О необходимости изменения российской Конституции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №21 (259) май 2019 г.

Дата публикации: 28.05.2019

Статья просмотрена: 2159 раз

Библиографическое описание:

Бондарев, А. В. О необходимости изменения российской Конституции / А. В. Бондарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 319-321. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59683/ (дата обращения: 18.12.2024).



Конституция Российской Федерации — высший нормативно правовой акт государства, принятый на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года. Разработка проекта Конституции началась 22 июня 1990 года после образования Конституционной комиссии на Первом Съезде народных депутатов РСФСР, в который вошло 102 народных депутата, в числе которых были представители всех субъектов федерации. Проект Конституционной комиссии противоборствовал проекту Конституционного совещания, созванного по решению президента РФ Б. Н. Ельцина. В конечном счете, за основу был принят проект Конституционного совещания, вобравший в себя большое количество положений проекта Конституционной комиссии, и после окончательной доработки был вынесен на референдум в том виде, в котором мы знаем ныне действующую Конституцию.

Большинство учёных считает, что действующая Конституция имеет большое количество недостатков, начиная от формулировок некоторых положений, которые являются весьма общими, а в некоторых случаях некорректными, неточными и двусмысленными. Достаточно открыть преамбулу и первые статьи Конституции. «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» с первых строк говорится о многонациональности нашего народа, тогда как в конституциях развитых стран говорится о едином народе страны. Далее следует: «сознавая себя частью мирового сообщества…» Эти слова означают, что мы считаем себя не суверенным образованием, а частью чего-то больше, частью мирового сообщества, а значит, не считаем себя независимым государством. Статья 1 — «Россия — есть демократическое федеративное государство…» Данная статья противоречит статье 13.2, в которой указано, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной», однако первая статья прямо указывает на ультрадемократическую направленность. Статья 6 пункт 3 «гражданин не может быть лишён гражданства или права изменить его» [9]. Данный пункт также вызывает вопросы, потому что из смысла фразы следует, что каким бы человек не был злодеем, он не может быть наказан путём лишения гражданства, а может осуществлять выезд из страны и отказ от гражданства по собственной воле.

Не менее важный фактор — неисполнение положений Конституции. Если обратиться к Главе 1 — Основы конституционного строя (ст. 7, 13), Главе 2 — Права и свободы человека и гражданина (ст. 19, 29, 38–43), то можно заметить некоторые расхождения между установленными положениями и реальным положением вещей, как в социальной сфере, так и в сфере образования, медицины. Стоит отметить наличие перевеса в сфере разделения ветвей власти, а также обратить внимание на огромные полномочия Президента, которые с каждым годом только возрастают. Разумеется, за 25 лет было немало сделано для исправления противоречий Конституции и законодательства, однако, несмотря на эти попытки, создаётся ощущение, что пропасть между должным и реально существующим только увеличивается.

Существует серьёзная проблема легитимности действующей Конституции. В сравнении с развитыми странами Запада степень легитимности Основного закона России находится на очень низком уровне, что недопустимо для динамично развивающегося государства, которое борется за первые позиции на мировой политической арене. Всем известно, что главной целью конституционного процесса является общественное согласие, единство в вопросах государственного строительства. Как говорил П. Хаберле: «Консенсус является результатом конфликта и компромисса между участниками, каждый из которых представляет свое мнение и свои интересы» [11, c. 27]. Немаловажным фактором является и то, что российский народ не был допущен к разработке проекта Конституции, а при проведении референдума было допущено огромное количество нарушений. Достаточно ознакомиться с законом «О референдуме РСФСР». Он устанавливает, что для принятия проекта Конституции за один из представленных вариантов должно проголосовать более половины всех избирателей, то есть более 53 млн. человек. Однако было установлено, что для успешного проведения голосования достаточно простого большинства голосов, при условии, что явка на выборах составит более 50 %. Что является грубым нарушением.

Всё это наводит на мысль о пересмотре основных конституционных положений и принятии нового Основного закона, который будет соответствовать требованиям российского общества и конкретно выражать свои формулировки, не допуская неточностей.

Действующая Конституция предлагает 4 варианта внесения поправок и пересмотра, которые регламентируются главой 9:

1. пересмотр глав 1,2,9 (принятие новой Конституции);

2. поправки к главам 3–8 (кроме статьи 65);

3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта РФ;

4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава РФ.

