности предприятия являются показатели:
– рентабельности;
– ликвидности;
– финансовой устойчивости;
– деловой активности.
Данные показатели являются независимыми друг от друга индикаторами финансовой устойчивости торговых предприятий. [4,5]
На основании этого в данной статье будут проанализирована финансовая устойчивость крупнейших предприятий розничной торговли в РФ — Магнит, Дикси, Ашан, Лента, Метро за период с 2012 по 2017 года.
Для оценки финансовой устойчивости рассчитываются относительные показатели финансовой устойчивости. Данные показатели рассчитываются в виде коэффициентов. Все данные показатели характеризуют состояние и структуру активов организации, обеспеченность их источников покрытия (пассивами). Эффективность их использования можно разделить на четыре группы:
– состояние оборотных средств;
– состояние основных средств;
– финансовую независимость предприятия;
– эффективность использования капитала.
В приложениях 1–5 отображены относительные показатели финансовой устойчивости предприятий розничной торговли Магнит, Дикси, Ашан, Лента, Метро за период с 2012 по 2017 года.
Исходя из проанализированных коэффициентов в приложениях 1–4, первая группа — показатели, характеризующие состояние оборотных средств можно заметить, что ни один коэффициент не соответсвует нормативному значению из всех приведенных предприятий розничной торговли. Это связанно с тем, что за весь анализируемый период у предприятий был отрицательный показатель собственных оборотных средств.
Во второй группе показателей характеризующих состояние основных средств почти у АО «Тандер» Магнит все коэффициенты соответствуют нормативному значению. Однако в 2015 и 2016 годах коэффициент реальной стоимости основных средств (КРОС) показал отклонение от нормативного значения на 0,01. Это связано с тем, что валюта баланса увеличилась незначительно больше, чем основные средства предприятия, и данный показатель не дотягивает до нормативного значения всего лишь на 0,01. Однако, у таких предприятий, как Лента, Метро и Ашан коэффициенты характеризующие состояние основных средств не соответсвуют нормативным значениям. Коэффициент постоянного актива превышает нормативное значение. Это связано с тем, что у предприятий больше средств внеоборотных активов, нежели средств собственного капитала. Крос расчитывается как отношение собственных средств к валюте баланса. Здесь ситуация намного лучше у оставшихся трех предприятий, так как у них есть послекризисный период — они показывают либо соответсвие нормативному значению, либо близкое значение к нормативному. Крипн расчитывается как сумма основных средств и запасов, которые делятся на валюту баланса. Здесь ситуация у всех предприятий соответствует нормативному значению, за исключением кризисного периода 2013–2014 годов.
В третьей группе показателей, характеризующих структуру финансовых источников, также, как и в первой группе, ни один коэффициент не соответствует нормативному значению у АО «Тандер» Магнит (кроме коэффициента финансовой устойчивости в последних двух периодах).
Коэффициент автономии не соответствует нормативным значениям, так как доля собственного капитала по отношению к валюте баланса существенно не дотягивает до нужных значений. У предприятия розничной торговли «Ашан» коэффициент автономии, который рассчитывается как отношение 3 раздела к валюте баланса, ниже относительно нормативного значения, но есть предпосылки к росту данного показателя. У «Ленты» и «Метро» коэффициент автономии не дотягивает до нормативного значения по причине недостаточного количества капитала и резервов, однако, у «Метро» в 2017 году коэффициент соответсвует норме — 0,51.
Коэффициент финансовой устойчивости АО «Тандер» Магнит показал несоответствие в двух периодах (2013 и 2014 годы) за счет роста источников собственных средств и долгосрочных обязательств. Та же ситуация и у «Ашана», «Метро» и «Ленты». Послекризисный период показал высокую финансовую устойчивость.
Коэффициент финансовой активности или плечо финансового рычага не соответсует нормативным показателям у всех анализируемых предприятий из-за того, что соотношения заемных средств в разы превосходит собственные средства. Можно отметить тенденцию выравнивания и освобождения зависимости от заемных средств предприятий. «Метро» показало соответветвие положенному значению данного коэффициента в 2017 году.
