Государственное стратегическое прогнозирование в российской экономике: проблемы и перспективы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 3017 раз

Библиографическое описание:

Петросян, В. Н. Государственное стратегическое прогнозирование в российской экономике: проблемы и перспективы / В. Н. Петросян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 233-236. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59656/ (дата обращения: 16.11.2024).



Необходимость прогнозирования показателей экономического развития необходима для определения возможных направлений развития общества. Кроме того, разработка основных направлений и мер экономической политики государства в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, а также возможные результаты ее реализации требуют научно обоснованных вариантов развития экономических явлений и процессов.

Прогноз социально-экономических показателей в целом основан на предположении, что будущее состояние общества во многом определяется процессами, происходящими в прошлом и настоящем. В значительной степени эта предпосылка верна, поскольку действия объективных законов социально-экономического развития осуществляются независимо от условий, в которых действует та или иная социально-политическая система. Законы экономического развития основаны на повторении явлений и процессов, связанных с производством и распределением социального продукта, на основе которых следует предположить, что выявленные закономерности будут выполнены в будущем.

Основным препятствием для реалистичного прогноза социально-экономического развития и слабой стороны долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года является сосредоточение внимания на модели ориентированной на экспорт экономики.

Проблемы с планированием зачастую бывают спрогнозированы компетентными ведомствами и поставлены на особый учет. Однако не стоит забывать, что такие действия иногда приводят к тому, что происходит «конфликт» полномочий и требований. Конфликт полномочий и требований означает что

Успешный опыт социально-экономических реформ и модернизации в других странах показывает, что при долгосрочных прогнозах желательно полагаться не на оптимистичные сценарии развития, а на те, которые ближе к реальности, к тому же нужно сознательно стараться анализировать худшие варианты. Поэтому в случае долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года неясно, почему даже при менее благоприятном прогнозе социально-экономического развития власти сочли вполне приемлемыми и приемлемыми условия для цен на энергоносители и роста ВВП.

В рамках этих основных блоков стратегического планирования в документах о прогнозировании ставится особенно сложная задача предвидеть будущие сценарии социально-экономического развития и дать властям понять, какую материальную базу, поддержку ресурсов и реальную основу можно установить в соответствии с целями и задачами, провозглашенными в рамках целевого задания. На основе потенциальных возможностей для достижения целей, определенных в рамках прогнозирования, планирование и программные документы должны быть разработаны, таким образом, связывая желаемые пожелания целевых документов с их фактической реализацией через документы планирования и программирования [5].

Важно отметить, что текущие целевые показатели, которыми и рассчитывается прогнозирование являются несколько абстрактными, так как не могут передать полноту оценки социально-экономических показателей. Также, не прибегая к дословному цитированию прогноза СЭР до 2030 года, можно с уверенностью обозначить те приоритеты, которые государство выставляет. Они, по большому счету, не изменяются и не дополняются качественными, а не количественными критериями.

Каждая ссылка в этой системе тесно связана со всеми ее элементами и содержит множество нерешенных проблем и неотложных задач.

Однако, учитывая ограниченный объем данной статьи, уместно остановиться на поле проблематичным системы документов стратегического планирования Российской Федерации: документы стратегического планирования с прогнозированием на примере прогноза социально-экономического развития в долгосрочной перспективе Российской Федерации на период до 2030 года.

При стратегическом прогнозировании необходимо учитывать, какие изменения произойдут в результате решения. Это означает прогнозирование того, что произойдет вскоре после того, как действие будет выполнено, а также может произойти через год или даже через пять лет. Чтобы достичь этого, сначала нужно собрать время для сбора данных обо всех соответствующих факторах, а затем разработать сценарии, основанные на этих факторах, которые часто помогают прогнозировать результаты и облегчают выбор такого плана действий, фактически являются наиболее практичными. решение.

Согласно этому документу, долгосрочный прогноз представляет собой уникальную платформу для разработки долгосрочных стратегий и конкретных программ.

Большой потенциал для решения проблем можно увидеть в реализованной стратегии импортозамещения. Результатом стало повышение конкурентоспособности и увеличение производства в различных отраслях промышленности, включая металлургию, добычу нефти, химическую промышленность, промышленность, которая производит общие потребительские товары (продукты питания, одежду, обувь), сельское хозяйство, некоторые технические сегменты и фармацевтические препараты. Поэтому сегодня перед Россией стоят две основные задачи: обеспечение устойчивого экономического роста и повышение благосостояния граждан. Ключевым условием выполнения этой задачи является новая модель экономического роста путем создания благоприятного делового климата и стимулирования предпринимательства.

