Ключевые слова: АПК, Амурская область, сельское хозяйство, национальная безопасность, стратегическое планирование, государственная программа, экспорт.
Формирование плана стратегического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации (АПК РФ) осуществляется на высшем законодательном уровне.
В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», под стратегическим планированием понимается определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития России и обеспечения национальной безопасности [1].
Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности является реализация стратегических национальных планов, включая планы социально-экономического развития Российской Федерации. Стратегическое планирование осуществляется путём разработки концепций, доктрин, стратегий, программ, проектов и планов устойчивого развития России с учётом задач обеспечения национальной безопасности.
28 июня 2014 г. вступил в силу Федеральный закон № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) «О Стратегическом Планировании в Российской Федерации», который направлен на формирование современной системы государственного стратегического планирования. В соответствии с данным нормативным актом, стратегическое планирование отраслей экономики осуществляется на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований.
Выбор идеи или миссии будущего плана развития на федеральном уровне осуществляется с учетом ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [3].
В настоящее время общая стратегия развития АПК в России формируется в рамках обеспечения национальной безопасности РФ в целом и регулируется рядом нормативно правовых актов:
– Федеральным законом от 29.12. 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства»;
– Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018 г.) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»;
– Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;
– Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 559-р «О Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г».;
– прочими федеральными и ведомственными целевыми программами, связанными с решением проблем развития агропромышленного комплекса страны и обеспечения ее продовольственной безопасности.
Проведенный анализ нормативно — правовых актов, касающихся развития АПК в РФ, позволяет сделать выводы, что соблюдены все этапы процесса стратегического планирования, а именно:
– определена миссия и цели развития АПК;
– проводится анализ среды, включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон, а также анализ потенциальных возможностей на основании имеющейся внешней и внутренней информации;
– выбраны стратегии;
– определены этапы и сроки реализации стратегии;
– проводится оценка и контроль выполнения (соответствие целевым индикаторам).
Согласно предварительным данным Федеральной службы государственной статистики за 2018 год, Амурская область в Дальневосточном федеральном округе занимает первое место (в стоимостной оценке произведенной продукции 22,8 % от общего объема), в том числе за счет значительной доли растениеводства — 29,8 % (таблица 1).
Таблица 1
Продукция сельского хозяйства в 2018 году вхозяйствах всех категорий, млн. рублей [6]
Наименование субъекта |
Всего с/х |
В том числе |
Отчетный год в% кпредыдущему году (в сопоставимых ценах) |
|||
Растениеводство |
животноводство |
сельское хозяйство |
в том числе |
|||
растениеводство |
животноводство |
|||||
Дальневосточный федеральный округ |
194937,7 |
100560,0 |
94377,7 |
98,0 |
96,8 |
99,4 |
Республика Бурятия |
16538,1 |
5402,4 |
11135,6 |
106,9 |
125,4 |
99,5 |
Республика Саха (Якутия) |
26377,2 |
9134,6 |
17242,6 |
103,3 |
110,5 |
99,6 |
Забайкальский край |
22600,8 |
7146,8 |
15454,0 |
99,1 |
114,7 |
93,4 |
Камчатский край |
8275,1 |
3302,9 |
4972,2 |
100,5 |
88,0 |
112,1 |
Приморский край |
41181,4 |
26071,9 |
15109,4 |
95,4 |
94,1 |
97,8 |
Хабаровский край |
16446,0 |
8828,4 |
7617,6 |
99,7 |
104,8 |
93,7 |
Амурская область |
44514,2 |
29958,9 |
14555,3 |
91,7 |
88,1 |
100,8 |
Магаданская область |
2531,1 |
1245,9 |
1285,2 |
98,5 |
96,9 |
100,2 |
Сахалинская область |
10605,0 |
5693,1 |
4911,9 |
106,0 |
94,7 |
124,8 |
Но, в то же время, доля продукции АПК, произведенной в Дальневосточном федеральном округе, самая низкая в целом по Российской Федерации и составляет всего 3,8 %, что конечно обусловлено высокими транспортными расходами, влиянием неблагоприятных климатических факторов, потребностью в большем объеме удобрений по причине низкого естественного плодородия дальневосточных земель, а также рассредоточенностью сельскохозяйственного производства и его очаговым характером в северных территориях.
Реестр сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций и индивидуальных предпринимателей агропромышленного комплекса Амурской области в 2018 году включает в себя 571 участника различной организационно — правовой формы собственности [7]. Согласно представленным данным валовая продукция сельского хозяйства в фактических ценах 2018 года к аналогичному периоду 2017 года снизилась на 6179,6 млн. рублей или 8,3 %, в том числе в основном за счет продукции растениеводства на 11,9 %. Основной причиной снижения показателей как в 2017 г. к уровню 2016 г., так и в 2018 г. к уровню 2017 г., являются погодные условия, а именно подтопление и переувлажнение почвы. Данный фактор, безусловно оказал негативное влияние и на сферу животноводства в 2017 году по причине роста стоимости кормов (таблица 2).