Аналогичная ситуация происходит и с коэффициентом финансирования, только в данном коэффициенте прямо противоположно соотношение собственного и заемного капитала. Также в данном показателе доля заемного капитала на порядок выше, чем доля собственных средств.
Общую оценку финансового состояния и платежеспособности предприятия дает анализ ликвидности.
Актив баланса реализуем, то есть имущество может быть превращено в деньги, а пассив баланса погашаем, то есть способен исчезать после его оплаты. То есть, ликвидность — увязка реализуемости активоов с погашаемостью пассивов. Таблица с разницой активов и пассивов анализируемых предприятий розничной торговли в млн. руб. за 2011–2017 гг. приведены в приложении 5 и 6. У всех четырех предприятий доминируют труднореализуемые активы (А4), затем в зависимости от периода занмиают медленно реализуемые активы и быстроерализуемые активы (А3 и А2). Наименьшую долю в структуре ликвидности активово занимают наиболее ликвидные активы (А1).
В структуре пассивов доминируют (у всех четырёх анализируемых предприятий) постоянные пассивы и наиболее срочные обязательства (П1 и П4).
Баланс у всех анализируемых предприятий считается не ликвидным, так как не выполняются следующие неравенства:
– НЛА (А1) ≥ НСО (П1);
– БРА (А2) ≥ КСП (П2);
– МРА (А3) ≥ ДСП (П3);
– ТРА (А4) ≤ ПП (П4). [6]
В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. По мнению других авторов рентабельность — показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.
Данный показатель характеризует финансовый результат и эффективность деятельности предприятия. Измеряет доходность предприятия с различных позиций и систематизируется в соответствии с интересами участников экономического процесса.
Таблица 2
Анализ показателей коэффициентов рентабельности [7–10]
Наименование показателя |
Наименование предприятие |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Коэффициент общей рентабельности |
Магнит |
2,54 |
5,13 |
6,05 |
6,02 |
5,31 |
4,03 |
0,75 |
Ашан |
5,35 |
5,56 |
5,34 |
5,02 |
4,36 |
4,43 |
1,69 |
|
Лента |
- |
4,92 |
5,02 |
3,49 |
9,97 |
3,54 |
2,14 |
|
Метро |
7,36 |
9,24 |
8,19 |
8,04 |
6,56 |
3,01 |
2,73 |
|
Коэффициент рентабельности продаж |
Магнит |
1,03 |
1,78 |
2,43 |
2,21 |
0,82 |
0,57 |
1,52 |
Ашан |
-0,14 |
-0,23 |
5,81 |
4,93 |
4,93 |
5,14 |
3,55 |
|
Лента |
- |
2,09 |
1,41 |
0,91 |
6,88 |
6,23 |
4,24 |
|
Метро |
2,29 |
2,63 |
2,16 |
1,87 |
1,28 |
-3,10 |
0,36 |
|
Валовая рентабельность |
Магнит |
23,85 |
24,59 |
25,41 |
24,67 |
23,18 |
21,90 |
24,88 |
Ашан |
15,89 |
16,26 |
23,08 |
22,84 |
23,09 |
25,38 |
25,65 |
|
Лента |
- |
17,18 |
17,93 |
18,76 |
24,12 |
24,27 |
25,37 |
|
Метро |
15,78 |
15,63 |
15,21 |
14,47 |
13,92 |
12,90 |
16,85 |
Коэффициент общей рентабельности основной и самый распространненный показатель оценивающий прибыльность предприятия. Данный показатель определяется как отношение прибыли до налогооблажения к выручке. Рассчитав данный показатель для четырех предприятий можно сделать вывод, что у всех компаний наблюдается резкое падение данного коэффициента начиная с 2014 года. Так, например, в 2016 году у АО «Тандер» Магнит коэффициент общей ренатбельности составлял 4,03 %, а уже в 2017 году он составил всего лишь 0,75 (снижение на 81,4 %). Тоже самое произошло и с «Ашан» в период 2016–2017 гг. резкое падение с 4,43 % до 1,69 % или на 61,9 %. У «Метро» происходило более плавное снижение общей рентабельности, в среднем на 21,3 %. И в период с 2014 по 2017 года снижение составило с 8,19 % до 2,73 %. У «Лента» за период с 2013 по 2017 год показали снижение на 58 % или с 5,02 % до 2,14 %. Однако, в 2015 году «Летна» показала рост коэффициента рентабельности с 4,49 % и почти до 10 %.
