Оценка дыхательного резерва у студентов медицинского университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 27.05.2019

Статья просмотрена: 3317 раз

Библиографическое описание:

Савкин, В. В. Оценка дыхательного резерва у студентов медицинского университета / В. В. Савкин, А. А. Хамитова, И. О. Яркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59664/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: дыхательная система, пробы на задержку дыхания, студент, физическая культура.

Многие годы люди дышат, совершенно не замечая этого. При каждом вдохе воздух входит в легкие, и при каждом выдохе небольшая часть альвеолярного воздуха выходит в атмосферу. Однако именно этот отточенный до совершенства механизм есть крайне необходимая основа жизни человека. Дыхание — это жизнь. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды — несколько дней, то без воздуха — всего несколько минут. Дыхание — совокупность процессов, обеспечивающих потребление кислорода и выделение двуокиси углерода в атмосферу. В основе дыхательной функции лежат тканевые окислительно-восстановительные процессы, обеспечивающие обмен энергии в организме. Несомненно, выносливость, работоспособность человека и его устойчивость к различным заболеваниям напрямую зависит от функционального состояния дыхательной системы. [3,4]

Цель: проанализировать и оценить состояние дыхательной системы студентов и организма в целом, а также выявить зависимость состояния дыхательной системы от занятий спортом.

Материал иметоды

В исследовании приняло участие 150 человек: группа 1–75 студентов, не занимающихся спортом; группа 2–75 студентов, занимающихся спортом от 3 лет (10 человек имеют спортивный разряд). В исследовании приняли участие как женщины (84 %), так и мужчины (16 %). Среди студентов, не занимающихся и занимающихся спортом, средний возраст составил 19 лет. Можно сказать, что группы подобраны правильно, так как возрастные особенности дыхательной системы в обеих группах одинаковы. Применяли следующие методики: антропометрические (измеряли вес, рост, обхват грудной клетки на вдохе и выдохе [1]) и физиологические (жизненная емкость легких, (осуществляли с помощью спирометра ССП), расчет должной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ), пробы Штанге и Генча по [1], проба Серкина [2]) Статистический анализ выполнен в программе Microsoft Office Excel 2007. Рассчитывали статистические показатели: cреднее по выборке и стандартная ошибка. Оценка различия признаков проводилась по критерию Стьюдента (t), при p < 0,05 tрасч≥1,977.

Результаты

По данным нашего исследования экскурсия грудной клетки у нетренированных людей находится на нижней границе нормы и составляет 4,0±0,2 см, а у тренированных экскурсия выше — 5,0±0,2 см, что на 25 % больше (tрасч= 3,571).

Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) осуществляли с помощью спирометра. У каждого человека своя индивидуальная жизненная емкость легких, которая зависит от многих показателей: возраста, пола, степени физической тренированности, заболеваний дыхательной системы и многих других факторов. Значение ЖЕЛ у нетренированных студентов составляет 2904±63 мл, а среди студентов, занимающихся спортом — 3412±92 мл, что на 18 % больше (tрасч= 2,144). Большое значение здесь играет физическая подготовленность студентов — это объясняется лучшим развитием дыхательной системы, большей силой сокращения дыхательных мышц и эластическими свойствами легких.

Для нахождения должной жизненной емкости используются специальные таблицы. Чтобы оценить ДЖЕЛ, необходимо знать точный возраст и рост. Средние значения должного объема среди опрошенных групп различны: у не занимающихся спортом — 3193±39 мл и занимающихся спортом — 3488±73 мл, что на 9 % больше (tрасч= 3,566). Отклонение ЖЕЛ от ДЖЕЛ по расчетам в норме не превышает ±15 %. Группа нетренированных студентов в среднем имеет отклонение 9 %, а группа тренированных студентов — 2 %, т. е. показатели в норме.