Всего за время действия Конституции было принято 4 Закона о поправке к Конституции, 2 из которых 30 декабря 2008 г. (об увеличении сроков полномочий Президента и Государственной Думы до 6 и 5 лет соответственно [8], и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ) [7]. О расширении полномочий Президента, связанных с назначением прокуроров, исключении упоминаний о Высшем Арбитражном суде РФ от 5 февраля 2014 г. [6] О введении в состав Совета Федерации дополнительно представителей РФ, назначаемых президентом РФ и составляющих не более 10 % остальных членов Совета Федерации от 21 июля 2014 г [5].

Также было внесено 6 исправлений в связи с изменением наименования субъекта РФ и 6 исправлений в связи с изменением состава Российской Федерации.

С главами 3–8 всё более-менее понятно, даже несмотря на то, что сам процесс пересмотра не из лёгких, а вот с главами 1,2 и 9 всё обстоит намного сложнее. Статья 135 Конституции гласит, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном собрании, особом учредительном органе, который должен быть созван после внесения предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Однако такой закон до сих пор не принят, что делает невозможным процесс пересмотра Конституции. С одной стороны, это придаёт действующей Конституции устойчивость, однако, как высказывался С. С. Сулакшин в интервью газете «Наша версия» «Стабильность — это хорошо, но плохо, когда стабильность превращается в паралич. Исчезает развитие, исчезает будущее. Чтобы паралич не наступил, нужен новый Основной закон» [3]. Е. А. Лукьянова считает, что «абсолютная нерушимость» не больше, чем политическая уловка, направленная на удержание насильно навязанного конституционного строя. Как справедливо подметил Правовед Сергей Бабурин подметил: «Конституция 1993 года была «нормативно-правовым актом социального противостояния в обществе». Возможно, именно поэтому противостояние никак не прекратится, пора Основной закон заменить более совершенным. Нужно учесть и исправить крайности и сохранить оправдавшие себя ценности» [1, c.13].

Начиная с 2012 года всё чаще можно услышать заявления политиков и политологов о необходимости внесения поправок в действующую конституцию. Некоторые предложения прямо вносились на рассмотрение Государственной Думы [10]. Хотя в своём большинстве они имеют достаточно осторожный характер и призывают к исправлению старой Конституции, нежели к принятию новой. Примером может служить высказывание главы Конституционного суда России Валерия Зорькина в начале октября 2018 года. «Разумеется, у нашей Конституции есть недостатки. В их числе отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры» [4]. Вместе с этим он уточнил, «исправления нужно вносить точечно в действующий Основной закон, для принятия нового оснований пока нет».

После новогодних праздников о конституционных изменениях высказался спикер Госдумы Вячеслав Володин. В своём интервью журналистам он сказал: «В законодательстве было бы правильно более полно раскрыть определение «социальное государство». А именно это определение содержится в 7 статье Конституции и именно вопрос нерешённых социально-экономических проблем является главным источником напряжённости в обществе.

Всё вышесказанное прямо указывает на то, что конституционный вопрос уже сейчас требует последовательного и продуманного решения. Необходима конкретизация основных конституционных положений и приведение в соответствие прописанных норм к реальному положению вещей.

Литература:

  1. Авакьян С. А. Конституция как символ эпохи: В 2 т. / Под ред. проф. С. А. Авакьяна.Т.1. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — 375с.
  2. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: Издательская группа «Норма-Инфра-М», 2013. — 79 с.
  3. Горевой Р. Кремль готовит федеральный референдум об изменении Конституции России // Наша Версия. — 2018. — № 28. [электронный ресурс] — URL:https://versia.ru/kreml-gotovit-federalnyj-referendum-ob-izmenenii-konstitucii-rossii (дата обращения 24.05.2019)
  4. Есть ли необходимость менять Конституцию России? // Planet today. URL: https://planet-today.ru/geopolitika/item/98215-est-li-neobkhodimost-menyat-konstitutsiyu-rossii (дата обращения: 24.05.2019).
  5. Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2014. № 163.
  6. Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) //Российская газета. 2014. № 27.
  7. Закон РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» от 30.12.2008 N 7-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2008. № 267.

8. Закон РФ о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» от 30.12.2008 года N 6-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2008. № 267.

  1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014г. № 6-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Проблемы Конституции РФ // РУКСПЕРТ. URL: https://ruxpert.ru/Проблемы_Конституции_РФ# (дата обращения: 24.05.2019).
  3. Хаберле П. Открытое общество толкователей конституции // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 1. С. 21–28.
Основные термины (генерируются автоматически): действующая конституция, Государственная Дума, Конституционная комиссия, Конституция, Российская Федерация, внесение изменений, изменение наименования субъекта РФ, Конституционное совещание, мировое сообщество, реальное положение вещей.


Задать вопрос