Проблема мотивации лиц с речевой патологией, особенно детей дошкольного возраста, изучена крайне недостаточно. Наименее изученными остаются вопросы мотивации к исправлению речевого дефекта, к получению логопедической помощи.
Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения [1].
Отмечается, что недостатки мотивации имеют ключевое значение в психологической структуре дефекта. Игнорирование этих недостатков приводит к применению неэффективных методов и приемов коррекционной работы. Поэтому детальное исследование рассматриваемой проблемы перспективно как в плане дальнейшего развития теории, так и практики логопсихологии и логопедии [2].
Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. Основной вид деятельности у детей — это игра, однако коррекционная работа представляет собой необходимость выполнять различные задания и упражнения, порой однотипные и требующие усилий.
Результативным обучение становится только в том случае, когда дети сами проявляют познавательную активность. Поэтому одной из важных задач коррекционной работы является поиск методов для развития мотивации у детей [3].
Цель исследования заключалась в изучении особенностей формирования мотивации к исправлению недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Наличие терминологической неясности и недостаточная изученность проблемы определили трудности выбора диагностического инструментария, особенно для изучения данной сферы у детей дошкольного возраста [4].
Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации к исправлению недостатков речи:
- Мотивация достижения (рассматривалась относительная выраженность различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста);
- Мотивация к обучению (рассматривалась выраженность познавательного или игрового мотива ребенка);
- Мотивация к логопедическим занятиям (рассматривались ожидания ребенка, связанные с ситуацией обучения, его отношение к ней, эмоциональный настрой, познавательный интерес).
К указанным выше блокам личностных качеств были подобраны и адаптированы следующие методики: методика «Определение мотивов учения» М. Р. Гинзбург, методика «Сказка» Н. И. Гуткиной и адаптированная анкета Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации».
Проведенное исследование позволило выявить доминирующие мотивы поведения на логопедическим занятии, степень выраженности учебной мотивации и диагностировался уровень мотивации к исправлению недостатков речи.
Данные, полученные в результате проведения методики для определения мотивации к обучению, позволяют говорить о преобладании игрового мотива у дошкольников с ОНР — 42 % детей ответили, что в детском саду им нравится только играть с другими детьми и гулять.
Только 25 % детей сказали, что им нравится учиться в детском саду, нравится ходить на логопедические занятия и выполнять разные задания. Это показатель учебного мотива. Один ребенок выбрал позиционный мотив сказав, что хочет поскорее стать взрослым. Для другого ребенка было важно получать хорошие отметки, чтобы дома обязательно за это похвалили родители. Внешний мотив выявился у двоих дошкольников — собственного желания ходить в детский сад, на логопедические занятия дети не проявляют, а делают это, только по принуждению родителей или педагогов.
Данные, полученные в результате определения доминирования познавательного или игрового мотива, позволяют говорить о преобладании игровой мотивации у дошкольников с ОНР — 67 % детей показали слабую познавательную потребность, выбрав игрушки вместо сказки. Но игра их носила манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое. Среди них было двое детей, которые хотели и поиграть, и дослушать сказку. Но это желание рассматривалось с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации.
Только 33 % дошкольников с ОНР выбрали дослушать сказку до конца, что говорит о выраженном познавательном интересе у этих детей. Они внимательно слушали и смогли ответить на вопросы по тексту.
Методика мотивации к логопедическим занятиям позволяет говорить о преобладании низкого уровня — 50 % детей посещают логопедические занятия неохотно, предпочитают пропускать их. На занятиях часто отвлекаются, занимаются посторонними делами, играми.
Средний уровень наблюдается у 42 % дошкольников. Они испытывают положительное отношение к детскому саду, но он привлекает их больше как место для игр. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в саду, однако ходят в туда, чтобы общаться с друзьями, с педагогом. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и исправление недостатков речи их мало привлекает.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня отмечается недостаточный уровень сформированности мотивации к исправлению недостатков речи. Для них наиболее значимо получение удовольствия от процесса общения с логопедом, от игр с другими детьми, а не от результата учебной деятельности. Соответственно, формировать мотивационную сферу необходимо в связи с тем, что именно вопросы мотивации к исправлению речевого дефекта, к получению логопедической помощи играют порой решающую роль во всем коррекционном процессе.
Литература:
- Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 2001
- Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. — Учебник для вузов. — СПб., 2000. — 432с.
- Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., Смысл, 1971.-245 с.