Проба Штанге проводится при задержке дыхания при вдохе. И существуют определенные стандарты оценки состояния дыхательной системы: 60с и более — отличное, 40–60с — хорошее, 30–40с — удовлетворительное, менее 20с — неудовлетворительное. По результатам исследования пробы Штанге нетренированные студенты имеют задержку дыхания 51±2с, тренированные студенты — 59±2с. Студенты обеих групп имеют хорошее состояние дыхательной системы, но у тренированных показатель выше на 16 % (tрасч= 3,077).

Проба Генча проводится при задержке дыхания на выдохе и также имеет критерии, которые позволяют оценить состояние дыхательной системы. Более 50с — отличное, 30–50с — хорошее, 20–30с — удовлетворительное, менее 20с — неудовлетворительное. В группе студентов, не занимающихся спортом, задержка составляет 27,0±1,1 с, а в группе занимающихся спортом — 32,0±1,4 с. Обе группы имеют удовлетворительное состояние дыхательной системы, но во второй группе этот показатель больше на 19 % (tрасч= 2,631). По величине показателя проб Штанге и Генча можно косвенно судить об уровне обменных процессов, степени адаптации дыхательного центра к гипоксии и гипоксемии.

Проба Серкина также проводится на задержку дыхания, но при использовании дозированной нагрузки в виде 20 приседаний за 30 секунд. Испытуемый трижды определяет время, на протяжении которого он свободно задерживает дыхание: фаза 1 — в состоянии покоя; фаза 2 — после небольшой нагрузки; фаза 3 — через минуту отдыха после предыдущего замера.

Таблица 1

Критерии оценки результатов функциональной пробыЛ.Г.Серкина [2]

Категории испытуемых

Задержка дыхания (1) впокое, с

Задержка дыхания (2) после 20 приседаний, с

Задержка дыхания (3) после отдыха, с

Тренированные

46–60

23–30

30 и более

Нетренированные

36–45

11–25

20 и более

Фаза 1. Задержка дыхания I в группе нетренированных людей — 40±1,5 с, а в группе тренированных она составляет 49±1,9 с, что соответствует норме, но в группе 2 она больше на 23 % (tрасч= 3,6).

Фаза 2. После 20 приседаний задержка дыхания II у студентов, не занимающихся спортом, составляет 18±0,7с, а у студентов, занимающихся спортом — 23±1,3с, что соответствует норме, но на 21 % больше (tрасч = 3,333).

Фаза 3. После минутного отдыха испытуемый снова задерживает дыхание III. Полученное значение задержки дыхания в группе нетренированных студентов составляет 30±1,1с, а в группе тренированных — 41±1,8с, что соответствует норме, но также на 37 % больше (tрасч = 4,783).

Проба позволяет оценить устойчивость организма к недостатку кислорода. Высокая способность сердечно — сосудистой и дыхательной системы удалять образующийся углекислый газ — показатель хорошего функционального состояния. Чем дольше удаётся человеку задерживать дыхание, тем он тренированнее, тем лучше он подготовлен к значительным нагрузкам.

Корреляция показывает меру зависимости между двумя и более случайными величинами. Число общих корреляционных связей у студентов, не занимающихся спортом, составило 11, среди них 8 сильных и 3 средних связи. Число общих корреляционных связей у студентов, занимающихся спортом — 24: 10 сильных и 14 средних связи. У студентов, занимающихся спортом, количество корреляционных больше, чем у студентов, не занимающихся спортом, так как антропометрические и физиологические показатели тесно взаимосвязаны друг с другом и влияют на функциональное состояние организма, в том числе и дыхательной системы.

Адаптивные возможности дыхательной системы и физическая выносливость прямо взаимосвязаны, так как кислород, поступающий через легкие необходим для активной и продолжительной работы мышц. Регулярные занятия спортом повышают резервы дыхательной системы и устойчивость всего организма [4,5].