В процессе прогнозирования Российской экономики следует обратить внимание на следующие макроэкономические пропорции основных, которые в конечном итоге определяют эффективность рыночной экономики: анализ взаимосвязи валового внутреннего продукта и национального дохода, а также его динамику, помогают определить интенсивность материала всего производства в рамках Российской экономики в целом. при этом необходимо бороться за досрочный рост национального дохода, что является отражением снижения материальных затрат на производство производственной единицы.

В системе прогнозирования необходимо оправдать соблюдение определенных соотношений между показателями социального производства (ВВП, НД) и основными факторами рыночной экономики, такими, как труд, Капитал, земля, основной и трудовой капитал, производство и финансовый капитал и т. д. Оценки, прогноза состояния и динамики показателей эффективности производства, так и для Российской экономики в целом, так и для субъектов и объектов, индивидуальные экономические (регион, предприятие) отражают следующие показатели: производительность труда, рентабельность, производительность капитала, капиталоемкость, структура капитальных затрат и т. д.[1]

Важные макроэкономические показатели, характеризующие уровень технического прогресса в экономических системах, включают структуру основных средств, соотношение амортизационных отчислений, темпы морального и физического обесценения основного капитала. Увеличение активной части основных фондов, ускорение устаревания машин и оборудования, увеличение доли отчисления на амортизацию, увеличивают темпы роста физического объема ВВП, что более важно, чем темпы роста фонда возмещения в структуре ВВП.

В процессе прогнозирования экономического развития необходимо оптимально учитывать действия целого комплекса противоречивых факторов, возникающих в связи с требованиями решения текущих и будущих задач экономического развития. Например, задача обеспечения высоких темпов экономического роста не может быть достигнута без соответствующего увеличения доли накопления в структуре ВВП. В то же время существует определенный предел этому процессу, за которым происходят качественные и количественные изменения в экономике, что приводит к снижению эффективности работы. В свою очередь, увеличение доли потребления благоприятно сказывается как на краткосрочном уровне жизни населения, так и на секторальной структуре производства и показателях его эффективности. Однако увеличение доли потребления также имеет свои пределы из-за замедления темпов роста производства и замедление в темпах роста уровня жизни населения в долгосрочной перспективе.

Выживание на высококонкурентных рынках и адаптация к новым государствам требуют как стратегического мышления, так и использования всей доступной информации о будущем, а также информации о настоящем. Тем не менее, информация, необходимая о будущем, не всегда может быть легко доступна. Хотя часть этих данных и / или информацию (например, показатели инфляции, прогнозы роста, обменные курсы) можно получить из внешних источников, фирмы в основном производят и получают необходимые данные (например, объем будущих запасов, денежные потоки, доли рынка) сами по себе в своих телах. Кроме того, самим фирмам также может потребоваться подготовить для себя некоторые необходимые внешние данные (например, об уровнях инфляции и обменных курсах), которые в противном случае могли бы быть получены от внешних поставщиков [1].

Стратегическое управление применяется на трех разных уровнях: корпоративный, деловой и функциональный уровни. Фактически, управление на функциональном уровне является основной единицей управления, где стратегии в компании реализуются. При формировании стратегии менеджеры бизнес и корпоративного уровня нуждаются и используют информацию, поступающую с функционального уровня. Прогнозирование может осуществляться в любом месте на этих трех уровнях в зависимости от потребностей управления и проблем прогнозирования. Тем не менее, по мере продвижения сверху вниз по уровням управления, используется более интенсивная и более частая функция прогнозирования.

С другой стороны, стратегические решения в основном направлены на создание «конкурентных преимуществ» и отличаются от других ежедневных или оперативных решений несколькими аспектами.

Некоторые из характеристик стратегических решений заключаются в том, что они принимаются реже, чем (оперативные решения; они, как правило, более дорогостоящие (с точки зрения процесса принятия решений, например, могут потребовать больше времени и большего количества денег, а также альтернативных затрат) для принятия решений по сравнению с решениями другого типа; последствия могут быть слишком серьезными для фирмы; как правило, требуется дополнительная работа и больше времени для ее создания; они обычно могут требовать более подробную информацию (например, данные и (полный) анализ ситуаций, которые не могут быть предварительным условием для обычных ежедневных решений).

Такие решения, как сегментация рынка, разработка нового продукта, применение нового производственного процесса, выбор нового канала сбыта и применение нового маркетингового набора, могут рассматриваться как стратегические решения. Точно так же основные решения, направленные на получение существенного сокращения затрат, могут внести существенный вклад в получение конкурентных преимуществ и, следовательно, могут рассматриваться как стратегический тип [3].