Таблица 2
Показатели развития АПК Амурской области
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2018г. к 2017г., в% |
Валовая продукция сельского хозяйства в фактических ценах |
|||||
всего: в том числе: |
млн. р. |
52776,5 |
50693,8 |
44514,2 |
91,7 |
растениеводство |
млн. р. |
37252,9 |
36388 |
29958,9 |
88,1 |
животноводство |
млн. р. |
15523,6 |
14305,8 |
14555,3 |
100,8 |
Помимо снижения показателей эффективности развития АПК в регионе, можно отметить отсутствие самостоятельности органов местного самоуправления в решении ключевых, наиболее важных вопросов, которые затрагивают непосредственно участников АПК Амурской области.
Так, один из крупнейших производителей мяса птицы ООО «Амурский бройлер», столкнулся с отсутствием государственной поддержки со стороны местных властей и вынужден был перейти с 01.01.2019 года с упрощенной системы «ЕСХН» по ставке 6 %, на общую систему налогообложения (таблица 3). Согласно изменениям и дополнениям, внесенным в статьи 145 и 346.1 Налогового кодекса (НК) РФ, с 1 января 2019 года плательщики ЕСХН признаются плательщиками НДС (п. 5 ст. 9 Закона № 335-ФЗ). В соответствии со статьей 346.8. НК РФ законами субъектов Российской Федерации разрешено устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 6 процентов для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости.
Таблица 3
Система налогообложения ООО «Амурский бройлер»
Наименование налога |
До 01.01.2019г. |
После 01.01.2019г. |
ЕСХН |
6 % |
х |
НДС |
х |
20 % |
Налог на имущество |
х |
2,2 (исходя из кадастровой стоимости) |
Налог на прибыль |
х |
20 % |
НДФЛ |
13 % |
13 % |
Страховые взносы |
30,2 % |
30,2 % |
В качестве примера можно привести практику других регионов РФ, так в Московской области в отношении всех налогоплательщиков ЕСХН ставка налога составляет 0 % на срок 2 года (Закон Московской области от 27.08.2018 г. № 145/2018-ОЗ), в Кемеровской области на указанный период ставка установлена в размере 3 % (Закон Кемеровской области от 23.11.2018 г. № 91-ОЗ), в Свердловской области — 5 % (Закон Свердловской области от 06.11.2018 г. № 114-ОЗ).
Одним из бесспорных конкурентных преимуществ Амурской области является расположение региона, а именно приграничное с Китайской Народной Республикой расположение, а соответственно это бесспорный карт-бланш пред многими регионами РФ в части реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года. «Наше естественное преимущество (я думаю, что все с этим согласятся) — это огромные природные возможности, их нужно использовать для наращивания производства именно экологически чистой продукции. Поручаю Правительству создать защищённый бренд отечественной чистой, «зелёной» продукции, он должен подтверждать, что в её производстве используются только безопасные для здоровья человека технологии, заслужить гарантии высокого качества и на внутреннем, и на внешнем рынке. На внешнем пойдёт всё влёт, уверяю вас, там ничего чистого вообще не осталось» [5]. То есть необходимо сосредоточить все усилия на разработке новых направлений, ориентированных на расширение ассортимента экспортируемых товаров и выходе на новые внешние рынки за счет популяризации бесспорных конкурентных преимуществ сельского хозяйства РФ, а именно экологичности произведенной продукции.
Таким образом, основные усилия стоит сосредоточить на создании отраслевой системы поддержки и продвижения экспорта сельскохозяйственной продукции и обеспечении соответствия продукции, производимой в Амурской области, требованиям регулирующих органов рынка КНР, а также за счет регулирования ставок вывозных таможенных пошлин на экспортируемую сельхозпродукцию, в частности зерно, сою и мед.
Литература:
- Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/95521/;
- Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Правовая система Консультант Плюс;
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264 «О развитии сельского хозяйства» [Электронный ресурс]: Правовая система Консультант Плюс;
- Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года http://kremlin.ru/events/president/news;
- Продукция сельского хозяйства. Федеральная служба государственной статистики//www.gks.ru/free_doc/doc_2018/bul_dr/sx/SborVal_pr18.xls;
- Основные организации пищевой и перерабатывающей промышленности. Министерство сельского хозяйства Амурской области//http://agroamur.ru/2/osnovniepredpr.html;
- Обзор внешнеэкономической деятельности Амурской области за 2018 год. Дальневосточное таможенное управление // dvtu.customs.ru/attachments/article/25891/Амурская %20обзор.doc;
- Экспорт из Амурской области в Китай // https://ru-stat.com/date-M201608–201708/RU10000/export/CN/;
- Информация, касающаяся вывоза продукции с территории Российской Федерации. федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору// http://www.fsvps.ru/fsvps/importExport/china/export.html;
- Шаляпина И. П. Стратегическое планирование деятельности предприятия АПК: учебное пособие, 1-е изд./ Шаляпина И. П., Анциферова О. Ю., Мягкова Е. А. СПб.: Лань, 2017.- 140 с.