Коэффициент рентабельности продаж у всех анализируемых предприятий показал относительно невысокий результат. У АО «Тандер» Магнит за анализируемый период в 2013 году составило 2,43 %, а уже в последующие периоды показало постепенное падение до 0,57 % в 2016. В 2017 году показатель рентабельности продаж увеличелся до 1,52 %. У «Ашан» коэффициент рентабельности продаж за 2011 и 2012 года был отрицательным и составлял -0,14 % и -0,23 %, однако, уже в последующие периоды данный показатель из года в год колеблился с 5,81 % до 4,93 %. «Лента» показала, что с 2012 до 2015 года показала рост коэффициента рентабельности продаж (с 2,09 % до 6,88 %). После 2015 года также как и у других аналогичных предприятий розничной торговли коэффициент снизился до 4,24 % в 2017 году. «Метро» также показало снижение коэффициента рентабельности продаж с 2015 по 2017 год. В 2014 году рентабьность осставила 1,86 %, а уже в 2017 году составила 0,36 %, а в 2016 году коэффициент был отрицательным -3,10 %.
Валовая рентабельность у всех четырех анализуремых предприятиях был показан рост и данный коэффициент достаточно высокий. В 2017 году у «Магнит» данный показатель сосотавил 28,88 %, «Ашан» 25,65 %, «Лента» 25,37 %, а «Метро» 16,85 %.
Приемы финансового анализа всегда одинаковы и не зависят от того, чем вызвана необходимость рассмотрения конкретных показателей. Главным его инструментом является выведение и интерпретация различных финансовых коэффициентов. Если при этом правильно применять приемы анализа, то можно сделать выводы о состоянии здоровья фирмы и дать рекомендации по выявленным проблемам.
При расчетах типа финансовой устойчивости четырех предприятий розничной торговли свидетельствует о том, что предприятия имеют недостаток собственных, а также привлеченные источников средств для формирования запасов. Если имеет, то оно будет отнесено к третьему типу финансовой устойчивости — неустойчивое финансовое состояние. Это может быть обусловлено тем, что высокая доля источников собственных средств предприятия была направлена на покупку основных средств и других внеоборотных активов, а на пополнение оборотных средств направлялась лишь небольшая доля источников собственных средств. При росте собственных средств можно говорить о возможности покрытия небольшой доли запасов.