В частности, прогнозирование затрат, доли рынка, продаж, запасов, денежных потоков, дивидендов, цен на акции и требований к мощности, которые являются лишь некоторыми из внутренних областей полезности, помимо процентных ставок, темпов инфляции и темпов роста экономики, которые некоторые из внешних областей полезности, все они так или иначе тесно связаны с принятием стратегических решений.

Осуществление функции прогнозирования в этом смысле является межведомственной деятельностью, и, следовательно, разработка прогнозов (например, продажи или потенциал рынка) должна осуществляться путем включения нескольких сторон (например, менеджер по исследованию рынка, менеджер по продажам, и менеджер по производству в компании). Это особенно важно, особенно если прогнозы используются для стратегического (например, маркетингового) планирования, интеграции и реализации этих стратегических планов.

Интеграция системы прогнозирования в управленческую деятельность особенно важна при использовании потенциала прогнозирования, который имеет два основных измерения: получение желаемых прогнозов и их использование. Поскольку первая связана с функцией прогнозирования, вторая связана с процессами принятия управленческих решений. Как и в случае с любыми другими инструментами принятия решений, невозможность его использования затруднит достижение желаемых целей, особенно если конкретное решение в значительной степени основано на информации из системы прогнозирования, такой как решения, касающиеся планирования производственных мощностей на основе прогнозов продаж),

В конце хотелось бы отметить важность обновления прогностических статей для реализации реформ социально-экономического плана.

Выводы:

Среднесрочные или долгосрочные прогнозы могут непосредственно рассматриваться для целей стратегического планирования, главным образом потому, что они должны учитывать экономические, политические, социальные, демографические и другие соответствующие внешние (или внутренние) характеристики. Хорошие прогнозы продаж начинаются с прогнозирования общего состояния экономики и переходят к прогнозированию конкретной отрасли, а затем — к рыночному потенциалу и продажам за определенный период времени. Ожидается, что в рамках этих процессов будут рассмотрены различные сценарии и составлен разный набор прогнозов для каждого сценария. Здесь стратегическое мышление является неотъемлемой частью прогнозирования для различных сценариев, а конечный продукт представляет собой набор информации, полученной в результате таких процессов, подготовленной для использования в стратегических целях.

Функция прогнозирования связана с контекстом стратегического управления следующим образом: Стратегические решения носят долгосрочный характер. Долгосрочные решения более рискованны, чем краткосрочные, из-за роста неопределенности в долгосрочной перспективе. Чем выше рост неопределенности, тем больше потребность менеджеров в информации для принятия стратегических решений. В принципе, чем дольше временной интервал, тем выше требования к планированию (например, планирование мощностей) в компаниях. Очевидно, что в таких ситуациях потребность в информации со стороны руководства резко возрастает, особенно, если мы намерены принимать стратегические решения, что делает прогнозирование центральным для принятия стратегических решений. Затраты являются еще одним фактором, который заставляет стратегических менеджеров учитывать прогнозирование. Прогнозирование с высокой точностью может потребоваться, особенно при принятии важных решений по планированию и инвестициям, основанных на прогнозах рыночного потенциала или продаж, когда возникают высокие затраты (например, расширение завода и строительство новых объектов). Размер затрат или финансовых ресурсов, которые необходимо инвестировать, может заставить фирмы использовать функцию прогнозирования для принятия решений.

Литература:

  1. O. V. Sergienko. Economía de Rusia: desafíos y amenazas, política gubernamental en las condiciones de reindustrialización. Boletín de la Universidad Estatal de Omsk. Serie: Economía. 2015. № 2 P. 48–54.
  2. La previsión del desarrollo socioeconómico a largo plazo de la Federación de Rusia para el período hasta 2030. P. 274.
  3. Calor B. C. Desarrollo de pronósticos para el desarrollo de objetos de la economía regional basados en un modelo de simulación dinámica, Moscú: SOPS, 2014, 58 p.
  4. Basovskiy L. E. Previsión y planificación en condiciones de mercado. M.: INFRA-M, 2018, 260 p.
  5. Uzyakov M. N. Transformación de la economía rusa y oportunidades de crecimiento económico. M.: ISEPN Publishing House, 2018., 359 p.

[1] O. V. Sergienko. Economía de Rusia: desafíos y amenazas, política gubernamental en las condiciones de reindustrialización. Boletín de la Universidad Estatal de Omsk. Serie: Economía. 2015. № 2 P. 48–54.

Основные термины (генерируются автоматически): решение, социально-экономическое развитие, долгосрочная перспектива, прогнозирование, Российская Федерация, стратегическое планирование, экономическое развитие, долгосрочный прогноз, Российская экономика, функциональный уровень.


Задать вопрос