Сельское хозяйство России и Омской области в частности до настоящего времени, несмотря на предпринимаемые руководством страны меры по повышению его эффективности, находится в глубоком и затяжном системном кризисе. Сегодня поиск и реализация путей, методов и средств выхода из этого кризиса относится к числу главных задач. В данной связи назрела необходимость выработки на научной основе путей по преодолению этого кризиса, построение эффективного хозяйственного механизма АПК, базирующегося на оптимальном сочетании самоактивности рынка и государственного регулирования, а также государственной поддержки. При этом как данные меры, так и такой механизм должны быть ориентированы на обеспечение высокого уровня конкурентоспособности как сельскохозяйственных предприятий, так и выпускаемой ими продукции [2].
Поскольку конкурентоспособность отражает практически все стороны экономики, определяет платежеспособность, финансовую устойчивость предприятия, его место на рынке, она должна быть поставлена в центр внимания как ученых, так и хозяйственных руководителей.
Таким образом, проблеме повышения конкурентоспособности, формирования и реализации конкурентных преимуществ отраслей и предприятий агропромышленного сектора, присуща особая актуальность и в научном отношении, и в практике хозяйствования [1].
За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Еще не так давно во многих странах и отраслях рынки были защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, оно не было столь ожесточенным.
Под конкурентоспособностью следует понимать многоплановую экономическую категорию, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, регионов, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь, поскольку региональная и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей внедрять новые инновационные проекты и выпускать конкурентоспособные товары.
Современный этап развития экономических отношений характеризуется взаимодействием множества юридических и физических лиц, порождающий широкий спектр противоречий. Большинство этих противоречий связано с вопросами повышения конкурентоспособности. Следовательно, на первый план в разработке экономической стратегии предприятия выходит задача усиления его конкурентного преимущества на рынке.
Важный аспект конкурентоспособности - наличие конкурентных преимуществ, то есть уникальных осязаемых и неосязаемых активов, которыми владеет предприятие, которые стратегически важны для бизнеса и позволяют побеждать в конкурентной борьбе. Чтобы предприятие стало лидером на рынке, ему необходимо опережать конкурентов в нововведениях в системе производства и сбыта, в установлении новых цен, снижении издержек. Поэтому конкурентоспособность не является постоянным признаком; преимущество над соперником может утрачиваться со временем как за счет факторов внешней среды, так и за счет внутренних факторов. Внешними факторами конкурентоспособности являются: финансово-кредитная, инвестиционная и налоговая политика государства; степень конкурентоспособности рынка; величина платежеспособного спроса; инфраструктура рынка; протекционистская политика по отношению к отечественным производителям; стандартизация и сертификация продукции; уровень информированности о рыночной конъюнктуре; природно-климатические условия [3].
Внутренние факторы конкурентоспособности: конкурентоспособность продукции; финансовое состояние предприятия; маркетинговая деятельность; организация и управление производством; инновационная деятельность и технологии; размер предприятия.
Одним из важнейших, на наш взгляд, факторов, влияющих на конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, является государственная политика в области регулирования и поддержки сельхозтоваропроизводителя.
Объективная необходимость государственного регулирования аграрного сектора обусловлена рядом причин, среди которых важнейшими являются: обеспечение продовольственной безопасности страны, низкая конкурентоспособность и производительность отрасли, ценовой диспаритет на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкий уровень оплаты труда работников сельского хозяйства и другие. Система госрегулирования призвана создать благоприятные условия для развития сельского хозяйства должна быть сориентирована на решение первоочередных задач: ускорение социального развития села; стимулирование развития конкуренции и бизнеса на аграрном рынке; усиление государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях внедрения современных технологий в сельском хозяйстве; создание единой информационной и консультационной системы в АПК; содействие развитию агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации в сфере переработки, хранения и сбыта продукции [2].
Поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей может осуществляться в форме субсидирования, льготного кредитования, налогового и инвестиционного стимулирования. Финансовую поддержку агропромышленного комплекса следует осуществлять по следующим направлениям:
Путем компенсации части затрат на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, удобрения при производстве отдельных видов с.-х. продукции;
Создание специальных государственных фондов финансовой поддержки сельского хозяйства, обладающих источниками формирования и целевым характером использования;
Выделение дотации при поддержке племенного дела в животноводстве и птицеводстве, ведения элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;
Субсидирование за счет средств республиканского бюджета части кредитов, используемых товаропроизводителями на приобретение высокопроизводительных машин и оборудования, введение эффективных технологий;
Оказание финансовой помощи в становлении и развитии крестьянских хозяйств [1].
В
последние годы по объемам производства сельскохозяйственной продукции
Омская область входит в десятку крупнейших регионов России.