При следующем положении компании, когда за счет собственных и заемных источников средств не покрывается стоимость запасов и затрат, дополнительно привлекаются средства кредиторской задолженности. При этом доля активов, сформированных за счет заемного капитала по нормативу не должна превышать 50 %. [11]
Приложение 1
Анализ относительных показателей устойчивости АО «Тандер» Магнит
№п/п |
Показатель финансовой устойчивости организации |
Нормативное значение |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Группа 1. Показатели, характеризующие состояние оборотных средств |
|||||||||
1 |
Коб.СОС |
>0,1 |
-0,95 |
-0,94 |
-0,88 |
-0,84 |
-0,89 |
-0,78 |
-0,94 |
2 |
Коб.З |
[0,6–0,8] |
-2,34 |
-2,04 |
-1,63 |
-1,46 |
-1,19 |
-1,04 |
-1,19 |
3 |
Км |
(0,3;0,5) |
-2,85 |
-2,34 |
-1,73 |
-2,12 |
-2,11 |
-1,77 |
-3,32 |
Группа 2. Показатели, характеризующие состояние основных средств |
|||||||||
1 |
Кпа |
<1 |
3,85 |
3,34 |
2,73 |
3,12 |
3,11 |
2,77 |
4,32 |
2 |
Крос |
≥0,5 |
0,49 |
0,51 |
0,52 |
0,50 |
0,49 |
0,49 |
0,49 |
3 |
Крипн |
≥0,5 |
0,67 |
0,70 |
0,75 |
0,76 |
0,82 |
0,83 |
0,85 |
Группа 3. Показатели, характеризующие структуру финансовых источников |
|||||||||
1 |
Ка |
≥0,5 |
0,15 |
0,17 |
0,21 |
0,18 |
0,18 |
0,20 |
0,13 |
2 |
Кфу |
≥0,5 |
1,07 |
1,70 |
0,48 |
0,40 |
0,61 |
1,03 |
0,88 |
3 |
Кфа |
<1 |
5,84 |
4,82 |
3,70 |
4,65 |
4,46 |
4,04 |
6,93 |
4 |
Кфин |
≥1 |
0,43 |
0,40 |
0,40 |
0,32 |
0,38 |
0,53 |
0,36 |
Приложение 2
Анализ относительных показателей устойчивости Ашан
№п/п |
Показатель финансовой устойчивости организации |
Нормативное значение |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Группа 1. Показатели, характеризующие состояние оборотных средств |
|||||||||
1 |
Коб.СОС |
>0,1 |
-0,10 |
-0,28 |
-0,61 |
-0,36 |
-0,37 |
-0,32 |
-0,61 |
2 |
Коб.З |
[0,6–0,8] |
-0,26 |
-0,70 |
-1,77 |
-1,10 |
-0,98 |
-0,71 |
-1,29 |
3 |
Км |
(0,3;0,5) |
-0,16 |
-0,53 |
-1,06 |
-0,54 |
-0,42 |
-0,32 |
-0,59 |
Группа 2. Показатели, характеризующие состояние основных средств |
|||||||||
1 |
Кпа |
<1 |
1,16 |
1,53 |
2,06 |
1,54 |
1,42 |
1,32 |
1,59 |
2 |
Крос |
≥0,5 |
0,39 |
0,40 |
0,27 |
0,26 |
0,30 |
0,31 |
0,32 |
3 |
Крипн |
≥0,5 |
0,62 |
0,62 |
0,43 |
0,42 |
0,47 |
0,50 |
0.50 |
Группа 3. Показатели, характеризующие структуру финансовых источников |
|||||||||
1 |
Ка |
≥0,5 |
0,37 |
0,30 |
0,26 |
0,33 |
0,39 |
0,43 |
0,39 |
2 |
Кфу |
≥0,5 |
0,46 |
0,46 |
0,37 |
