В статье рассмотрены проблемы формирования особых экономических зон в России на современном этапе и обозначено дальнейшее развитие.
Ключевые слова: особые экономические зоны, ОЭЗ, Россия, инвестиции, экономика.
Одним из инструментов экономического роста выступают особые экономические зоны (ОЭЗ). Начиная с 2005 года, с момента начала функционирования ОЭЗ в Российской Федерации, в рамках современного законодательного регулирования и экономического режима, накоплен немалый опыт и достигнуты определенные результаты в данном направлении.
Между тем, эффективность данного подхода оказалась недостаточно высока, что явилось причиной предписаний Счетной палаты России о целесообразности совершенствование данного инструментария в части формирования, эксплуатации и курирования процессов ОЭЗ, в том числе в отношении требований к обоснованности формирования, прибыльности, экономической целесообразности и периоду окупаемости.
Так, например, по состоянию на 2017 год, по данным контролирующего органа, деятельность по обеспечению необходимых мер и механизмов по оптимизации бюджетных затрат, предусмотренных для формирования инфраструктурных объектов ОЭЗ, велась недостаточно продуктивно. Таким образом, по состоянию на 2017 год совокупный размер финансов, направленных из федерального бюджета, которые не были освоены управляющими компаниями был около 18 миллиардов рублей. Также аудиторы отметили, что общего принципа к выделению средств в рамках федерального бюджета на осуществление мероприятий по созданию инфраструктуры ОЭЗ не существует (данный подход не нашел отражения в системе федерального законодательства), поэтому объем такого финансирования сильно различается [3].
Затраты на ОЭЗ не только не оптимизированы, но и наблюдается тенденция к их росту, и Счетная палата отмечает, что процедура выработки решений по новым затратам на ОЭЗ не обладает достаточным уровнем прозрачности и открытости. Если на счетах имеются большие остатки бюджетных средств, планируются дополнительные затраты. Например, несмотря на то, что в 2015 году из федерального бюджета были полностью осуществлены затраты на инфраструктуру Калужской зоны в размере 2,6 миллиардов рублей, в 2016 году на создание 16 из 35 объектов Калужской ОЭЗ было предусмотрено 3,3 дополнительных миллиардов рублей. А создание ОЭЗ «Лотос» должно было осуществляться без использования средств федерального бюджета, однако в 2016 году в рамках данного проекта было потрачено 500 миллионов рублей из федеральных бюджета.
Кроме того, отдельные проблемы фиксируются в сфере земельных отношений. К ним относятся неразвитость механизмов передачи земли их жителям, недооцененная аренда как форма использования земли в особых экономических зонах. Ряд действий государственных институтов способствовал оптимизации механизма передачи земли в пользование жителям через аренду земли в качестве государственной услуги. Земельные участки в пределах ОЭЗ предоставляются для долгосрочной аренды в рамках договоренностей между администрацией ОЭЗ и участниками. Закон об особых экономических зонах предусматривает установленный размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые участнику ОЭЗ в размере 2 % от их кадастровой стоимости, и предусматривает льготные возможности для строителей инфраструктуры.
Однако для того, чтобы данный инструмент работал эффективно, необходимо предоставить ему дополнительные механизмы: возможность получения льготного кредита, ипотечного кредита, различных льгот, предоставляемых за счет бюджетных средств. Для формирования рыночного оборота земельных участков целесообразно создать земельные ипотечные банки, которые узаконят ипотечные функции земель, повысят капитализацию предприятий (в том числе сельскохозяйственных) и их инвестиционную привлекательность.
Это приводит к тому, что не все территории, выделенные по ОЭЗ активно эксплуатируются по назначению. Так, всего на создание ОЭЗ было выделены территории общей площадью 66,7 тыс. гектаров, при этом по состоянию на 2018 год 43,7 или 65,5 % тыс. гектаров не получили развития [3].
В качестве одного из самых перспективных инструментов преодоления возникших трудностей и решения существующих проблем может быт рассмотрен механизм ГЧП. В исследовании [1] под ГЧП понимается «юридически оформленная, предполагающая соинвестирование и разделение рисков система отношений между государством и муниципальными образованиями, с одной стороны, и гражданами, и юридическими лицами — с другой. Предметом такой системы отношений выступают объекты государственной и (или) муниципальной собственности, а также услуги, оказываемые государственными и муниципальными органами, организациями, учреждениями и предприятиями». Вместе с тем в современном российском правовом поле ГЧП может быть реализовано в рамках концессионного соглашения или на основании законов субъектов Федерации о ГЧП. Также принят Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5], который определяет правовое регулирования указанного направления.
Исходя из международного опыта можно отметить, что ГЧП выступает в качестве действенного инструмента для привлечения частных инвестиций для развития ОЭЗ [2]. Использование подобного инструмента выгодно как для органов власти, так и для частного инвестора и участников ОЭЗ. Развитие инфраструктуры будет осуществлять быстрее, а применения квалификаций и наработанных навыков частного бизнеса будет способствовать комплексному улучшению качественной составляющей проекта. В то же время часть рисков может быть разделена с частным партнером.
Литература:
- Варнавский В. Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики //. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/30/1270394323/ГЧП.pdf (дата обращения: 23.05.2019).
- Попов В. Р. Особые экономические зоны как инструмент управления инновационно-индустриальным развитием экономики //. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobye-ekonomicheskie-zony-kak-instrument-upravleniya-innovatsiionno-industrialnym-razvitiem-ekonomiki-regiona (дата обращения: 23.05.2019.
- Резидентам выставили счеты //. URL: https://rg.ru/2018/10/22/schetnaia-palata-proverila-osobye-ekonomicheskie-zony.html (дата обращения: 23.05.2019).
- Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» //. URL: http://www.rbc.ru/finances/19/02/2016/56c7064d9a79470b848a7d33 (дата обращения: 23.05.2019).
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_182660/ (дата обращения: 23.05.2019).