В статье рассматривается развитие и современное состояние особых экономических зон в России, проведен анализ структуры и исторической динамики ОЭЗ по типам и направлениями деятельности.
Ключевые слова: особые экономические зоны, ОЭЗ, Россия, инвестиции, экономика.
Одним из инструментов экономического роста могут выступать территории с особыми экономико-правовыми условиями, которые в теоретической литературе и практической деятельности могут именоваться особыми экономическими зонами (ОЭЗ), специальными экономическим зонами и др.
В данной статье мы рассмотрим развитие и современное состояние ОЭЗ в России. Основным нормативным документом, регулирующими данное направление в Российской Федерации, является Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который содержит такое определение ОЭЗ: «часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны» [3].
Также данный акт содержит условия создания ОЭЗ. среди которых отмечено, что:
– ОЭЗ может располагаться на территории одного или нескольких муниципальных образований в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации. При этом не допускается создание ОЭЗ на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития;
– ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц;
– предусматривается возможность включать в границы ОЭЗ участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц [3].
В зависимости от направления деятельности Закон выделяет 4 типа ОЭЗ:
– промышленно-производственные ОЭЗ;
– технико-внедренческие ОЭЗ;
– туристско-рекреационные ОЭЗ;
– портовые ОЭЗ.
Рассмотрим динамику и структуру ОЭЗ по типам.
В настоящее время в России осуществляют функционирование 25 ОЭЗ четырех типов [2]:
– 9 ОЭЗ («Алабуга», «Калуга», «Липецк», «Лотос», «Моглино», «Ступино Квадрат», «Титановая долина», «Тольятти», «Узловая») промышленно-производственного типа;
– 6 ОЭЗ («Дубна», «Иннополис», «Исток», «Томск», «Технополис «Москва»», «Санкт-Петербург») технико-внедренческого типа;
– 9 ОЭЗ («Байкальская гавань», «Бирюзовая Катунь», «Завидово», «Ворота Байкала», кластер «Курорты Северного Кавказа») туристско-рекреационного типа;
– 1 портовая ОЭЗ («Ульяновск»).
В целом в России до 2015 года наблюдалась тенденция увеличения количества ОЭЗ разных типов, после чего произошло небольшое сокращение общего количества ОЭЗ и стабилизация численности. На рис. 1 приведем динамику количества ОЭЗ по типам и годам, начиная с 2005 года, где можно увидеть, что наибольшее число ОЭЗ принадлежит к промышленно-производственному типу и туристско-рекреационному типу.
Рис. 1. Количество ОЭЗ в России по типу и годам
По состоянию на 2018 г. на территориях ОЭЗ зарегистрировано 656 резидентов, из них в 2017 году — 146 резидентов. Их них на ОЭЗ промышленно-производственного типа приходится 197 резидентов, на ОЭЗ технико-внедренческого типа — 374, на ОЭЗ туристско-рекреационного типа — 66, на портовую ОЭЗ — 19. При этом, в ОЭЗ промышленно-производственного типа число компаний-участников увеличилось с 2011 г. по 2017 г. в 4 раза, в ОЭЗ технико-внедренческого типа — в 2 раза, в ОЭЗ туристско-рекреационного типа — в 2 раза и в портовых ОЭЗ — в 6 раз [1].
Структура резидентов по типам ОЭЗ на 2018 г. представлена на рисунке 2.
Рис. 2. Структура резидентов по типам ОЭЗ
Стоит отметить, что наиболее интересными в России с инвестиционной точки зрения стали ОЭЗ технико-внедренческого типа, доля резидентов которых составляет 57 % от общего количества. Обусловлено это условиями функционирования этих территорий, так как инвесторов привлекает возможность осуществить инвестиции в развитие современных технологических решений, поскольку они представляются более рентабельными.
Таким образом, анализ современного состояния и статистических данных ОЭЗ показал, что роль ОЭЗ в социально-экономическом развитии регионов довольно высока, о чем свидетельствует интерес инвесторов к данным организационным форматам.
Литература:
- Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2017 год и за период с начала их функционирования //. URL: http://economy.gov.ru/wps/wcm/connect/f2144a23–78d2–44a3–8230- c36a8b24b43b/report2017.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=f2144a23–78d2–44a3–8230-c36a8b24b43b (дата обращения 23.05.2019).
- Особые экономические зоны //. URL: http://www.rosoez.ru (дата обращения 23.05.2019)
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //. URL: http://www.rbc.ru/finances/19/02/2016/56c7064d9a79470b848a7d33 (дата обращения: 23.05.2019).