0,38 |
0,44 |
0,62 |
0,57 |
3 |
Кфа |
<1 |
1,69 |
2,38 |
2,81 |
2,02 |
1,54 |
1,32 |
1,56 |
4 |
Кфин |
≥1 |
0,62 |
0,44 |
0,41 |
0,52 |
0,71 |
0,93 |
0,89 |
Приложение 3
Анализ относительных показателей устойчивости Лента
№п/п |
Показатель финансовой устойчивости организации |
Нормативное значение |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Группа 1. Показатели, характеризующие состояние оборотных средств |
||||||||
1 |
Коб.СОС |
>0,1 |
-1,32 |
-1,59 |
-1,47 |
-1,03 |
-1,53 |
-1,32 |
2 |
Коб.З |
[0,6–0,8] |
-2,65 |
-3,28 |
-3,31 |
-2,74 |
-3,47 |
-2,97 |
3 |
Км |
(0,3;0,5) |
-2,11 |
-2,37 |
-2,69 |
-2,00 |
-2,32 |
-.2,15 |
Группа 2. Показатели, характеризующие состояние основных средств |
||||||||
1 |
Кпа |
<1 |
3,11 |
3,37 |
3.69 |
3,00 |
3,32 |
2,81 |
2 |
Крос |
≥0,5 |
0,38 |
0,41 |
0,44 |
0,52 |
0,54 |
0,59 |
3 |
Крипн |
≥0,5 |
0,55 |
0,56 |
0,59 |
0,67 |
0,68 |
0,71 |
Группа 3. Показатели, характеризующие структуру финансовых источников |
||||||||
1 |
Ка |
≥0,5 |
0,21 |
0,21 |
0,18 |
0,20 |
0,21 |
0,25 |
2 |
Кфу |
≥0,5 |
0,59 |
0,42 |
0,86 |
1,54 |
1,15 |
1,21 |
3 |
Кфа |
<1 |
3,71 |
3,86 |
4,52 |
3,93 |
3,84 |
3,47 |
4 |
Кфин |
≥1 |
0,50 |
0,50 |
0,42 |
0,53 |
0,45 |
0,51 |
Приложение 4
Анализ относительных показателей устойчивости Метро
№п/п |
Показатель финансовой устойчивости организации |
Нормативное значение |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Группа 1. Показатели, характеризующие состояние оборотных средств |
|||||||||
1 |
Коб.СОС |
>0,1 |
-0,53 |
-0,50 |
-0,42 |
-0,50 |
-0,37 |
-0,29 |
-0,04 |
2 |
Коб.З |
[0,6–0,8] |
-1,04 |
-1,32 |
-0,97 |
-1,06 |
-0,76 |
-0,62 |
-0,10 |
3 |
Км |
(0,3;0,5) |
-0,54 |
-0,99 |
-0,65 |
-1,04 |
-0,51 |
-0,38 |
-0,03 |
Группа 2. Показатели, характеризующие состояние основных средств |
|||||||||
1 |
Кпа |
<1 |
1,54 |
1,99 |
1,65 |
2,04 |
1,51 |
1,38 |
1,03 |
2 |
Крос |
≥0,5 |
0,56 |
0,47 |
0,49 |
0,47 |
0,50 |
0,47 |
0,47 |
3 |
Крипн |
≥0,5 |
0,76 |
0,66 |
0,70 |
0,71 |
0,73 |
0,70 |
0,65 |
Группа 3. Показатели, характеризующие структуру финансовых источников |
|||||||||
1 |
Ка |
≥0,5 |
0,39 |
0,25 |
0,31 |
0,24 |
0,35 |
0,37 |
0,51 |
2 |
Кфу |
≥0,5 |
0,69 |
0,73 |
0,33 |
0,24 |
0,39 |
0,65 |
0,59 |
3 |
Кфа |
<1 |
1,54 |
2,99 |
2,20 |
3,13 |
1,88 |
1,69 |
0,93 |
4 |
Кфин |
≥1 |
0,74 |
0,36 |
0,46 |
0,32 |
0,54 |
0,71 |
1,04 |
Приложение 5
Анализ динамики показателей ликвидности за 2011–2017гг., вмлн. руб.