Выводы

Состояние дыхательной системы и ее резервов лучше у группы тренированных студентов, так как по многим показателям их результаты были выше, чем у студентов, не занимающихся в секциях (рост, окружность грудной клетки на вдохе, окружность грудной клетки на выдохе, экскурсия грудной клетки, ЖЕЛ, ДЖЕЛ, проба Штанге, проба Генча, проба Серкина).

В группе тренированных студентов количество корреляционных связей больше, чем у не тренированных, так как физическая нагрузка и спорт улучшают и интегрируют физиологические показатели, в том числе показатели дыхательной системы.

Литература:

  1. Берг М. Д., Тютюнщикова В. Д., Кадырова Е. В., Кононова М. Л., Савкин В. В., Езов С. Г., Сагитова Т. Г., Нормальная физиология: методические рекомендации к практическим занятиям, под ред. М. В. Берг. Изд. 2-е, перераб. — Пермь, 2013. — 164 с.
  2. Определение и оценка функционального состояния. Пробы с задержкой дыхания [Электронный ресурс] https://medbe.ru/materials/sportivnaya-reabilitatsiya/opredelenie-i-otsenka-funktsionalnogo-sostoyaniya-proby-s-zaderzhkoy-dykhaniya/
  3. Орлов Р. С., Ноздрачёв А. Д. Нормальная физиология. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2006. — 696 с.
  4. Смирнов В. М. Физиология человека. — М.: Медицина, 2002. — 608 с.
  5. Трапезникова М. В., Савкин В. В. Мониторинг и прогнозирование психофизиологического статуса и успеваемости студентов 1–11 курса медицинского ВУЗа. Гигиена и санитария 2015. Т.94. № 1. С.104–108
Основные термины (генерируются автоматически): дыхательная система, задержка дыхания, студент, группа, грудная клетка, спорт, показатель, проба, должная жизненная емкость, жизненная емкость легких.


Ключевые слова

студент, физическая культура, дыхательная система, пробы на задержку дыхания

Похожие статьи

Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания

Тенденции развития физической науки в вузах

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Влияние занятий спортивной борьбой на общую физическую подготовленность

В статье рассматриваются вид спорта дзюдо, физическая подготовка дзюдоистов, влияние спортивной борьбы на общую физическую подготовленность. Проанализированы результаты проведенного тестирования двух групп обучающихся.

Обоснование применения оздоровительных технологий в физическом воспитании студентов основного отделения

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний при помощи физических упражнений

Реактивность организма студентов при выполнении сердечно-легочной реанимации в условиях симуляционной модели

Представлены особенности сенсомоторной реакции и вариабельности сердечного ритма у студентов при выполнении алгоритма сердечно-легочной реанимации в условиях симуляционной модели.

Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов

В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Особенности никотиновой зависимости у студентов

Похожие статьи

Особенности социализации студентов в процессе физического воспитания

Тенденции развития физической науки в вузах

Самоконтроль для занимающихся физической культурой

В статье показаны основные показатели самоконтроля при занятиях физическими упражнениями, методы их оценивания и значение для человеческого организма.

Влияние занятий спортивной борьбой на общую физическую подготовленность

В статье рассматриваются вид спорта дзюдо, физическая подготовка дзюдоистов, влияние спортивной борьбы на общую физическую подготовленность. Проанализированы результаты проведенного тестирования двух групп обучающихся.

Обоснование применения оздоровительных технологий в физическом воспитании студентов основного отделения

Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний при помощи физических упражнений

Реактивность организма студентов при выполнении сердечно-легочной реанимации в условиях симуляционной модели

Представлены особенности сенсомоторной реакции и вариабельности сердечного ритма у студентов при выполнении алгоритма сердечно-легочной реанимации в условиях симуляционной модели.

Профилактика заболеваний и предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов

В представленной работе проведен анализ профилактики заболеваний и предупреждения отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата у студентов. Исследованы вопросы методики в данной области. Проведен анализ ключевых моментов ЛФК.

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Особенности никотиновой зависимости у студентов

Задать вопрос