- Способность авиационных газотурбинных двигателей
(ГТД) быстро изменять режим работы – их важнейшая
эксплуатационная характеристика. Она в значительной степени
определяет такие качества летательного аппарата, как быстрота
запуска двигателя, маневренность и безопасность в критических
ситуациях, эффективность при ведении воздушного боя [1].
- Учитывая роль неустановившихся режимов в жизненном цикле ГТД, их влияние на выбор параметров, законов управления, на работоспособность и техническое состояние, сложность описания и анализа процессов, происходящих в компрессоре, камере сгорания и других узлах ГТД, проблема исследования неустановившихся режимов является чрезвычайно важной и актуальной.
- Настоящая работа посвящена исследованию динамической характеристики одновального турбореактивного двигателя (ТРД) с нерегулируемой геометрией в системе имитационного моделирования (СИМ) авиационных ГТД на установившихся и неустановившихся режимах работы DVIGwp (рис.1) [2].
- СИМ DVIGwp базируется на универсальной поэлементной математической модели газотурбинного двигателя на неустановившихся режимах работы. Особенности разработанной в НИЛ САПР-Д СИМ представлены в [3].
- Расчет динамической характеристики одновального ТРД производится в области положительных значений ускорения по частоте вращения ротора, при закрытой ленте перепуска воздуха. В рассматриваемом диапазоне изменения частот вращения ротора и ускорения по частоте вращения ротора режим течения в сопловом аппарате турбины и в реактивном сопле является критическим (обуславливает подобие режимов работы ГТД).
- Зависимости всех приведенных величин (параметров) двигателя от приведенной частоты вращения ротора и приведенного расхода топлива могут быть выражены графически для каждого из параметров
в виде сеток линий постоянных значений в координатах графика (абсцисса) и (ордината). Такой график называется динамической характеристикой ТРД [4].
- Построение динамической характеристики одновального ТРД производится в СИМ DVIGwp за счет расчета совокупности приемистостей с законом расчета, представленным в табл. 1.
- Учитывая роль неустановившихся режимов в жизненном цикле ГТД, их влияние на выбор параметров, законов управления, на работоспособность и техническое состояние, сложность описания и анализа процессов, происходящих в компрессоре, камере сгорания и других узлах ГТД, проблема исследования неустановившихся режимов является чрезвычайно важной и актуальной.
Таблица 1
Закон расчета для ветки динамической характеристики в СИМ DVIGwp
Варьируемый параметр |
Поддерживаемый параметр |
Приведенный расход воздуха на входе в компрессор, |
Площадь критического сечения выходного устройства |
Степень повышения давления воздуха в компрессоре |
Относительная пропускная способность турбины |
Приведенный расход топлива в камере сгорания |
Ускорение по частоте вращения ротора турбокомпрессора |
Рисунок 1. Создание индивидуальной модели одновального турбореактивного двигателя в СИМ DVIGwp




- На динамической характеристике одновального ТРД
(рис. 2-3) приведена сетка ускорений по частоте вращения ротора,
которая представляет собой графически выраженное уравнение
, описывающее двигатель в рассматриваемой области его характеристик для всех условий полета как звено, входом которого является
, а выходом
.










- регулирование заданного установившегося режима;
- регулирование протекания переходного процесса разгона;
- поддержание заданного состояния основного контура ТРД на форсажных режимах;
- автоматическое изменение положения органов переменной геометрии проточной части.
- регулирование протекания переходного процесса разгона;

- Добрянский Г. В. Динамика авиационных ГТД / Г.
В. Добрянский, Т. С. Мартьянова – М.: Машиностроение, 1989. –
240 с.
- Ахмедзянов Д. А. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2004610868. Система термогазодинамического моделирования газотурбинных двигателей на переходных режимах работы DVIGwp / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривощеев, Е. С. Власова. М.: Роспатент, 2004.
- Ахмедзянов Д. А. Термогазодинамический анализ рабочих процессов ГТД в компьютерной среде DVIGw / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривошеев [и др.]. Уфа: УГАТУ, 2003. – 162 с.
- Любомудров Ю. В. Применение теории подобия при проектировании систем управления газотурбинных двигателей. – М.: Машиностроение, 1971. – 198 с.
- Ахмедзянов Д. А. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2004610868. Система термогазодинамического моделирования газотурбинных двигателей на переходных режимах работы DVIGwp / Д. А. Ахмедзянов, И. А. Кривощеев, Е. С. Власова. М.: Роспатент, 2004.