По
предварительным данным, производство продукции животноводства за 2010
год по сравнению с уровнем 2009 года составило: 852,6 тыс. тонн
молока (100,1%), 257,4 тыс. тонн мяса (100,1%), 768,9 млн. шт. яиц
(100,4%). По состоянию на начало 2011 года поголовье крупного
рогатого скота составило 440,2 тыс. голов (100,1% к началу прошлого
года). Из них поголовье коров составило 216,2 тыс. голов (100,9% к
тому же периоду).
В Омской области в 2010 году было собрано 2,3
млн. тонн зерна.
На техническую и технологическую модернизацию сельскохозяйственного производства хозяйствами области направлено 855 млн. рублей, приобретено 52 зерноуборочных комбайна, 17 из которых произведены в Омской области, 15 кормоуборочных комбайнов и сенозаготовительных комплексов, 154 трактора различных марок, 18 посевных комплексов, в том числе 7 комплексов МПК-12, изготовленных с применением инновационных методов [4].
Объём государственных вложений в развитие и поддержку агропромышленного комплекса Омской области превысит по итогам года 1 млрд. 214 млн. рублей. Почти половина этой суммы, а именно 524,6 млн. рублей, - средства областного бюджета. В 2010 году значительно возрос объем расходов областной казны на поддержку производства молока в личных подсобных хозяйствах [5]. Ставки субсидирования на закупку молока у населения увеличены к уровню предыдущего 2009 года в 5 раз – с 60 копеек до 3 рублей. А с осени 2010 года бюджетные субсидии на производство молока составляют 4 рубля [6]. В результате в текущем году с января по ноябрь включительно поголовье коров и закуп молока приросли к уровню 2009 года на 1,3% и 15 % соответственно. В целом, по данным Минэкономики, производство молока и мяса в хозяйствах всех категорий сохранится на уровне предыдущего года, яиц – увеличится на 0,7%. Также с 1 июля действует 10-процентная скидка на отпускные цены топлива для сельских товаропроизводителей.
Сельскохозяйственные товаропроизводители активно привлекали кредитные ресурсы банковского сектора на техническое перевооружение, модернизацию и развитие собственных хозяйств. По состоянию на 14 декабря, с начала года выдано 3168 кредитов на общую сумму более 3,3 млрд. рублей, что превышает объемы кредитования предыдущего года на 415,9 млн. рублей, или на 14,3% [5].
Для того чтобы оценить фактор экономического воздействия бюджетного субсидирования на производство молока необходимо провести анализ изменения основных экономических показателей на примере ООО «Соляное» в следующей таблице.
Таблица 1
Влияние субсидирования на экономическую эффективность деятельности
ООО «Соляное» Черлакского района Омской области
Наименование показателя |
Себестоимость без субсидий, руб. |
Себестоимость с субсидиями, руб. |
Выручка, руб. |
Рентабельность без субсидий, % |
Рентабельность с субсидиями, руб. |
Производство молока (в расчете на 1 л) |
8,10 |
4,10 |
9,01 |
11,2 |
119,8 |
Таким образом, использование средств бюджетного субсидирования на данном предприятии обеспечило прирост рентабельности производства молока на 108,6 %.
Что же касается субсидирования производства мяса и зерна, то политика государства в этой области осуществляется не настолько активно, нежели в молочной отрасли.
Одним из рычагов регулирования аграрного сектора является ценовая политика государства. Наиболее ярким примером этого процесса является регулирование цены на топливо в период весенне-полевых и уборочных работ. В 2010 году средняя цена на дизельное топливо составила 20,00 рублей, а, как было отмечено выше, скидка на его закупку была равна 10%. Таким образом, сельхозтоваропроизводители производили закупку топлива по цене 18 руб./л. Экономия затрат на ГСМ в хозяйстве в 2009 году составила 1 833 тыс. руб.
В результате проведенного исследования выяснилось, что государственная поддержка оказывает значительное влияние на производство основных видов сельскохозяйственной продукции. С использованием средств бюджетного субсидирования затраты, приходящиеся на единицу продукции, сокращаются практически на 50%, что приводит к абсолютному увеличению рентабельности производства на предприятии. В конечном итоге совокупность вышеуказанных факторов приводит к повышению конкурентоспособности производимой продукции на аграрном рынке.
- Литература:
Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2007. – 256 с.
Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование / А.Г. Цыганова. – М.: Изд-во Логос, 2008. - 274 с.
Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика / А.Ю. Юданов. – М.: «ГНОМ и Д», 2006. – 142 с.
http://www.omskportal.ru/ru/government/News/2010/08/21/1282391875016.html
http://msh.omskportal.ru/ru/RegionalPublicAuthorities/executivelist/MSH/the_branch_information/finans/razvitie.html