Активы |
Наименование предприятий |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
А1 |
Магнит |
18 279 |
13 483 |
7 619 |
18 715 |
9 350 |
17 226 |
22 226 |
Ашан |
10 507 |
10 545 |
17 252 |
18 150 |
17 335 |
16 044 |
15 521 |
|
Лента |
- |
3 507 |
6 183 |
11 970 |
22 304 |
13 316 |
14 033 |
|
Метро |
2 488 |
15 801 |
12 592 |
11 799 |
12 213 |
16 764 |
28 103 |
|
А2 |
Магнит |
23 930 |
34 260 |
41 395 |
42 965 |
30 983 |
28 442 |
18 781 |
Ашан |
12 497 |
12 693 |
18 578 |
24 810 |
18 038 |
16 199 |
10 944 |
|
Лента |
- |
8 309 |
10 192 |
15 945 |
17 324 |
21 908 |
15 803 |
|
Метро |
8 387 |
9 571 |
9 175 |
12 175 |
11 758 |
11 949 |
7 069 |
|
А3 |
Магнит |
29 647 |
41 974 |
58 438 |
85 467 |
122 534 |
140 415 |
157 549 |
Ашан |
15 561 |
16663 |
19 634 |
21 692 |
22 121 |
26 939 |
23 806 |
|
Лента |
- |
12 071 |
15 844 |
22 900 |
26 438 |
31 717 |
38 593 |
|
Метро |
17 396 |
20 357 |
21 733 |
27 961 |
28 490 |
29 266 |
21 772 |
|
А4 |
Магнит |
92 473 |
120 595 |
148 673 |
181 783 |
214 738 |
227 703 |
243 796 |
Ашан |
29 255 |
32 841 |
65 436 |
67 238 |
72 576 |
78 614 |
82 282 |
|
Лента |
- |
46 461 |
72 780 |
102 382 |
102 419 |
146 273 |
156 914 |
|
Метро |
43 260 |
45 586 |
46 362 |
50 821 |
57 654 |
60 642 |
62 677 |
Приложение 6
Анализ показателей пассивов за 2011–2017гг., вмлн. руб.
Пассивы |
Наименование предприятий |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
П1 |
Магнит |
47 017 |
63 767 |
75 846 |
113 375 |
132 383 |
128 849 |
126 882 |
Ашан |
39 984 |
44 352 |
57 411 |
56 941 |
55 069 |
55 819 |
44 849 |
|
Лента |
- |
24 808 |
34 046 |
49 290 |
49 357 |
57 280 |
57 980 |
|
Метро |
36 842 |
61 897 |
45 113 |
52 079 |
47 484 |
60 237 |
56 549 |
|
П2 |
Магнит |
5 758 |
24 586 |
56 840 |
65 346 |
45 346 |
20 995 |
25 658 |
Ашан |
227 |
4 385 |
18 348 |
25 848 |
16 473 |
6 583 |
12 111 |
|
Лента |
- |
3 844 |
6 876 |
13 501 |
10 805 |
35 272 |
44 969 |
|
Метро |
128 790 |
44 412 |
15 170 |
24 000 |
22 100 |
0 |
0 |
|
П3 |
Магнит |
86 104 |
85 840 |
68 946 |
91 963 |
130 757 |
181 853 |
233 372 |
Ашан |
2 351 |
2 495 |
13 431 |
5 455 |
7 357 |
15 942 |
23 778 |
|
Лента |
- |
26 637 |
42 465 |
62 637 |
74 178 |
76 640 |
71 842 |
|
Метро |
6 404 |
6 503 |
1 521 |
1 799 |
2 313 |
14 326 |
0 |
|
П4 |
Магнит |
24 025 |
36 117 |
54 494 |
58 245 |
69 119 |
82 088 |
56 441 |
Ашан |
25 257 |
21 510 |
31 710 |
43 645 |
51 171 |
59 451 |
51 814 |
|
Лента |
- |
14 938 |
21 612 |
27 769 |
34 146 |
44 022 |
50 553 |
|
Метро |
28 156 |
22 870 |
28 058 |
24 879 |
38 218 |
44 060 |
60 602 |
Литература:
- Мировой сектор розничной торговли в 2017 году // Делойт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/consumer-business/articles/2017/global-powers-of-retailing.html
- Оборот розничной торговли // Росстат [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/#
- Куропаткина Ольга Михайловна Система показателей финансовой устойчивости предприятий розничной торговли // Известия СПбГЭУ. 2012. № 1.
- Абратюнина М. С., Грачева А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия 2-е изд., испр. М.: Дело и сервис 2007. 256 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 2009, 536 с.
- Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: Инфра — М, 2009. 416 с.
- Официальный сайт «Магнит»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magnit-info.ru
- Официальный сайт «Metro»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metro-cc.ru/
- Официальный сайт «Лента»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.com/
- Официальный сайт «Ашан»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.auchan.ru
- Гараева Олия Равиловна Финансовая устойчивость компании и пути ее укрепления // Проблемы Науки. 2015. № 7 (37).